Файл: Учетная политика для целей налогообложения: цель, задачи, формирование, применение (Анализ учетной политики предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

политики для

целей организации бухгалтерского учета в кредитных организациях и бюджетных учреждениях, в настоящее время не существует.

Кредитные организации разрабатывают и утверждают учетную политику в соответствии с утвержденным Банком России от 16.07.2012 № 385-П «Положением о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»18 и иными нормативными актами Банка России. За формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности ответственность несет главный бухгалтер кредитной организации. Принятая кредитной организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т. п.).

В соответствии с пунктом 6 Инструкции № 157н, учреждения (казенные, бюджетные и автономные) для организации ведения бухгалтерского учета формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий. На основе Единого плана счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции № 157н сформированы отдельные планы счетов и инструкции для каждой организационно-правовой формы бюджетных учреждений.

Казенными учреждениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами управления государственными и территориальными внебюджетными фондами, государственными академиями наук применяется приказ Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению».

Бюджетными учреждениями нового типа применяется приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».

Автономными учреждениями применяется приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению».

Подводя итог, еще раз подчеркнем, что учетная политика в настоящее время является основным документом бухгалтерского учета в организациях. При этом действующее законодательство достаточно гибко подходит к регулированию правил формирования учетной политики — в большинстве случаев организациям предоставляется право выбора порядка отражения информации в бухгалтерском учете. В связи с этим формирование учетной политики должно происходить на основании профессионального суждения бухгалтера о целесообразности и эффективности выбора той или иной модели учетной политики.


К сожалению, в настоящее время в российском законодательстве не закреплена норма, устанавливающая ответственность за неутверждение учетной политики организации на соответствующий финансовый год. Непредставление учетной политики может являться основанием для привлечения организации к ответственности по ст. 120 и 126 НК РФ. В то же время, как показывает практика, отсутствие приказа об утверждении учетной политики рассматривается в совокупности с другими обстоятельствами при оценке объективной стороны указанных правонарушений.

Все это приводит к тому, что зачастую в организациях достаточно формально подходят к формированию учетной политики. Между тем учетная политика представляет собой не просто совокупность правил ведения бухгалтерского и налогового учетов — она является локальным нормативным актом, на который можно ссылаться в случае возникновения расхождений в ходе проведения налоговых и иных проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций. Все это, по нашему мнению, обуславливает необходимость закрепления в гл. 15 КоАП РФ статьи, предусматривающей ответственность за отсутствие приказа руководителя организации об утверждении учетной политики на соответствующий финансовый год.

Как мы знаем, грамотный подход в выборе модели учетной политики может существенным образом снизить налоговую нагрузку. Так, более 90 % российских организаций в настоящее время применяют линейный способ амортизации основных средств в налоговом учете и в бухгалтерском учете. В то же время выбор нелинейного способа амортизации основных средств в налоговом учете ведет к снижению налоговой базы по налогу на прибыль.

Отказ от использования данного метода объясняется лишь тем, что образовавшиеся при применении нелинейного метода амортизации расхождения в регистрах бухгалтерского и налогового учетов неудобны для работы бухгалтера.

В связи с этим необходимо говорить о том, что учетная политика организации должна быть взвешенной, продуманной и детально прописанной для того, чтобы, с одной стороны, наиболее эффективным образом организовать работу бухгалтерии, а с другой — исключить возможные претензии государственных органов в случаях осуществления финансового контроля деятельности организаций.

1.2 Формирование учетной политики с целью уплаты налогов


Для точности исчисления и правильности уплаты налогов необходимым документом является учетная политика. Во всей литературе учетную политику трактуют как совокупность принципов, правил и практических приемов, которые были приняты организацией для формирования и ведения бухгалтерского и налогового учета. В Налоговом кодексе с принятием закона от 27 июля 2006 г. №137-ФЗ была введена категория «учетная полтика для целей налогообложения». Согласно ст.11 НК РФ учетной политикой для целей налогообложения признается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности [3].

Организации вправе самостоятельно разработать учетную политику для целей налогообложения, для того чтобы разобраться в системе налогообложения и минимизировать налоги на прибыль и на имущество. В п. 12 ст.167 НК РФ установлено, что учетная полтика организации должны быть утверждена соответствующими приказами и распоряжениями руководителя.

Учетная политика является соединительным инструментом, который направлен на сближение бухгалтерского и налогового учета:

  • оптимизация налогообложения;
  • выбор учетной политики для целей налогообложения.

Основными нормативными актами будут являться Федеральный закон от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденное приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. №60н.

При формировании учетной политики учитывают положения, которые могут существенно повлиять на налогообложение:

  1. Метод оценки производственных запасов.

В соответствии со ст.268 Налогового кодекса и ПБУ 5/98 «Учет материально-производственных запасов» определить фактическую себестоимость материальных ресурсов, которые списываются в производство, можно одним из методов:

  • по себестоимости каждой единицы;
  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО).
  1. Метод определения выручки.

В  соответствии со ст.271 Налогового кодекса дата получения дохода считается дата реализации товара (работ, услуг, имущественных прав), но также существуют некоторые исключения для налогоплательщиков. Этот способ является единственным для определения налоговой выручки.


  1. Порядок начисления амортизации основных средств.

В законодательстве разрешены несколько вариантов амортизационных начислений. Чем выше амортизация у основного средства, тем больше у налогоплательщика будет себестоимость и цена на товары, а значит налог на прибыль будет меньше[2].

Все положения должны быть записаны в учетной политики. Например: определения фактической себестоимости материальных ресурсов, которые списываются в производство, определяется по средней себестоимости.

После 2002 года значимость учетной политики снизилась. Теперь, кроме учетной политики, предприятия должны вести отдельно налоговый учет в соответствии со ст.313 Налогового кодекса. К основным задачам налогового учета относят формирование полной и достоверной информации о доходах и расходах организации, расчет налоговой базы, а также доведение этой информации до внутренних и внешних пользователей, чтобы обеспечить контроль за правильностью исчисления и перечисления налога на прибыль в бюджет.

Для организаций, которые хотят уменьшить свою налоговую нагрузку, существуют следующие инструменты:

  • так называемые «пробелы» в налоговом законодательстве;
  • налоговые льготы;
  • другой вид деятельности организации;
  • учет, который был отражен в учетной политики;
  • оффшоры.

«Пробелы» в налоговом законодательстве. В 2014 году опрос управления налоговыми преступлениями показал, что неясности в Налоговом кодексе трактуются в пользу налогоплательщика (69 %). Также 83 % предпринимателей удавалось отбиться от претензий налоговой службы, используя нечеткие формулировки.[4] Спорными нормами в налоговом законодательстве можно назвать: амортизация арендованного имущества, реклама чужих товаров, нормирование вычетов НДС, восстановление НДС и др.

Налоговые льготы. В ст. 56 Налогового кодекса РФ налоговые льготы представляют возможность налогоплательщикам не уплачивать налог или сбор, либо уменьшить их размер. Налоговые льготы – это те преимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков. Основанием будет: финансовое, материальное, экономическое положение; особые заслуги перед отечеством; охрана окружающей среды и экологии; необходимость развития отдельных сфер и субъектов производства, регионов страны и др. С.В. Барулин и А.В. Макрушин предлагают разделять налоговые льготы на:

  1. личные и для юридических лиц;
  2. общие для всех налогоплательщиков льготы и специальные (частные) налоговые льготы для отдельных категорий плательщиков;
  3. безусловные и условные налоговые льготы;
  4. общеэкономические и социальные налоговые льготы[1].

Вид деятельности организации, его изменение и изменение места регистрации. Изменить вид деятельности организации означает переход на выполнение таких операций, которые облагаются налогами в меньшей степени.  К примеру, можно привести торговые организации, которые вместо договоров поставки заключают с контрагентами договоры комиссии и агентские контракты. Для сокращения налогового бремени организации изменяют налоговую юрисдикцию, то есть регистрируют организации на территории, которой обложение налогами происходит в льготном режиме. К таким территориям относят зоны с минимальным налоговым бременем – оффшор.

Некоторые организации используют разные варианты учета, в целях уменьшения налоговой нагрузки. Законодательство предоставляет налогоплательщикам различные способы ведения налогового учета, с помощью учетной политики организации. К основным методам относят методы, которые одновременно влияют на налог на прибыль и налог на добавленную стоимость, а именно:

  • технический аспект учетной политики;
  • раздельный учет по НДС;
  • определение налогового периода и момента возникновения налоговых обязательств;
  • учет дебиторской задолженности.

Все налоговое планирование связано с определенными рисками, так как налоговые органы не приветствуют различные действия налогоплательщиков, направленных на снижение налоговой нагрузки. Ведь целью налоговых органов является максимальное увеличение налоговых поступлений в бюджет.

Риски налогового планирования возможно снизить с помощью правильного применения законодательства, используя все возможные льготы, права и гарантии. В итоге положительный результат налогового планирования оправдывает все возможные риски организации, что является эффективным показателем использования учетной политики.

ГЛАВА 2.АНАЛИЗ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1.Анализ учетной политики для исчисления налога на прибыль

В ст. 313 гл. 25 “Налога на прибыль организаций” НК РФ установлено: “Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом руководителя.