Файл: Учетная политика для целей налогообложения: цель, задачи, формирование, применение (Анализ учетной политики предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Наиболее актуальными в настоящее время, в период становления и усовершенствования системы налогообложения в РФ представляются вопросы, связанные с легализацией и одновременной оптимизацией налогообложения предприятий и организаций. Знание налогового законодательства позволяет грамотно подойти к решению данного вопроса. Налогоплательщикам предоставлены широкие возможности в решении вопросов минимизации налогового бремени, поэтому главной задачей остается изучение законодательства РФ и выбор направлений и методов, оптимальных для конкретной организации и ее специфики деятельности.

Учетная политика организации является одним из основных документов, позволяющих налогоплательщику уменьшить налоговое бремя. Учетная политика - это определенные принципы, основы, обычаи, правила и практические приемы, принятые предприятием для формирования бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности.

При разработке учетной политики предстоит решить следующие задачи:

1. Сделать бухгалтерский учет прозрачным и доступным в понимании, позволяющим осуществить анализ хозяйственной деятельности предприятия.

2. Создать оптимальную систему налогового учета.

3. Предусмотреть определенные направления минимизации налогов, не противоречащие действующему законодательству РФ.

4. Создать систему организации бухгалтерской службы, которая способствовала бы своевременному и четкому документообороту и учету информации.

Учетная политика, отвечающая на все вышеперечисленные задачи, может стать реальным источником необходимой информации, и сможет оказать настоящую помощь организации, а не тем формальным документом, который организация, во избежание проблем, должна представить в налоговый орган.

Целью данной работы является анализ целей, задач учетной политики, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты учетной политики;

- провести анализ учетной политики предприятия;

- разработать рекомендации по составлению учетной политики.

Объект исследования – НАО «Теза».

Предмет исследования – учетная политика.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских авторов в области бухгалтерского учета.


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1. Понятие и регулирование учетной политики

Учетная политика является неотъемлемым инструментом, регулирующим методологические и организационные основы учета в организации. До настоящего времени не выработано однозначного понимания этой категории, что повышает значимость его определения в расширении и уточнении теоретического знания, а также учетной практике. Согласно одному из множества определений данного термина, учетная политика- это внутренний документ организации, устанавливающий правила, способы ведения на фирме бухгалтерского и налогового учета. Термин «учетная политика» произошел от английского словосочетания «ас^^^ policies», который стал употребляться в международных стандартах финансовой отчетности с конца 1980-х годов.

Впервые этот термин был введен Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 20 марта 1992 г. № 101.

В настоящее время действует единое Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (далее — ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н и вступившее в силу с 1 января 2009 г.5 Со вступлением в силу нового Положения ПБУ 1/1998 утратило силу.

ПБУ 1/2008 устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Данное Положение не распространяется на кредитные организации и государственные (муниципальные) учреждения.

Понятие учетной политики содержится в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»6 (далее — Закон № 402-ФЗ), но в довольно краткой форме. Развернутое содержание данного термина приводится в ПБУ 1/2008.

Согласно п. 1 ст. 8 Закона № 402-ФЗ учетная политика для целей бухгалтерского учета- это совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета.

Учетная политика, согласно ПБУ 1/2008, — это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности) (6), к которым относят способы:


  • группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности;
  • погашения стоимости активов;
  • организации документооборота;
  • инвентаризации;
  • применения счетов бухгалтерского учета;
  • организации регистров бухгалтерского учета;
  • обработки информации.

Также рассматриваемое понятие раскрывается и в Международном стандарте финансовой отчетности (IAS) (7) «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки», утв. приказом Минфина России от 18.07.2012 № 106н (8).

В соответствии с МСФО (IAS) 8 под учетной политикой понимаются конкретные принципы, основы, соглашения, правила и практика, принятые предприятием для подготовки и представления финансовой отчетности. Определение учетной политики, данное в МСФО (IAS) 8, в отличие от Закона № 402-ФЗ, делает акцент не на деятельности (ведении бухгалтерского учета), а на ее результате (готовой финансовой отчетности), а также затрагивает не столько практические, сколько методологические основы деятельности (8).

В то же время учетная политика может быть рассмотрена не только как совокупность способов и правил ведения бухгалтерского учета. Как отмечают Н. П. Кондраков и И. Н. Кондраков, в своем учебнике приводят следующее определение учетной политики «под учетной политикой можно также понимать «выбор организацией вариантов учета и оценки объектов учета, по которым разрешена вариантность, а также формы, техника ведения и организации бухгалтерского учета исходя из установленных допущений и требований и особенностей ее деятельности (организационных, технологических, численности и квалификации учетных кадров, уровня технического оснащения учетных работников и др.)» (2).

В данном определении авторы делают акцент на «политическую» сторону рассматриваемого нами понятия.

В науке финансового права неоднократно предпринимались попытки дать определение понятию «финансовая политика». Как отмечают Н. М. Артемов и Л. Л. Арзуманова, «финансовая политика основывается на совокупности воззрений, в соответствии с которыми определяются цели финансовой деятельности государства, методы ее осуществления и принципы» (1). В свою очередь, Е. М. Ашмарина разделяет финансовую политику на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия, по мнению данного автора, «заключается в выработке основных направлений использования финансов, выработке форм и видов организации финансовых отношений», а финансовая тактика — это «решение конкретных экономических задач определенного этапа развития страны путем применения необходимых способов»(9).


Между тем, несмотря на то, что учетная политика для целей бухгалтерского учета регулируется нормами финансового права, ее нельзя рассматривать в качестве разновидности финансовой политики в том смысле, в котором данный термин понимается в науке финансового права. Учетная политика — это политика организации, а не государства. В то же время учетная политика для целей бухгалтерского учета в полном смысле этого слова является финансовой, поскольку выбор той или иной модели ведения бухгалтерского учета в итоге влияет на финансовый результат организации.

Любая политика требует своего нормативного закрепления. В связи с этим И. Б. Романова и О. Ф. Ермишина рассматривают учетную политику в узком смысле как «документ системы ведения бухгалтерского учета, отражающий специфические и вариантные способы бухгалтерского учета, применяемые конкретной организацией»(5).

Таким образом, учетная политика организации может быть рассмотрена как:

  • модель организации бухгалтерского учета в организации;
  • совокупность воззрений главного бухгалтера и иных лиц, ответственных за формирование учетной политики, на организацию бухгалтерского учета, исходя из целей и особенностей ведения хозяйственной деятельности данной организации;
  • локальный акт организации, закрепляющий совокупность способов ведения бухгалтерского

учета.

Каждый экономический субъект формирует свою учетную политику самостоятельно, основываясь на правила установленные законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

Руководитель организации может возложить ведение бухгалтерского учета в организации, либо на главного бухгалтера, либо на другое уполномоченное лицо, или же заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Учетная политика в обязательном порядке утверждается руководителем организации и оформляется приказом или распоряжением организации.

При формировании учетной политики следует руководствоваться рядом допущений:

  1. имущественной обособленности;
  2. непрерывности деятельности;
  3. последовательности применения учетной политики;
  4. временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика организации должна отвечать следующим требованиям:

  1. полноты;
  2. своевременности;
  3. осмотрительности;
  4. приоритета содержания перед формой;
  5. непротиворечивости;
  6. рациональности.

Составление учетной политики в области налогообложения регламентируется Налоговым кодексом РФ. Учетная политика составляется и на основании ПБУ 1/2008.


Учетная политика для целей налогообложения — это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. По налогу на добавленную стоимость (НДС) в п. 12 ст. 167 НК РФ указывается, что обязательно утверждение и применение налогоплательщиком принятой учетной политики. Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

Налоговый учет осуществляется для того, чтобы:

  • сформировать полную и достоверную информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, которые осуществляются налогоплательщиком в течение отчетного периода;
  • обеспечить информацией внутренних и внешних пользователей с целью проконтролировать правильность исчисления, полноту и своевременность исчисления и уплаты в бюджет налога (4).

Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, которая как правило утверждается соответствующим приказом руководителя.

Если произошли изменения в принимаемых методах учета, решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах — не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства (3).

Существуют особенности при составлении учетной политики организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения (УСН), а также индивидуальными предпринимателями, применяющими патентную систему налогообложения.

В соответствии со ст. 346.24 и п. 1 ст. 346.53 НК РФ указанные налогоплательщики ведут учет доходов и расходов, в книге учета доходов и расходов. Приказом Минфина России от 22.10.2012 № 135н утверждаются такие формы налогового учета, как книга учета доходов и расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения), а также книга учета доходов (для индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения). Такие организации должны вести книги учета доходов и расходов, которые также следует указать в учетной политике.

Кредитные организации и бюджетные учреждения тоже утверждают учетную политику. В отличие от коммерческих организаций, принципы формирования учетной политики которых регламентированы ПБУ 1/2008, нормативного документа, четко регламентирующего порядок формирования учетной