Файл: Применение экспертных систем в деятельности предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перспективные системы будут использовать стандартные и максимально открытые, объектно-ориентированные средства управления и доступа к информации. В качестве таких основных средств становятся встроенные Web-серверы и интерфейс ОРС.

Традиционные АСУП-системы имеют тенденцию превращаться из систем управления сетевыми и системными ресурсами в интеллектуальную платформу управления предприятием в целом. И в этих условиях объективная информация, поступающая с технологического уровня, позволит принимать более качественные управленческие решения.

Создание и внедрение интегрированных систем позволяет предприятию получить ряд серьезных преимуществ, отметим только некоторые из них Экспертные системы: Определения и классификация:

- интеграция подсистем АСУП и АСУТП позволяет обеспечить автоматизированный мониторинг затрат непосредственно в процессе производства, например, с целью определения текущей себестоимости продукции с учетом состояния рынка сырья, темпов инфляции и потерь, связанных с плохой организацией производства;

- появляется возможность значительной экономии средств за счет коллективного использования общей для АСУТП и АСУП сетевой инфраструктуры, включающей в себя кабельные коммуникации, активное сетевое и коммуникационное оборудование, компьютерное оснащение;

- для крупных предприятий, имеющих подразделения и филиалы, расположенные в различных регионах открывается возможность оперативного доступа руководителей высшего звена к технологическим данным c любого уровня системы и географической точки предприятия;

- в ряде случаев использование отмеченных выше технологий может заменить установку дорогостоящих SCADA систем, обеспечивающих визуализацию и просмотр данных.

2.2 Применение экспертных систем в логистике

Применение экспертных систем должен обеспечить:

  • Сокращение количества первичных документов, формируемых «вручную»;
  • Сокращение бумажного документооборота;
  • Получение простого механизма формирования отчетности в различных аналитических разрезах;
  • Повышение оперативности в актуализации справочных данных;
  • Оперативность фиксирования информации о бизнес операциях;
  • Использование единых (типовых) форм отчетности для всей компании, позволяющее существенно повысить качество получаемой отчетной информации;
  • Получение расширенной и оперативной аналитики, позволяющей оперативно принимать управленческие решения.

Функциональность в целом должна удовлетворять следующим требованиям:

• обеспечение режима функционирования в соответствии с графиком работы соответствующих подразделений и дочерних компаний;

• использование единой базы данных, исключающей многократный ввод и дублирование данных;

• обеспечение единого механизма формирования данных (ввод, обработка, хранение и т.п.);

• наличие средств разработки и модификации структуры таблиц, базы данных, экранных форм и отчетов;

• обеспечение информационного обмена ИСУП с внешними информационными системами;

• наличие средств диагностики режимов функционирования ИСУП;

• возможность расширения функционального объема и модернизации ИСУП;

• интерфейс конечного пользователя должен быть мультиязычным, т.е. с возможностью работы пользователя на том языке, который он указал при входе в Систему;

• возможность ведения текстовых данных справочников на разных языках параллельно;

• наличие средств управления правами пользователей на доступ к информации ИСУП;

• ИСУП должна иметь собственную интегрированную среду разработки, включающую:

− многопользовательскую разработку с использованием цен-трального репозитория с контролем версий исходного кода и хранением истории изменений;

− поддержку создания множественных системных конфигураций для разработки и тестирования программ; автоматическое отслеживанием зависимостей между объектами разработки.

Функциональность подсистемы формирования отчетности должна обеспечивать:

• Возможность получения данных (загрузки и ввода данных) из раз-личных источников, включая ручной ввод;

• Проверку полноты, целостности и непротиворечивости данных, наличие механизмов обработки слабо структурированных данных;

• Хранение данных в Едином хранилище;

• Возможность определения пользователем правил расчета и консолидации данных, показателей;

• Возможность построение предметных витрин данных (продажи, закупок и т.д.) для удобного и быстрого представления информации;

• Наличие инструментов для быстрого построения требуемых форм выходной отчетности;

• Наличие средств многомерного анализа данных;

• Наличие средств графического отображения;

• Поддержку современных технологий обработки данных в памяти сервера на уровне технологических объектов хранилища данных (для эффективного построения аналитической отчетности и загрузки данных).

Управление сервисом


Сервис и поддержка клиентов

Обработка рекламаций ;

Обработка возвратов;

Обработка сервисных заказов и заявок;

Управление квалификациями;

Управление гарантиями;

Возможность проведения опросов клиентов;

Анализ качества;

Анализ гарантий;

Анализ предложений по сервисному обслуживанию;

Анализ соглашений об уровне сервисного обслуживания.

Усложнение информации, ее структурное изменение, да и увеличение ее объемов во много раз, порождают новые требования к ее обработке, увеличение оперативность ее циркуляции и, как следствие, скорости принимаемых на ее основе решений.

Перечисленные достижения привели к созданию новых информационных технологий, наиболее перспективным из которых является создание искусственного интеллекта, разработка которого началась еще в 60-х годах XX века и представляет собой попытку создать, путем моделирования процесса работы мозга человека, средство решения сложных задач более простыми методами[7].

Одним из направлений в области искусственного интеллекта стали экспертные системы, куда входят и системы принятия решений, о которых и пойдет речь в данной статье. «Экспертная система - это компьютерная программа, созданная для выполнения тех видов деятельности, которые под силу только человеку-эксперту, например проектирования, планирования, постановки диагноза, перевода, реферирования, ревизии, выдачи рекомендаций» По мнению ученых «экспертные системы позволяют неспециалистам и специалистам широкого профиля заменить собой экспертов и узких специалистов, уменьшая тем самым количество людей, занятых в бизнес - процессе, а следовательно, уменьшая число задержек и ошибок, возникающих в ходе взаимодействия между людьми» Другим аргументом в пользу экспертных систем является то, что при проведении реинжиниринга (реорганизации) любого предприятия такие системы экономически необходимы, так как они позволяют сократить штат сотрудников, сэкономить время, снизить уровень бюрократии и бумажной волокиты. К тому же большое преимущество экспертных систем заключается в том, что данные, а также правила их вывода, касающиеся той или иной предметной области, хранятся в памяти компьютера и в большинстве своем непредвзяты, застрахованы от чьего-либо влияния, их нельзя потерять или «забыть».

Экспертные системы и их элементы в настоящее время эффективно используются в бухгалтерском учете, банковском деле и т.д.
Наряду с тем, что современные достижения в области экспертных систем дают множество преимуществ в работе, они же могут и навредить, если их использование должным и рациональным образом не спланировано. К примеру, при приобретении новой техники и программных средств следует сначала задуматься, подходят ли они для этой организации, или лучше потратить чуть больше средств и создать эксклюзивную экспертную систему, учитывающую все особенности данной организации. Это обусловлено тем, что универсальная экспертная система не всегда может предоставить правильное решение, если не включает в себя специфику какой-то отрасли и поэтому может помочь только в решение общих вопросов[8].


По результатам наблюдения автора за практическим применением экспертных систем в организации перевозок по российским железным дорогам можно выделить следующие причины неэффективности использования экспертных:

- некоторые применяемые экспертные системы, по всей вероятности, разработаны с нарушением комплексного и системного подхода;

- не все экспертные системы учитывают потребности конкретных рабочих мест;

- резкое улучшение работы одной из подсистем, может вызвать сбои или простои других подсистем, а подчас нарушить работу организации в целом;

- большинство экспертных систем не учитывает психологические аспекты совместимости пользователя и компьютера;

- у специалистов вызывают раздражение постоянные напоминания о том, что ему и так хорошо известно, в то время как при работе с новыми ситуациями экспертная система не всегда дает необходимую информацию.

Рассматривая другие области применения экспертных систем, интересно обратить внимание на проблемы автоматизации принятия решений при управлении персоналом, где, несмотря на появление компьютерной обработки данных, многие кадровики по-прежнему используют старые методы работы. К тому же некоторые коммерческие фирмы вообще не имеют служб управления персоналом, доверяя выполнение этой работы другим службам по совместительству. При этом последние выполняют не все функции, присущие службе управления персоналом, а лишь небольшую часть из них, в основном связанную с ведением документации. А в результате это приводит к тому, что даже в такой урезанной форме работы с персоналом, совершается множество ошибок, иногда идущих вразрез с Кодексом Законов о Труде. В качестве примера можно привести случай, когда серьезное государственное предприятие в приказе об увольнении указывает неправильную статью, а это может быть обжаловано в суде, после чего при решении суда в пользу работника предприятие не просто должно будет взять его обратно, но и выплатить ему достаточно большую компенсацию[9].

Именно для недопущения подобных ситуации автором была сделана попытка разработать автоматизированную систему принятия решений в службе управления персоналом, которая могла бы позволить:

- принять не только целесообразное, но и правильное с точки зрения закона решение;

- проводить контроль за исполнительской деятельностью;

- собирать всю необходимую исходную (релевантную) информацию по тому или иному направлению деятельности службы управления персоналом.


Данная система может помочь специалисту широкого профиля в области управления работать и принимать правильные с юридической точки зрения решения в службе управления персоналом, а так же разработать ту или иную программу в этой области. Ее также могут использовать работники других служб для получения информации о своих правах и обязанностях.
Эта экспертная система состоит из нескольких взаимосвязанных частей. Первая часть - информационная, представлена в форме систем меню, перемещаясь по которым можно получить необходимую информацию по тому или иному направлению деятельности служб управления персоналом.
Вторая часть реализована с помощью продукционной модели представления знаний с прямой цепочкой рассуждений. Здесь, в ходе ответов на задаваемые системой вопросы, пользователь может получить рекомендацию по проблемам, которые могут возникнуть в ходе его работы в службе управления персоналом. Например, эта часть экспертной системы может помочь при принятии решений по вопросам дисциплинарного взыскания и увольнения сотрудников. Очень часто выполнение именно этой функции управления персоналом влечет за собой конфликты, а экспертная система может порекомендовать, как их избежать и как при этом не нарушить закон.
Третья часть необходима для оценки персонала. Она основана на базе документов, которую можно ввести, изменить или добавить в нее запись, а также просмотреть ее полностью. Эта часть выдает сведения о документах, срок исполнения, которых истек, или тех, которые еще предстоит исполнить. Сюда также включена программа с необходимыми для работы службы управления персоналом бланками и правилами их заполнения.
Для удобства пользователя в эту систему была встроена программа, позволяющая изменять цвет фона и букв меню и рекомендаций, а также дан помощник, описывающий систему и работу в ней. При желании пользователь может просмотреть тексты основных законодательных актов, регулирующих деятельность службы управления персоналом[10].

Ученые считают, что будущее именно за такими системами. Сейчас есть несколько направлений усовершенствования экспертных систем и систем принятия решений. Необходимо обратить внимание на два из них, представляющих наибольший интерес. Первое связано с ведением разработок, позволяющих пользователю вести диалог с компьютером на естественном языке, а не алгоритмическом, так как большинство экспертных систем основано на модели, при которой, отвечая на вопросы (да или нет), задаваемые компьютером, пользователь получает конкретную рекомендацию. По мнению экспертов, в будущем возможна ситуация, когда вопросы будет задавать пользователь, а компьютер, на основе имеющихся данных, будет выдавать конкретные рекомендации.