Файл: Изучение системы психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Кадровая политика в условиях рынка отводит человеческой личности, её способностям, индивидуальной неповторимости и профессиональному мастерству главное место. Только системный, научно-методически разработанный подход позволяет быстро и качественно решать проблему подбора персонала.

Внедрение научной системы диагностики профессиональной пригодности в практику кадровой работы расширяет её возможности в реализации задач повышения качества привлечения, подбора, отбора и психологического сопровождения специалистов с учетом не только методических наработок, но и концептуальных, морально-этических, экологических, юридических принципов и закономерностей профессионального психологического обеспечения органов полиции.

При оценке специалистов, имеющих достаточный практический опыт, осознающих свои способности, возможности, было бы неправильным недоучитывать и их самооценку. Поэтому методика отбора может включать и анкету по формализованной оценке своих личностных особенностей, профессиональных навыков, умений, знаний. Как показал опыт, эта информация бывает полезной, интересной, позволяющей глубже понять личность обследуемого.

Результаты психодиагностики используются не сами по себе, а в комплексе с результатами собеседования, в контексте всей информации, которая имеется о личности.

Объектом работы является филиал «УГС №431» ФГУП «ГУССТ №4 при Спецстрое России».

Предметом данного исследования является система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности.

Целью написания работы является изучение системы психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности.

Задачи работы:

  • исследовать теоретические аспекты психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности.
  • рассмотреть общую характеристику деятельности «УГС №431»;
  • изучить практические аспекты применения методов психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности в организации.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Глава 1. Теоретические аспекты психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности

1.1. Психофизиология профессиональной пригодности

Несмотря на то, что с большей или меньшей вероятностью успеха обучить выполнению определенной профессиональной деятельности можно любого человека, очевидно, что учет всего комплекса психофизиологических качеств личности при отборе на должность способен резко повысить вероятность эффективного овладения специальностью субъектом. Таким образом, как при отборе персонала, так и при его подборе и оценке целесообразно проводить индивидуальную оценку психофизиологических и психологических качеств с целью определения лиц, наиболее способен к обучению и овладению конкретной специальностью. Это позволяет значительно сократить сроки подготовки и снизить отсев в процессе обучения. [2.C.51]

Основой выявления уровня профессиональной пригодности является определение наиболее полного соответствия психофизиологических особенностей организма личности требованиям профессии, а также выявление тех специальностей, которые соответствуют функционально развитым психофизиологических системам личности.

В нашей стране наиболее детально качества личности, определяющие ее профессиональную пригодность, изучались в рамках психологической школы В. Д. Шадрикова. [14.C.32]

Качества личности, способствующие ее наилучшей интеграции работника в профессиональную деятельность, называются профессионально важными качествами. Иными словами, под профессионально важными качествами подразумеваются индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности. [5.C.11] Наиболее важными и психофизиологически опосредованными элементами профессионально важных качеств являются некоторые свойства внимания (объем, переключаемость, рапределеяемость) и восприятия (целостность, константность), уровень развития некоторых видов памяти (зрительная, моторная, долговременная и т. д.), сенсомоторная координация, основные свойства нервной системы (сила, направленность, активность), стрессоустойчивость и т. д. [9.C.34]

Важность психофизиологически опосредованных профессионально важных качеств в процессе деятельности сложно переоценить. Так, в профессиональной деятельности следователя, особенно в момент совершения определенных процессуальных действий (например, обыска), свойства внимания участников следственной группы являются залогом успеха. [6.C.22]Следователь, отбирая участников следственной группы, проводящей обыск, должен понимать, что высокой уровень произвольного и сосредоточенного внимания участников обыска должен обеспечиваться в течение всего обыска. Стоит учитывать, что руководитель группы должен ориентироваться при отборе участников на их способность к устойчивому произвольному вниманию, сосредоточенности и стабильной распределяемости внимания. Психофизиологическую основу внимания составляет ориентировочный рефлекс (специфическая моторная реакция, связанная с предъявлением значимых стимулов). [12.C.11]


Существует несколько теорий, объясняющих основные особенности внимания. Так, теория фильтров, разработанная Д. Бродбентом, являлась одной из первых концепций доминирования значимого сигнала. Данная теория предполагает ограниченность пропускной способности канала и скорости обработки сенсорной информации, поступающей параллельно по нескольким каналам. В результате этого как на анализирующем уровне (головной мозг), так и на проводящем (нейронно-проводящая система) обрабатываются лишь наиболее важные для организма (наиболее значимые) сигналы. Главной составляющей стимула здесь является прежде всего его новизна и субъективно-антиципационаная значимость. [7.C.11]

Распределяемость внимания – это направленность субъекта на выполнение нескольких одновременных действий. Так, следователь, производя обыск, одновременно обследует помещение, поддерживает контакт с обыскиваемым, наблюдает за малейшими изменениями его психического состояния, делает предположение о наиболее вероятных местах хранения искомых объектов. Распределяемость внимания тренируема и зависит прежде всего от опыта субъекта. [9.C.27] Например, начинающий водитель напряженно регулирует движение автомобиля, он с трудом может оторвать взгляд от дороги, чтобы посмотреть на приборы, и ни в коей мере не расположен поддерживать разговор с собеседником. Приобретая в процессе тренировки способность к более высокому уровню распределяемости внимания, специалист начинает совершать те или иные действия полуавтоматически, они регулируются теми участками мозга, которые не находятся в состоянии оптимального возбуждения. Это и дает возможность совершать несколько действий одновременно. [12.C.54]

Переключаемость внимания – это скорость произвольной смены объектов психических процессов. В свою очередь, данное свойство внимания зависит от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека – уравновешенности и подвижности нервных процессов. В зависимости от типа высшей нервной деятельности внимание одних людей более подвижно, других – менее. Именно данная зависимость и составляет основу профессионально важного качества – переключаемости внимания. Как правило, высокий уровень переключаемости внимания требуется в профессиях группы "человек-техника" (например, в профессии водителя), однако и в профессиях группы "человек-человек" это качество часто является определяющим. Например, в профессии следователя высокая степень переключаемости внимания тоже является важным и необходимым профессиональным качеством. Особенно большое значение данное качество имеет при проведении таких сложных следственных действий, как осмотр места происшествия, обыск и др. [3.C.65]


Объем внимания также является важным профессионально важным качеством при ведении некоторых видов профессиональной деятельности. Он определяет то количество объектов, которое человек одновременно может осознавать с одинаковой степенью ясности. Иными словами, объем внимания обеспечивает некую полосу осознавания и отслеживания объектов. В таких видах профессиональной деятельности, как водитель, слесарь-сборщик (особенно, если данная работа производится на конвейере), механик, контролер, офис-менеджер, а также в большинстве групп военных профессий данное качество является чрезвычайно важным. [8.C.32]

Наряду с личностными задатками и способностями объем внимания зависит и от времени экспозиции, характера стимульного материала. Например, при экспозиции зрительных стимулов длительностью в 0,1 –3 с (в среднем) объем внимания эквивалентен 7±2 предметам. Однако в профессиональной деятельности наиболее важным аспектом объема внимания представляется его тесная связь с когнитивной составляющей субъекта. Известно, что при возможности смыслового обобщения воспринимаемых предметов объем внимания существенно возрастает. Таким образом, объем внимания, как профессионально важное качество, связан с процессами мышления, памяти, а также с различными видами интеллекта. [10.C.21]

Для определенных видов профессиональной деятельности наиболее значимыми психофизиологически опосредованными профессионально важными качествами являются сенсомоторные особенности субъекта данной деятельности. Наиболее значимыми для сенсомоторных реакций видами профессиональной деятельности являются большинство спортивных специальностей, актерская деятельность, музыкальные профессии, а также целый ряд цирковых специальностей . [8.C.21]

Выделяют два основных вида сенсомоторных реакций:

Простая сенсомоторная реакция – это возможный наиболее простой и быстрый ответ заранее известным (шаблонным), как правило одиночным движением на определенный (в том числе и известный заранее) неожиданно появляющийся сигнал. Время простой реакции – это интервал между сигналом и началом ответного движения. Примером служат шаблонные действия теннисиста принимающего подачу соперника без движения ногами (здесь можно выделить и период ожидания и время сенсомоторного ответа и тип одиночного простого движения). [13.C.76]

Сложная сенсомоторная реакция также имеет свои разновидности. Это может быть реакция различения (если в ответ на один сигнал нужно выполнить определенное движение, а на другой никакого движения выполнять не нужно), реакция выбора (если в зависимости от сигнала нужно выбрать один ответ из ряда возможных), реакция переключения (когда содержательное значение меняется по дополнительному сигналу). Приведем пример из области спорта, в котором можно увидеть сложные сенсомоторные реакции разных видов – профессиональная деятельность боксеров (в процессе боя соперник делает ложные, сбивающие с толку, движения). [5.C.21]


Важное значение в ряде профессионально важных качеств имеет память. Известно, что принятая рецепторными участками органов ощущений информация обрабатывается в первую очередь сенсорной памятью, которая обеспечивает удержание этой информации в течение очень короткого времени (обычно меньше секунды). В соответствии с видом стимула сенсорная память может быть иконической (связанной со зрением), эхоической (связанной со слухом) и пр. Особенностью сенсорной памяти является ее недолговечность. Так, через 150 миллисекунд объем запомненной информации равен лишь 25–35 %, а через 250 миллисекунд практически вся информация из сенсорной памяти теряется. [5.C.76]

Важность сенсорной памяти проявляется в селективном переносе наиболее значимой информации в более стабильные мнемические зоны. Если информация представляет ценность для субъекта (например, имеет значение для процесса адаптации), то она попадает в кратковременную память. [11.C.76] Хотя в кратковременной памяти информация не задерживается (без ее повторения) более чем на 20–40 с, данный вид памяти имеет важнейшее значение для ведения профессиональной деятельности. Дело в том, что именно кратковременная память играет решающее значение в процессе профессионального обучения. Именно при взаимодействии кратковременной памяти и операциональной сферы личности в целом формируются профессиональные навыки. Кратковременная память, обладая (в среднем) объемом запоминания 5–8 объектов, может быть многократно расширена (наряду с объемом внимания) за счет участия мышления. [8.C.31] Это участие сводится в первую очередь к способностями субъекта ассоциативно или логически группировать запоминаемые объекты в классы. Таким образом, профессионально важные качества, в которых память имеет решающее значение (обучаемость, например), основаны прежде всего на способности субъекта профессиональной деятельности эффективно "подключать" мышление к процессу формирования кратковременного мнемического следа. Однако развитая кратковременная память является лишь основой обучаемости. [4.C.31]

Для того чтобы сформировался полноценный профессиональный навык, необходимо его "закрепить" в долговременной памяти. Здесь решающее значение имеет прежде всего время необходимое субъекту для осуществление перевода информации из кратковременной в долговременную память. Разброс в скорости перевода может быть, в зависимости от развитости мнемических способностей, от 5 мин до 2–3 ч (это время называется периодом консолидации). Очевидно, что чем быстрее информация переводится из кратковременной в долговременную память, тем более эффективно происходит процесс профессионального обучения. [7.C.32]