Файл: Понятие и задачи экономического анализа..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Экономический анализ связан с производственной, маркетинговой, финансово-хозяйственной и другой экономической деятельностью предприятий. К изучению хозяйственных процессов их становлении и развитии он предполагает диалектический подход, т.е. исследование соответствующих процессов, учет связей и взаимозависимостей между ними.

Для того чтобы проводить аналитическое исследование, нужно руководствоваться определенными методологическими принципами. Таким образом, экономический анализ, его результаты и их использование в управлении предприятием должны соответствовать определенным принципам.

Тема моей курсовой работы, является очень важной, так как принципы экономического анализа составляют, основу аналитической работы на предприятиях, эффективность которой обеспечивается комплексностью их использования на любом уровне управления.

Целью курсовой работы является изучение принципов экономического анализа. В моей работе, предметом исследования являются принципы, подходы и особенности использования принципов экономического анализа.

С помощью экономического анализа мы изучим настоящую действительность - факты, т.е. тот первичный материал, который подлежит исследованию.

Но есть некоторые факты, которые сами по себе мало что объясняют. Потому задача экономического анализа состоит не в том, чтобы их регистрировать, а в том, чтобы за видимостью явлений открыть их сущность, понять имеющуюся между ними связь, узнать основания их возникновения, тенденции развития.

1. Предмет и объект экономического анализа

1.1 Понятие и значение экономического анализа

Становление экономического анализа определяется общими объективными требованиями и условиями, свойственными возникновению каждой новой отрасли знаний.

Во-первых, это удовлетворение практической потребности, которая появилась в связи с развитием производительных сил, улучшением производственных отношений, расширением масштабов производства. Интуитивный анализ, примерные расчеты, прикидки в уме, которые употреблялись на кустарных и полукустарных предприятиях, стали недостаточными в условиях крупных масштабов деятельности. Без комплексного полного экономического анализа невозможно управлять сложными экономическими процессами, принимать наилучшие решения.


Во-вторых, это связано с развитием экономической науки в целом. Как нам стало известно, когда развивается любая наука, происходит дифференциация ее отраслей. Экономический анализ был сформирован в результате объединения экономических наук. Нам известно, что его функции выполняли балансоведение, бухгалтерский учет, финансы, статистика и др. В связи с этим появились первые простейшие способы аналитического исследования. Для обоснования текущих и перспективных планов и прогнозов экономического и социального развития предприятий возникла потребность в комплексном исследовании деятельности предприятий.

Экономист и бухгалтер должны знать не только общие закономерности и тенденции развития экономики в условиях перехода к рыночным отношениям, но и понимать проявления общих, специфических и частных экономических законов в практической деятельности своего предприятия, замечать возможности повышения эффективности производства, каждый из них должен уметь использовать современные методы экономических исследований, методику системы, комплексного экономического анализа, точного, своевременного, полного анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Анализ не может предоставить полного представления об изучаемом предмете или явлении без синтеза, т. е. без определения связей и зависимостей между его составными частями. Синтез это метод познания,который был основан на соединении отдельных частей явления в единое целое. Синтез (от греч. "sintesis") - соединение ранее разделенных элементов изучаемого объекта в единое целое для раскрытия связи и зависимости между отдельными частями изучаемого предмета. Диалектический тандем "анализ - синтез" понимается как синоним всякого научного исследования.

Анализ (от греч. "analyzis" - "разделяю", "расчленяю") - способ познания предметов и явлений окружающей среды, созданный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.

Различают общетеоретический экономический анализ, который изучает экономические явления и процессы на макроуровне (на государственном уровне национальной экономики и ее отдельных отраслей), и конкретно-экономический анализ на микроуровне - анализ финансово-хозяйственной деятельности (далее - АФХД), который применяется для изучения экономики отдельных предприятий. Общетеоретический экономический анализ как научный подход значительное развитие получил в трудах экономистов давно, то АФХД как наука (специальная отрасль знаний) выделился сравнительно недавно, выявления резервов повышения эффективности производства. Если посмотреть на историю становления и развития АФХД как науки, мы имеем два аспекта: во-первых, разработку теоретических вопросов науки и, во-вторых, их практическое использование. Первые специальные книги по АФХД появились в начале XX в. Они были посвящены анализу баланса и имели явно методическую направленность, что можно принять за точку отсчета развития АФХД. В данное время финансово-хозяйственную деятельность анализируют в качестве одной из функций управления производством. А так же мы знаем, что система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций: планирования, учета, анализа и принятия управленческих решений.


Многим известно, что большой вклад в развитие методологии комплексного анализа хозяйственной деятельности внесли такие ученые-экономисты как М.И. Баканов, А.Д. Шеремет, В.Ф. Палий, И.И. Поклад, П.И. Савичев, И.И. Каракоз, Е.В. Долгополов, А.Ш. Маргулис, Н.В. Дембинский, Г.М. Таций, Н.Г.. Стражев, С.Г. Овсянников, Н.А. Русак, Л.И. Кравченко, А.Ф. Аксененко и многие другие.

В настоящее время основательно разработали АФХД, ее состояние можно охарактеризовать как основательно разработанную в теоретическом плане науку. Ряд методик, которые создали научные работники, используются в управлении производством на разных уровнях. Теперь данная наука находится в состоянии развития.

Очень важную функцию в системе управления производством на предприятии представляет планирование. С его помощью определяют направление и содержание деятельности предприятия, его структурных подразделений и отдельных работников. Основной задачей планирования является обеспечение планомерности развития экономики предприятия и деятельности.

Так же нужно знать, что для управления производством и контроля за ходом выполнения планов и производственных процессов учет обеспечивает непрерывный сбор систематизацию и обобщение данных.

Однако для управления производством необходимо иметь представление не только о ходе выполнения плана, результатах хозяйственной деятельности, но и о тенденциях и характере происходящих изменений в экономике предприятия. Понимание информации достигаются с помощью экономического анализа.

В процессе анализа первичная информация проходит аналитическую обработку; проводится сравнение достигнутых результатов производства с данными за прошедшие года, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми; определяется влияние разных факторов на величину результативных показателей; выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и т.д.

Управленческие решения разрабатываются и доказываются на основании результатов анализа. Экономический анализ предшествует решениям и действиям, аргументирует их и является основой научного управления производством, обеспечивает его объективность и эффективность.

В рыночной экономике организация и управление торгово-производственной деятельностью предприятия не возможны без использования маркетинговых принципов, значение которых сводится к следующему:


- к производству продукции в более точном соответствии с потребностями покупателей, к сведению рыночной ситуации и действительных возможностей предприятий или их ассоциаций;

- к наиболее полному удовлетворению потребностей и запросов покупателей и заказчиков;

- к реализации продукции и услуг на отдельных рынках в предусмотренных объемах и в установленные сроки;

- к обеспечению долговременной рентабельности (прибыльности) производственно-коммерческой деятельности;

- экономический анализ предмет рыночный;

- к строгому соблюдению выбранных маркетинговых стратегии и тактики (формирование среднесрочных и долгосрочных целей и задач; их реализация в конкретный период времени с учетом рыночных ситуаций);

- к активной адаптации к постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре, требованиям потребителей (с одновременным воздействием на формирование и стимулирование спроса).

Выраженные выше принципы лежат в основе маркетинговых программ, представляющих собой систему взаимосвязанных мероприятий на тот или иной период времени (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные). Разработка самих маркетинговых программ и их реализация органично связаны с соответствующими аналитическими расчетами.

Разработка маркетинговых программ и контроль за их выполнением невозможны без анализа:

влияния на экономику предприятия внешней и внутренней среды;

состояния рынка (глобально, по товарным группам и отдельным товарам);

потребителей (имеющихся и потенциальных);

конкурентной обстановки (изучение коммерческих возможностей предприятий, работающих в той же отрасли);

рыночных цен и формирования собственной ценовой тактики;

конечных финансовых результатов (возможностей получения средней или по возможности большей нормы прибыли на вложенный капитал).

Роль анализа как средства управления производством с каждым годом возрастает. В настоящее время руководитель предприятия не может рассчитывать только на свою интуицию. Управленческие решения и действия сегодня должны быть научно обоснованными, мотивированными, оптимальными. Ни одно организационное, техническое и технологическое мероприятие не должно осуществляться до тех пор, пока не доказана его экономическая целесообразность. Недооценка роли АФХД, ошибки в планах и управленческих действиях в современных условиях приносят потери. И наоборот, те предприятия, на которых серьезно относятся к финансово-хозяйственной деятельности, имеют хорошие результаты деятельности, высокую экономическую эффективность.


Объектом экономического анализа хозяйственной деятельности является хозяйствующий субъект экономики. Изучаемыми хозяйствующими субъектами, системами и отдельными элементами этой системы являются предприятия и организации, акционерные компании и общества, другие формы бизнеса и хозяйственной деятельности.

Анализу подвергаются процедуры, методы, результаты хозяйственной деятельности субъекта, в том числе во взаимосвязи со средой. Для целей обоснования управленческих решений выделяют внутреннюю и внешнюю среду предприятия. К внутренней среде предприятия (микросреде) относят его цели, структуру, задачи, технологии, включая технику и работающих на нем людей, а к внешней среде (макросреде) — все внешние силы и субъекты, с которыми взаимодействует предприятие вне своей структуры.

Предмет экономического анализа хозяйственной деятельности определяется, прежде всего, его целями. Цели анализа зависят от интересов тех, кто использует его результаты. Пользователи результатов анализа весьма различны, их можно разделить на две группы — внешние и внутренние.

Внутренние пользователи — это менеджеры и руководящие органы предприятия. Эти пользователи ставят перед анализом цели и задачи оценки состояния и перспектив результативности и эффективности деятельности предприятия. Анализ для этой группы пользователей является инструментом обоснования принимаемых управленческих решений и ведется по следующим трем основным направлениям:

функциональный анализ, который связан с анализом определенной функции в хозяйственной системе;

организационный анализ, при котором анализируют определенную подсистему или подразделение;

специальный анализ, который определяется конкретными потребностями руководителей.

Внешние пользователи подразделяются на две группы.

Первая группа — это те, кто прямо заинтересован в деятельности предприятия:

- нынешние и потенциальные собственники, акционеры;

- нынешние и потенциальные кредиторы;

- поставщики и покупатели;

- налоговые органы;

- персонал предприятия.

Вторая группа — это те, кому результаты анализа нужны для защиты интересов первой группы пользователей. В эту группу входят:

- аудиторы;

- консультанты по финансовым вопросам;

- юристы;

- информационные агентства;

- профсоюзы;