Файл: Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков (Анализ отечественной системы налогообложения банков).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основой функциональных проявлений налоговой системы являются функции финансов как общей, экономической категории распределения. Широко рассматривается как две функции Финансы: дистрибутив и контроль. В каждом из них формируется специальная функциональная специализация налоговых отношений. Это исходная методологическая основа для формулирования налоговых функций. Функции налоговой системы в основном являются теоретическими предположениями, что эти функции будут отражать социальную цель налога как такового: обеспечить доход государства без ущерба для развития бизнеса.

2. АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ БАНКОВ

2.1 Особенности налогового регулирования банковской деятельности

Основной целью налогового воздействия на деятельность коммерческих банков на современном этапе является переориентация инвестиций банков в реальный сектор экономики, а не на спекулятивные инструменты банковского дела (межбанковское кредитование, рынок ценных бумаг, валютные ценности). Для этого требуется общее снижение налогового бремени, чтобы предотвратить банкротство ряда банков и предотвратить сильную монополию банковского сектора экономики, а также предоставление банкам эффективных, а не декларирующих налоговых льгот.

Формулирование любой задачи и разработка мер по ее достижению требует определения следующих положений: объекта воздействия; границы воздействия; формы воздействия; методы воздействия; направление удара; результат воздействия (эффективность и возможные последствия); период осуществления и действия.

Объектом влияния могут быть как деятельность в Общих и индивидуальных операциях коммерческих банков, так и деятельность предприятий и организаций, связанных с банками.

Пределы налогового воздействия на банковскую деятельность определяются максимальными и минимальными ставками и размерами предоставленных льгот.

Особый подход к налогообложению коммерческих банков обусловлен спецификой их развития и функционирования, которая определяет направление воздействия на их деятельность посредством налогов. Представляется необходимым остановиться на формах и методах налогообложения как на фактор банковской деятельности, поскольку выбор той или иной формы или метода в разных условиях зависит от деятельности коммерческих банков. Вы можете выбрать следующие формы:


а) законодательные (принятие новых законов, поправок и дополнений к действующим законодательным актам);

б) налоговое администрирование:

работа налоговых органов непосредственно с налогоплательщиками (разъяснение налогового законодательства, выдача инструкций и т. д.).);

Письменный и налоговый аудит местных коммерческих банков;

анализ эффективности и целесообразности некоторых налогов;

C) обязательные аудиты.

Остановимся кратко на приведенном выше. Российская экономика находится в постоянном развитии, появляются новые товары, работы, услуги, появляются новые финансовые инструменты, меняется законодательство, что требует своевременной корректировки налогового законодательства в соответствии с изменениями, происходящими в стране. Эффективность и своевременность внесения изменений и дополнений в такие законы, которые определяют полную уплату налогов в бюджет и максимальное сокращение проблемных и противоречивых вопросов из-за отставания налогового законодательства от развития экономики страны и потребностей государства.

Налоговое администрирование означает комплекс мер, направленных на полную и своевременную уплату всех налогов и сборов в максимальной степени при минимальных затратах. Для этой цели помимо налоговых проверок необходимо анализировать налоговые поступления от коммерческих банков, разрешать споры, внося соответствующие предложения в налоговое законодательство, а также оценивать эффективность и уместность определенных налогов, взимаемых с коммерческих банков.

Скоординированная работа налоговых органов с налогоплательщиками и между собой, общая позиция территориальных подразделений Министерства налогов и сборов по налогообложению, полное соблюдение законодательства способствует налоговой культуре налогоплательщиков, уменьшает их ошибки в расчетах, поскольку большинство из них не допускаются преднамеренно, а из-за неточности и путаницы законодательства и объяснений налоговых органов.

Влияние налогообложения на банковскую деятельность осуществляется следующими способами:

введение или отмена налогов (изменения в налоговой системе);

изменения ставок налога;

предоставление или отмена льгот;

изменение налоговой базы.

2.2 Современные тенденции налогообложения кредитных организаций


Как правило, банки являются достаточно стабильными и крупными налогоплательщиками, что обусловлено установленными законом требованиями к уровню капитализации и ликвидности кредитных организаций.

Это вызывает повышенный интерес налоговых органов к выполнению налоговых обязательств кредитными организациями. Отсутствие уверенности в применении Общей процедуры налогообложения в условиях существенной специфики банковского продукта, деятельности банков и бухгалтерского учета является причиной судебных разбирательств между налоговыми органами и банками налогоплательщиков.

Финансовые потоки отражают многоканальные операции, осуществляемые банками и их клиентами, в том числе на межрегиональном уровне. Широкое использование банковских продуктов для минимизации налоговых платежей, особенно в 90-е годы ХХ века, связано не только с несовершенство налогового законодательства, но и с отсутствием или несовершенством специальных методов налоговых проверок банковской деятельности.

Банки, благодаря своей конкретной позиции в финансовой архитектуре экономики страны, играют значительную роль в обеспечении полного и своевременного поступления налоговых платежей в бюджет. Долгое время обязанности и требования, предъявляемые налоговыми органами, установленными налоговым законодательством, носили налоговый характер и сопровождались административными мерами влияния. Принятие первой части Налогового кодекса и его дальнейшее улучшение оказали положительное влияние на деятельность банков в организации их отношений с налоговыми органами. Однако по-прежнему существует много методологических, организационных и процедурных вопросов, которые не были должным образом рассмотрены. Они возникают как у налогоплательщиков (например, при ограничении операций на банковском счете), так и в налоговых органах (в частности, из-за ограничения доступа к информационной базе коммерческих банков).

Налоговое законодательство нестабильно, значительное число изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации каждый год, некоторые руководящие письма, выходящие из стен министерств и ведомств, к сожалению, содержат объяснения противоречивого характера. В связи с этим в процессе работы у банков возникает много вопросов об налогообложении определенных операций.


2.3 Особенности налогообложения кредитных организаций

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, определяемая как полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с гл. 25 НК РФ. Это в полной мере относится и к операциям с ценными бумагами.

Особенности определения налоговой базы по ценным бумагам по операциям реализации (выбытия) ценных бумаг предусмотрены ст. ст. 250, 251, 265, 270 - 273, 277, 280, 281, 286, 287, 328, 329 НК РФ.

С 15.07.2005 вступил в силу Федеральный закон № 58-ФЗ, вносящий изменения в гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций», который во многом изменил порядок налогообложения прибыли, в частности кредитных организаций. Основные изменения, коснувшиеся банков, сводятся к следующему:

-исключение правила «30». Перенос убытков на будущее в 2006 г. - не более 50%. А с 2007 г. - 100%;

-изменение определения расходов, учитываемых для налогообложения в части признания расходов, осуществленных за границей;

-введение механизма амортизации капитальных вложений в арендованное имущество, а также введение 10%-ной скидки по введенным капитальным вложениям;

-изменение механизма учета выплачиваемых банком процентов в налоговой базе, в частности существенные изменения в правилах «тонкой капитализации»;

-изменения в определении правил формирования резервов по сомнительным долгам;

-изменения в определении налоговых обязательств по организациям, имеющим в своем составе обособленные подразделения;

-закрепление налогообложения операции реализации долей (имущественных прав);

-изменения в порядок налогообложения лизинга.

Учитывая ту значительную долю доходов, которую банки получают при работе на рынке ценных бумаг, нельзя обойти и те существенные изменения, которые коснулись порядка расчета налоговой базы по операциям с ценными бумагами:

-исключение текущей переоценки в связи с изменением курсов иностранных валют по отношению к рублю по ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, в том числе у векселедателей и эмитентов;

-изменение порядка налогообложения сделок РЕПО;

-изменение порядка определения расчетной цены по ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг;

-закрепление законодательно определения понятия национального законодательства, даты совершения сделки для целей применения рыночных цен;

-порядок налогообложения ценных бумаг, полученных при реорганизации, а также оценки ценных бумаг при формировании уставного капитала организации;


-налогообложение дивидендов, направляемых на оплату дополнительных акций;

-изменения по доверительному управлению ценными бумагами;

-изменение в налогообложении НКД по государственным ценным бумагам;

-изменение в налогообложении ОВГВЗ для первичных владельцев.

Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость головной организацией (головным офисом) и обособленными подразделениями банка регулируются гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ.

Банк признается налогоплательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии со ст. 143 НК РФ. Для банка объектом налогообложения налога на добавленную стоимость являются в основном операции по оказанию услуг, реализации имущества, передаче имущественных прав.

Сумма налога на добавленную стоимость при определении налоговой базы исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Если применяются разные налоговые ставки, то общая сумма налога на добавленную стоимость определяется путем сложения сумм налога, исчисленных как произведение соответствующей налоговой ставки на соответствующую налоговую базу.

Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, момент определения налоговой базы которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

Особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц головной организацией (головным офисом) и обособленными подразделениями банка регулируются гл. 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц».

Банк по операциям с физическими лицами выступает налоговым агентом и должен в соответствии с положениями гл. 23 НК РФ исчислить, удержать и перечислить в бюджет налог на доходы физических лиц с перечисляемых физическим лицам доходов. Основная ставка налога на доходы физических лиц установлена в размере 13%.

Банк признается налогоплательщиком единого социального налога по производимым физическим лицам выплатам, признаваемым объектом обложения в соответствии с гл. 24 НК РФ.

Объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые банком в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.