Файл: Статус нотариуса (Анализ изменений российского законодательства, связанных со статусом нотариуса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Законодательно установлено 5 требований к лицу, претендующему на должность нотариуса: наличие гражданства РФ, полного высшего профессионального (юридического) образования, успешное прохождение годовой стажировки, сдача квалификационного экзамена на соответствие знаниям в области нотариальной деятельности, получение лицензии на осуществление деятельности.

Этапами порядка получения статуса нотариуса являются: выполнение законодательно установленных требований к лицам, которые претендуют на замещение должности нотариуса; успешное прохождение годовой стажировки; сдача квалификационного экзамена в области нотариальной деятельности; назначение лица успешно завершившего все представленные испытания на должность нотариуса.

Положениями Основ законодательства РФ о нотариате установлено 32 наименования видов нотариальных действий, перечень которых с определенной временной периодичностью изменяется. Установлено 7 особенностей правового статуса нотариуса в РФ, основной из которых выделены различия в правовом статусе нотариусов, которые работают в государственных нотариальных контора и нотариусов, занимающихся частной практикой.

Глава 2. Анализ изменений российского законодательства, связанных со статусом нотариуса

2.1 Проблемы современного состояния правового регулирования статуса нотариуса

Принятые 11.02.1993 Основы законодательства РФ о нотариате стали революционным нормативным актом в нотариальной деятельности: в них было провозглашено создание частного нотариата, существующего наряду с государственным. Статус нотариусов поменялся коренным образом, они получили возможность осуществлять публично-правовые функции в условиях, приближенных к мировым стандартам, выступая как независимые и несущие вместе с тем полную ответственность за свои действия юристы.

Нотариусы в настоящее время не входят в систему органов исполнительной власти и не являются должностными лицами или государственными, муниципальными служащими. Тем не менее, в современных условиях развития общества возникла необходимость в принятии нового закона, регламентирующего деятельность нотариата и кардинально меняющего статус нотариусов [19, с. 12].


Основы законодательства о нотариате по-прежнему остаются главным законодательным актом, регулирующим нотариальную деятельность. За прошедшее время наработана достаточно обширная практика их применения, а институт частного нотариата занял прочное место в системе российской юстиции.

Последние годы двадцатого столетия характеризуются бурным развитием российского законодательства. Были приняты новые кодексы (к примеру, Семейный кодекс РФ), многочисленные подзаконные акты, регулирующие разные общественные отношения. В рассматриваемый нормативный правовой акт не было внесено кардинальных изменений касающихся правового статуса нотариуса

Поэтому, несомненно, к одной из проблем современного состояния правового регулирования статуса нотариуса можно отнести отсутствие актуальных законодательных изменений регламентирующих его профессиональную деятельность.

Так до настоящего момента времени не вступил в юридическую силу (уже в 2016 году был подготовлен полный проект) Федеральный закон «О нотариальном тарифе».

Отсутствие четкой законодательной регламентации данного правового вопроса влечет за собой достаточное количество проблем, касающихся применения ставки государственной пошлины за совершаемое нотариальное действие, а также налогообложения нотариуса [16, с. 113].

Еще одна проблема связана непосредственно с профессиональной деятельностью нотариуса. При совершении нотариальных действий нотариус обязан проверить подлинность документов. Однако все чаще встречаются документы, подделанные с большим мастерством, что без специальных технических средств не позволяет отличить их от оригинала. Проверка подлинности документов сводится к тому, что нотариусы связываются друг с другом, определяя, где до этого был удостоверен документ, а также используют профессиональную интуицию и опыт. Однако, как показывает практика, данных мероприятий бывает недостаточно.

Эффективным способом противодействия подобным махинациям может стать внедрение в профессиональную деятельность нотариата единой системы бланков строгой отчетности на специальной защищенной особенным способом бумаге. В некоторых регионах Российской Федерации уже введены специальные бланки, но учитывая масштабы нашего государства этого недостаточно, так как действуя в рамках конкретного региона, за его пределами возможность противоправных действий с нотариальной документацией значительно увеличивается, в связи с различиями ведения нотариальной деятельности.


В рамках исследования, считаем необходимым рассмотреть практический опыт применения системы специальных бланков. Ярким примером становится опыт Нижегородской нотариальной палаты.

Руководством данного органа было принято решение об разработке эскиза документа, после чего специальные бланки были выпущены ограниченным тиражом на московской печатной фабрики. Отличительной чертой бланков стали семь степеней защиты от фальсификации, включая свечение надписи «нотариат» в ультрафиолетовых лучах, типографские номера и отметку «Нижегородская нотариальная палата» [26].

Бланки подлежат строгому учету и подлежат обязательной регистрации в специальных книгах после их получения нотариусами в палате. Испорченные бланки списываются и по акту сдаются в палату для последующего уничтожения.

Нами отмечается, что применение на всей территории Российской Федерации подобной меры защиты положительно скажется на привлечении к ответственности нотариусов за упущение нарушений закона в этой сфере.

К особо важным пробелам в развитии нотариальной деятельности следует отнести недостаточное внедрение новых информационных технологий, расширяющих возможности работы с большими объемами данных и обеспечивающих новый уровень коммуникации.

Например, в Германии разработана и внедрена система «КиберДОКЬЮМЕНТ». Она представляет собой электронный архив документов немецких нотариальных контор. Нотариус в данной стране обязан регистрировать и хранить в электронном архиве все документы, выданные им не менее чем за последние 10 лет осуществления профессиональной деятельности [20, с. 38].

При этом натариус печатает и удостоверяет документы во все том же бумажном виде. Отсканированные оригиналы направляются им посредством программных средств системы «КиберДОКЬЮМЕНТ» в электронный архив.

Другой не менее важной проблемой правового регулирования статуса нотариуса на современном этапе является низкий уровень развития сотрудничества (в том числе в электронной форме) и взаимодействия нотариальных органов с органами государственной власти.

Такие органы представляют:

  1. Органы внутренних дел
  2. Налоговые органы
  3. Прокуратура.

Согласно действующему законодательству нотариусы обязаны сообщать в налоговые органы о заключении договоров дарения и о выдаче свидетельств о праве на наследство [5]. Это позволяет государству контролировать данные сделки с целью взимания налога на имущество, переходящего в порядке дарения или наследования. Предварительная уплата налога требуется только в случае удостоверения договора дарения иностранному гражданину.


Однако следует отметить, что в нашей стране через нотариат не проверяются другие формы перехода права собственности, подлежащие налогообложению. Во многих же государствах латинского нотариата нотариусы оказывают содействие в осуществлении данных функций и тем самым помогают отслеживать все случаи перехода права собственности, а, следовательно, устанавливать всех налогоплательщиков.

Существующие проблемы значительно снижают эффективность деятельности российского нотариата, в частности противодействия мошенническим действиям и времени, затрачиваемого на обработку документации. Для разрешения сложившейся ситуации, были разработаны рекомендации по совершенствованию нотариальной деятельности на территории Российской Федерации, которые представлены в следующем пункте данной курсовой работы.

2.2. Предложения по совершенствованию правового регулирования статуса нотариуса в Российской Федерации

Сегодня в подзаконных актах Министерства юстиции РФ учитываются только уже исследованные Федеральной нотариальной палатой технические аспекты, с которыми может столкнуться при осуществлении профессиональной деятельности нотариус. Остальные же аспекты законодательно фиксируются только по мере их детального анализа, повсеместной оценки и методической регламентации [18, с. 35].

Согласно изменениям, внесенным в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (вступили в силу с 01.01.2018), порядок совершения нотариальных действий нотариусами регулируется Регламентом совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающего объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования [9].

В настоящее время для полного, результативного применения положений новопроизведённого Регламента нотариусами при осуществлении профессиональной деятельности необходимо разработать порядок применения Регламента, иные информационные материалы, которые послужат для успешного освоения новых правил работы их пользователями (нотариусами). Для детального изучения данной новеллы законодательства нами рекомендуется проведение ряда тематических семинаров и круглых столов.


Вследствие применения Регламента предоставляется возможность реализации принцип прозрачности деятельности нотариата, в том числе при осуществлении нотариальных действий: граждане получают полное понимание того, какие документы им нужно предоставить для совершения в отношении них того или иного нотариального действия.

В соответствии с Регламентом нотариус не вправе требовать от заявителя представления информации, которую он может получить самостоятельно в электронной форме, в том числе из государственных реестров [9]. Поэтому возникает острая необходимость правового, методического и бюджетного обеспечения дальнейшего развития применения электронных технологий в нотариальной деятельности. Они позволят, с учетом специфики нотариальной деятельности, автоматизировать работу нотариальной конторы, включая нотариальные услуги, организацию сервиса и отчетность.

Одним из самых актуальных вопросов совершенствования нотариальной деятельности сегодня является переход на регистрацию всех нотариальных действий в ЕИС. На первых этапах его проведения, перечень нотариальных действий, которые посредством операций нотариусу нужно будет вносить в систему, расширится [18, с. 37].

Сведения о совершенном нотариальном действии вносятся в ЕИС незамедлительно. Каждой автоматизированной операции планируется присвоить уникальный реестровый номер, который будет соответствовать единому стандарту и включать дату совершения нотариального действия. Использование ЕИС позволит нотариусам обращаться непосредственно к первоисточникам за необходимой информацией, такой как:

  1. Сведения о право устанавливающих документах на недвижимое имущество;
  2. Сведения о запретах, залогах;
  3. Сведения о вызывающих сомнения паспортах граждан;
  4. Данные об отмененных доверенностях, утраченных бланках;
  5. Сведения о завещаниях.

Кроме того, нотариусы смогут иметь сетевой доступ к семинарам, конференциям, а также иным мероприятиям среди нотариусов, проводимых в онлайн режиме или в режиме реального времени. Касаемо статуса нотариуса данное нововведение позволит обеспечить более полную защиту прав нотариусов, а указанная фиксация позволит минимизировать вероятность оспаривания нотариальных действий. В том числе повысится прозрачность работы нотариуса.

Для упрощения совершения нотариусом профессиональной деятельности ЕИС необходимо привести в удобный пользовательский вид. Например, предусмотреть возможность осуществления поиска по реестру нотариальных действий. Важно отметить, что в отношении завещаний такой поиск установить невозможно (законодательный запрет), следовательно необходимо сформировать в системе функцию «запрос», которая позволит определить наличие открытого наследственного дела и (или) документа о смерти наследодателя.