Файл: Кадровая стратегия в системе стратегического управления организацией.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы

Менеджмент организации, основанный на маркетинге, стратегии и управлении персоналом, является основой достижения высокой конкурентоспособности инновационного бизнеса.

Стратегический менеджмент персонала находит выражение в методологии и организации управления в условиях нестабильности среды, что особенно актуально для современной России. Он дает огромные преимущества, которые заключаются в рациональном использовании ограниченных ресурсов, и главным образом, времени. Кроме того, стратегический менеджмент дает чувство уверенности у персонала организаций и их менеджеров, способствует последовательной разработке и реализации управленческих решений, ориентирует на устойчивое развитие в условиях рынка. Вложения в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности организации.

Взгляд на организацию сквозь призму циклов развития позволяет более точно идентифицировать ее основные ценностные установки и ориентации, конкретизировать задачи, стоящие перед предприятием, а также особенности управленческих подходов, в том числе, и к управлению персоналом.

Глава 2. Анализ результативности деятельности аудиторской компании ООО «Альфа»

2.1 Характеристика деятельности и стратегия развития компании ООО «Альфа»

Аудиторская компания ООО «Альфа», работает на региональном рынке аудиторских услуг с 2001 года. В исследуемом периоде руководством фирмы поддерживались следующие основные направления бизнеса:

  1. Аудит.
  2. Экспертиза тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
  3. Бухгалтерское и налоговое консультирование: постановка бухгалтерского учета; восстановление бухгалтерского учета; бухгалтерское обслуживание; консультационное обслуживание; информационно-аналитическое обслуживание; обзоры изменений в законодательстве; обзоры профессиональной прессы; семинары по бухгалтерскому учету и налогообложению.
  4. Автоматизация учета.
  5. Оценка имущественных комплексов.
  6. Консалтинг: инвестиционный консалтинг; организационный консалтинг.

Организационная структура компании ООО «Альфа» представлена в Приложении 3. Организационная структура является функциональной и построена по дивизиональному (департаментному) принципу. Основой дивизионального разделения являются основные направления деятельности фирмы. Так, в фирме созданы следующие основные производственные подразделения:

  1. Отдел общего аудита.
  2. Отдел бухгалтерского и налогового консалтинга.
  3. Отдел автоматизации учета.

Вместе с тем, для выполнения заказов клиентов компании необходима командная работа. В связи с этим, специалисты отделов общего аудита и автоматизации учета формируются в команды и выполняют каждый свои роли при выполнении клиентского заказа. При исполнении заказа на аудиторскую проверку в отделе общего аудита формируется команда в составе: аудитор – руководитель проверки; помощник аудитора; ассистент аудитора.

При выполнении проекта на автоматизацию учета в отделе автоматизации учета создаются проектные команды в составе:

  1. главный специалист или ведущий специалист с функциями руководителя проекта и разработчика технического задания на информационную систему.
  2. консультанты по информационным технологиям с функциями настройки информационной системы под требования технического задания.
  3. специалисты с функциями работы с пользователями на этапе внедрения информационной системы.

Таким образом, в производственной деятельности фирмы применяется также и проектная организационная структура.

Вспомогательный персонал фирмы представлен бухгалтерией и офисными работниками. Средний управленческий слой представлен начальниками основных отделов. Они исполняют управленческие функции, связанные с организацией работы отдела, включая управление финансами и персоналом отдела. Кроме того, управленческие функции они сочетают с прямым участием в производственной деятельности отдела, т.е. участвуют в аудиторских проверках и проектах автоматизации. Топ-менеджеры компании ООО «Альфа» также совмещают исполнение конкретных функций менеджмента с участием в исполнении заказов клиентов.

Характер бизнеса определяет людей, приходящих в данную фирму. В большинстве своем это очень талантливые и амбициозные люди, желающие развивать свой потенциал и стремящиеся к карьерному росту. Эти люди развиваются самостоятельно, потому что устанавливают собственные цели и становятся настоящими лидерами. Они много работают, поэтому в коллективе развит трудоголизм. Вследствие своей работоспособности и высоких результатов, которые они достигают, они желают своего признания и высокой оплаты. Именно поэтому они могут покинуть фирму, если они не востребованы или считают, что труд недостаточно вознаграждается. Большинство сотрудников – компетентные люди с развитой интуицией, поэтому они могут давать разумные советы в направлении развития фирмы, тем более что они не равнодушны к фирме и гордятся, что в ней работают. В коллективе приветствуется командный дух, складывается семейный тип отношений, а также сотрудничество.


Впервые стратегия и миссия аудиторской компании ООО «Альфа» были сформулированы руководителем совместно с менеджерами в конце 2001 года. Миссия компании «Альфа» была сформулирована как оказание предприятиям высококачественных услуг, направленных на постановку эффективного бизнеса в интересах общества. Основной стратегической концепцией компании «Альфа» стало завоевание лидирующего положения на рынке среди других фирм за счет комплексного подхода к проблемам клиентов и путем развития комплекса аудиторских и консалтинговых услуг.

В качестве стратегической была принята следующая цель: обеспечить к 2010 году доходы фирмы от всех видов деятельности в сумме 30 млн. рублей в год за счет ежегодного прироста реализации услуг в размере 15%. Стратегическая цель компании ООО «Альфа» должна быть достигнута за счет активизации маркетинговой деятельности на уровне основных производственных отделов, а также создания маркетинговой службы фирмы. Кроме того, была внедрена система бюджетирования и финансового планирования в разрезе центров финансовой ответственности, которыми являются основные производственные отделы фирмы. Система финансового планирования и управления маркетингом должны были обеспечить достижение планового уровня доходов путем формирования соответствующего портфеля заказов. Кроме того, была внедрена система премирования отделов за выполнение планового объема доходов в соответствии с принятой стратегией.

В течение 3-х лет основная стратегическая концепция компании ООО «Альфа» не пересматривалась, в то время как произошли существенные изменения во внешней среде. В то же время при реализации стратегии менеджмент фирмы столкнулся с определенными внутренними ограничениями. Дальнейшая реализация стратегии представляется затруднительной без преодоления внутренних ограничений, а также без учета факторов внешней среды. Поэтому в рамках выполнения данной курсовой работы был проведен стратегический анализ состояния компании ООО «Альфа», который позволил проанализировать состояние дел в отрасли с учетом действия пяти основных сил, изменений во внешней и внутренней среде фирмы, и определить основные направления стратегических изменений, необходимых для достижения установленных стратегических целей фирмы.

Воздействие факторов внешней среды представлено в Приложении 4, воздействие пяти сил рыночного окружения – в Приложении 5, воздействие факторов внутренней среды – в Приложении 6.


Исходя из анализа структуры отрасли, можно сделать следующие основные выводы:

  1. Конкуренция в отрасли будет усиливаться.
  2. Для победы в конкурентной борьбе аудиторские компании сохранят политику низких цен за счет стандартизации своей деятельности и накопленного опыта, а также будут прилагать максимум усилий для сохранения существующей клиентской сети, что потребует от них глубокого знания проблем клиентов и тесного сотрудничества с ними, а также участия в проверках наиболее опытного персонала.
  3. Ключевыми факторами успеха в конкурентной борьбе будут являться профессиональный состав фирмы, наработанные в процессе опыта внутренние стандарты и методология проведения аудиторских проверок.
  4. Конкурентная борьба приведет к снижению прибыли в целом по отрасли и увеличению затрат на конкурентную борьбу, в частности на привлечение и обучение персонала.

За период с 2004-2006 гг. объем доходов от аудиторской деятельности компании ООО «Альфа» возрос с 7,3 млн. руб. до 9,4 млн. руб. Соответственно занимаемая доля рынка возросла с 19% до 27%. Основные рыночные показатели фирмы представлены в табл. 1.

Таблица 1 Основные показатели развития компании ООО «Альфа»

Показатели

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Абсолютное

Значение

Абсолютное

Значение

% роста к 2004 г.

Абсолютное

Значение

% роста к 2005 г.

Объем доходов от аудиторской деятельности, т.р.

7295,5

8164,2

+ 111,9

9389,3

+ 115,1

Численность персонала, чел.

47

50

+ 106,4

55

+ 110,0

Количество клиентов, ед.

92

111

+ 120,6

127

+ 114,4

Количество потерянных клиентов, ед.

23

43

+ 186,9

56

+ 130,2

Количество новых клиентов, ед.

8

24

+ 300,0

40

+ 166,7

Объем доходов от услуг по автоматизации учета, т.р.

3678,5

4006,5

+ 108,9

3360,9

+ 83,9

Объем доходов от услуг по оценке и консалтинговых услуг, т.р.

220,4

1010

+ 458,3

1031,5

+ 102,2

Общий объем доходов, т.р.

11194,4

13180,3

+ 117,7

13781,7

+ 104,5

Если исходить из модели Кистера 1, 10, 100, 1000, то можно сказать, что компания ООО «Альфа» в 2004 году преодолела «барьер» доходности в 10 млн. рублей, и в 2005 и 2006 году продолжала наращивать свои объемы. Периодом интенсивного развития фирмы стал 2005 год, когда согласно принятой маркетинговой стратегии активно продвигались все услуги фирмы.


Однако, из представленных в Приложении 6 данных, очевидно, что прирост общих доходов фирмы обеспечивается именно за счет аудиторской деятельности. Выручка от аудиторских услуг, в отличие от доходов от других услуг, демонстрирует ежегодный поступательный рост. В 2006 году выручка от аудиторских услуг приблизилась к значению 10 млн. руб. Именно в этом году фирма столкнулась с большими трудностями в своей работе, которые были вызваны наращиванием объемов аудита и числа клиентов без соответствующих изменений структуры и функций менеджмента. Налицо была рассогласованность действий маркетинговой службы с организацией работы отдела общего аудита. Основной задачей маркетинговой службы для достижения стратегических целей по доходам и доле рынка было увеличение числа клиентов. Оказалось, что отдел аудита не был обеспечен достаточным кадровым составом для выполнения всех заказов на аудит.

Ситуация ухудшилась, когда в течение 2006 года по тем или иным причинам по собственному желанию уволились десять аудиторов, четыре из которых имели квалификационные аттестаты аудитора и большой практический опыт работы. На смену им были приняты новички, которые не могли полноценно заменить уволившихся специалистов. Все это сказалось на качестве проверок при довольно высоких ценах, которые фирма продолжала удерживать. Следствием этих проблем стал уход клиентов в начале 2006 года, среди которых были и VIP клиенты. В такой ситуации отчетливо проявилась слабость действующей системы работы с кадрами. Сказалось и отсутствие формализованной системы стратегического менеджмента: не был вовремя проведен стратегический анализ и не выработаны корректирующие стратегии.

Для преодоления слабостей и угроз внешней среды за счет сильных сторон и возможностей фирме необходимо принять корректирующие стратегии. Наиболее разумные стратегии представлены в таблице корреляционного SWOT-анализа в Приложении 7. Если обобщить представленные в таблице стратегии, то наиболее важными из них могут стать следующие:

  1. Завершение работ по стандартизации аудиторских процедур в соответствии с тенденциями законодательства.
  2. Построить эффективную систему управления персоналом.
  3. Выстроить клиенто-ориентированную философию фирмы.
  4. Создать сильные филиалы.

Эти стратегии позволят преодолеть барьеры, с которыми столкнулась фирма при росте масштабов своей деятельности и продолжить свое поступательное движение и завоевание рынка аудита. Кроме того, эти стратегии будут способствовать снижению затрат в будущем за счет эффекта опыта и сокращению издержек на транспорт и командировки при проведении аудиторских проверок предприятий в Северо-Западном регионе. Таким образом, наиболее эффективной стратегией дальнейшего развития компании ООО «Альфа» является стратегия лидерства по издержкам.