Файл: Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков (Анализ отечественной системы налогообложения банков).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Система налогообложения банков весьма интересна, поскольку она включает в себя ряд различных аспектов как юридического, так и экономического плана. Часто возникает расхождение между ролью банков, степенью научного развития системы, их налогообложением и функциями посредника между налогоплательщиками и государством. Такие несоответствия мешают банкам адаптироваться к налоговым условиям, установленным государством, и ограничить положительное влияние, которое эта корректировка может и имеет на макроэкономическое поведение банковского сектора. Без этого невозможно укрепить мотивационное, регуляторное влияние налоговой системы на банковский сектор в целях повышения ее надежности и расширения участия в экономическом росте.

Банки играют двойную роль в налоговой системе. С одной стороны, они являются плательщиками большинства налогов и по общим правилам вносят взносы в бюджеты всех уровней. С другой стороны, они переводят налоговые платежи непосредственно на счета государства - они занимаются кассовым исполнением бюджета. Кроме того, банкам назначаются дополнительные функции для осуществления валютного и налогового контроля, между прочим, банки обязаны соблюдать установленный порядок открытия счетов, предоставлять информацию об открытых счетах и ​​финансово-хозяйственных операциях своих клиентов, своевременно исполнять заказы на передачу налогов и сборов, приказы приостанавливать операции на счете клиента. Говоря о роли коммерческих банков в налоговой системе Российской Федерации, необходимо отметить тот факт, что коммерческие банки входят в число крупнейших инвесторов в реальном секторе экономики, что предполагает увеличение доходов российского бюджета в связи с увеличением числа налогоплательщиков и созданием дополнительных материальных благ.

Налогообложение, в свою очередь, оказывает существенное влияние на функционирование банковской системы и экономики в целом. В силу своего экономического характера налоги не могут быть ориентированы на инструменты, используемые Банком России. Однако их влияние на функционирование банковской системы страны нельзя недооценивать. Налоги влияют на ликвидность кредитных организаций, их можно использовать для регулирования рентабельности банковских операций (что делает их убыточными для банков, например, путем введения НДС, как это имеет место на рынке драгоценных металлов или, наоборот, , повышая их привлекательность), они влияют на размер собственных средств банков, влияя на их стабильность и стабильность.


Актуальность темы исследования определяется необходимостью дальнейшего совершенствования российской налоговой системы, такой ее сегмент, как налогообложение коммерческих банков, в контексте углубления институциональных реформ и инновационных тенденций в развитии экономики.

Банки обязаны способствовать прогрессивному ускорению экономических процессов путем реализации эффективной кредитной политики и содействия стабильности и новым формам отношений между хозяйствующими субъектами. Развитие банковской системы осуществляется под влиянием всего комплекса форм и методов государственного управления, среди которых налоговые инструменты. Предпринятые правительством меры направлены на тесную координацию с изменениями в других областях, на устранение необоснованного увеличения налогового бремени и обеспечение прозрачности деятельности налогоплательщиков.

Актуальность и отсутствие комплексного подхода к методологии налогообложения банков предопределили выбор темы исследования, его цель и задачи.

Целью курсового исследования является рассмотрение механизма налогообложения коммерческих банков, как неотъемлемого элемента современной рыночной инфраструктуры. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе выделены системные задачи:

рассмотреть концепцию налогообложения коммерческих банков исходя из тенденций и задач развития банковской системы и направлений современной налоговой политики;

выявить механизм налогообложения коммерческих банков;

исследовать положения налогового администрирования с целью их развития применительно к специфике институционального положения коммерческих банков по отношению к налоговой системе.

Теоретической и методологической основой исследования служат фундаментальные положения экономической науки, диалектический метод познания, эволюционно-системный подход к налоговым теориям, раскрывающим содержание основных категорий и понятий налогообложения и налогового администрирования, а также достижения отечественной и зарубежной теории и практики налогообложения и налогового администрирования банковской деятельности, освещенные в трудах российских и зарубежных ученых.

Методологический аппарат исследования основывался на теории научного познания, системном подходе к рассматриваемым проблемам, изучении их во взаимосвязи и развитии. При решении конкретных задач использовались методы сравнения и обобщения теоретических позиций и практических материалов, группировки, индексный метод и другие методы научного анализа.


Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ

1.1 Понятие и классификация налогов

Исторически сложилось так, что появление налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и возникновению государства. Налоги являются одним из основных способов повышения государственных доходов. В контексте частной собственности и рыночных отношений налоги становятся основным методом сбора доходов в государственных бюджетах. В рамках распределительных отношений общества налоги всегда отражают законы производства. Изменения в социально-экономических структурах, функциях и ролях государства влияют на конкретные формы налоговых льгот. Когда в феодализме доминировали различные виды естественных обвинений и обязанностей населения. С расширением функций феодального государства формирование централизованных государств постепенно увеличивает роль денежных налогов при формировании государственного казначейства.

В современной литературе дается большое количество различных определений «налогов», при этом все определения последовательно подчеркивают, что налог является обязательным платежом.

По словам А.В. Брызгалина «Налог является обязательным безответным платежом по отношению к государству. Термин« относительно безвозмездный »означает, что налогоплательщик фактически путем внесения своих налоговых платежей государству получает взамен возможность использовать определенный набор социальных услуг».

В своих работах Перов В. А. понимает налог, «взимаемый на основе государственного принуждения и не имеющий характера наказания или компенсации за принудительный, безответный платеж».

Пансков В. А. рассматривает налог как «обязательный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц, установленных законодательными органами с определением размера и условий оплаты, предназначенных для финансовой поддержки государства и органов местного самоуправления».

В некоторых определениях налога указывается, что налоги - это платежи, взимаемые в порядке, установленном законом. Это справедливо в том смысле, что в цивилизованном государстве обязательство по уплате налогов должно быть установлено законом. Однако включение в определение «платежей, совершенных в порядке, установленном законом», строго ограничивает значение термина «налог». В ряде современных государств налоги могут быть наложены решениями Высшей исполнительной власти. Иными словами, из-за того, что законодательная власть не обязана выплачивать какой-либо платеж, платеж не утрачивает налогового характера.


Другие определения можно найти в заявлении о том, что налоги представляют собой платежи, взимаемые с физических и юридических лиц. В этом случае вряд ли стоит ограничивать понятие «налог». Обязательство по уплате налогов может быть наложено не только на отдельных лиц, но и на их различные ассоциации, которые не являются юридическими лицами в соответствии с гражданским правом. Например, во Франции подоходный налог взимается с общего (объединенного для целей налогообложения) дохода всех членов семьи (домашних хозяйств). До двадцатого века налоги часто взимались не только с отдельных лиц, но и за ассоциации отдельных лиц, таких как общины и гильдии. Кроме того, были налоги, плательщиками которых были отдельные административно-территориальные единицы.

Налоги являются одним из основных способов формирования доходов бюджета. Как правило, налоги взимаются для обеспечения платежеспособности различных уровней государственного управления. Однако налоговые платежи могут быть зачислены не только в государственный (федеральный и региональный) бюджеты или бюджеты местных органов власти, они могут выступать в качестве средства формирования различных видов средств. Налог не перестает быть налогом только на том основании, что законодатель устанавливает необходимость перевода сумм, уплаченных в дополнение к бюджетным счетам, на счета любых организаций.

В экономическом смысле налоги являются способом перераспределения нового национального дохода, являются частью единого процесса воспроизводства и конкретной формы производственных отношений. При перераспределении национальных подоходных налогов государственное управление является частью новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная через налоги, становится централизованным Фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю ориентацию от налогоплательщика к государству.

Налоговая классификация отражает состав российского налогообложения. Вместе с тем в ней представлены все известные науке классификационные признаки. Последующие изменения в составе и структуре налогообложения в полной мере могут быть классифицированы согласно указанным на схеме критериям разграничения налогов на родственные группы.


1.2 Функции и роль налогов в экономической системе общества

Основываясь на экономическом характере категории «налогообложение» (как экономический стимул для воспроизводства и в то же время способствуя удовлетворению социально необходимых потребностей), налоговая система как таковая имеет две противоположные экономические функции: фискальные и нормативные. Несоответствие этих функций обусловлено расположением налоговых отношений в системе распределения стоимости. Налогообложение в равной степени зависит как от качественных, так и от количественных показателей реальной экономики (корпоративных финансов) и от национальных потребностей (государственных расходов).

Налоговые функции позволяют трансформировать внутренний потенциал налогообложения из его абстрактной способности влиять на качественные и количественные параметры базы в реальные результаты такого действия. Аналитическая оценка достигнутых результатов, их сравнение с прогнозируемыми и ожидаемыми в каждый конкретный период времени позволяют судить о роли всей системы налогообложения, отдельных налоговых групп (например, прямые и косвенные налоги, налоги на ресурсы или имущество, местные налоги и т. д.). д), а также каждый налог отдельно в зависимости от соответствующих налоговых функций.

Благодаря фискальной функции налоговой системы соблюдаются национальные потребности. С помощью регулирующей функции формируются противовесы чрезмерному фискальному угнетению, т. е. создаются специальные механизмы для обеспечения баланса корпоративных, личных и национальных экономических интересов. Конечной целью налогового регулирования является обеспечение непрерывности инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса и, таким образом, содействие росту национального фонда фондов.

Положения о функциях налоговой системы на сегодняшний день являются предметом научных дискуссий. В экономической литературе представлены различные толкования налоговых функций. Эволюция налогообложения дает четкий ответ на этот вопрос от ориентации к той или иной функциональной стороне процесса или явления, зависит от экономической ситуации в стране, состояния дел и уровня благосостояния отдельных граждан. Если налоговая система, принятая в законе, не ориентирована на реализацию внутреннего потенциала экономической категории «налогообложение», роль такой системы в конечном итоге будет отрицательной, несмотря на все репрессивные меры налоговых администраций для обеспечения бюджета страны доходы.