Файл: Изучение системы психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И вновь, как и в случае с кратковременной памятью, наиболее важным элементом в повышении эффективности переноса информации из кратковременной в долговременную память является участие мышления в данном процессе. Несмотря на то что самым простым и привычным способом такого перевода обычно считается повторение, оно не очень эффективно. Ведь осмысленное запоминание имеет целый ряд преимуществ по сравнению с запоминанием механическим. [6.C.4]Чтобы повысить эффективность запоминания информации на долгое время, необходимо осмыслить ее, установить логику изложения или событий, разбить материал на логические куски, найти в каждом из них "ключевую фразу" или "опорный момент" и лишь затем группировать материал для запоминания.

Особую важность при формировании профессионально значимых качеств имеют основные свойства нервной системы человека – сила, уравновешенность и подвижность. Сила (и соответственно слабость как другой полюс этого свойства) выражается в степени выносливости нервной системы к длительно действующему раздражителю, а также в переносимости сильных раздражителей, хотя бы и кратковременных. [12.C.76]

Сила нервных процессов проявляется и в том, как адекватно нервная система реагирует на раздражители различной силы, что свидетельствует о ее чувствительности и возбудимости. Сильная нервная система не только реагирует на длительное воздействие раздражителей, но и сохраняет адекватную активность (т. е. адекватно реагирует на текущие раздражители), не приходя в состояние запредельного торможения. При развитости силы нервной системы у работника резко усиливается такое профессионально важное качество, как стрессоустойчивость (т. е. работа в условиях нервных перегрузок). Например, офисный работник, имеющий развитую силу нервной системы, несмотря на состояние информационного прессинга в текущем режиме, проявляет адекватную психическую активность, направленную на эффективное и безошибочное совершение профессиональных действий. Подвижность нервных процессов (на противоположном полюсе - инертность) определяется тем, насколько быстро происходит перестройка нервной системы на меняющиеся раздражители. Данное свойство нервной системы является основой не только переключаемости внимания, но и одной из главных детерминант скорости центральной переработки информации, в том числе и скорости процесса принятия решения.

Уравновешенность (или неуравновешенность) нервных процессов раскрывает соотношение и баланс возбуждения и торможения по их силе. [9.C.31] Иными словами, это способность нервной системы из состояния активности переходить в состояние покоя и обратно. Каждому человеку присуще своеобразное сочетание этих свойств. Свойства нервной системы имеют психофизиологическую основу и проявляются в стиле профессиональной деятельности. [6.C.31]


Типологические особенности нервной системы оказывают значительное влияние на эффективность ведения профессиональной деятельности, обучаемость, работоспособность и стрессоустойчивость. Так, работники с сильной нервной системой, которая отличается одинаково хорошо развитыми процессами возбуждения и торможения, могут в значительной степени напрягать и даже перенапрягать свои силы в ответственные периоды жизни организации (сдача квартального, годового отчета) без всякого ущерба для себя. Работники со слабым типом нервной системы оказываются не способными на сильные волевые проявления, высокую работоспособность, что выражается в низкой скорости выполнения служебных заданий, низкой стрессоустойчивости, повышенной усталости и т. д. [12.C.5] Работники с сильным подвижным типом нервной системы проявляют лучшую работоспособность при выполнении более быстровыполняемых заданий, а также при частой смене заданий или изменении условий деятельности. Слабый подвижный тип не обладает достаточной выносливостью, задания для него нужно планировать на более длительный период, по возможности распределив этапы по всему выделенному временному интервалу. У представителей слабого инертного типа наиболее низкие показатели работоспособности. Такие работники обычно не выдерживают стандартный 8-часовой рабочий день. Качество выполнения заданий к концу дня у работников такого типа резко снижается. [2]

Таким образом, при планировании профессиональной деятельности ведущую роль должен иметь дифференцированный подход к отбору персонала на различные должности в зависимости от различий в индивидуальных особенностях нервной системы. Знание менеджером по персоналу индивидуальных особенностей нервной системы работников позволяет осуществлять дифференцированный подход и при решении управленческих задач. Установлено, что нервно-психическое напряжение, вызванное, к примеру, необходимостью в короткий срок овладеть новыми сложными знаниями, подготовиться к выступлению или переговорам, выполнить трудное задание, влияет не на всех одинаково: повышает волевую активность работников с сильной нервной системой и понижает готовность к борьбе с трудностями у более "слабых" типов. Поэтому перед ответственными выступлениями, переговорами, важными сделками "сильные нервные типы" следует вдохновить, стимулируя их активность, если необходимо, напомнить об ответственности, о грядущих стимулах и т. д., а "слабые нервные типы" - успокоить, отвлечь от мыслей о возможной неудаче. [9.C.32]


Таким образом, учет и исследование психофизиологически опосредованных аспектов профессионально важных качеств позволяет не только повысить эффективность профессиональной деятельности работников, но и являются отличной технологией психофизиологического планировании отбора и подбора сотрудников. Кроме того, психофизиологический анализ способностей работника поможет и в прогностическом кадровом планировании. [8.C.32]

1.2.Психофизиология профессионального отбора

История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека уходит в глубину веков. Это относится в основном к диагностике знаний, умений и способностей. Уже в середине III тыс. до н. э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, которые готовили писцов. В Древнем Египте искусству жреца обучали только тех, кто выдерживал систему определенных испытаний. Вначале кандидат проходил процедуру, которую можно было бы сейчас назвать собеседованием. Общий подход к пониманию сущности индивидуальности имеет непосредственное значение для решения задач профессионального отбора. [13.C.6]

Прогнозирование профессионально важных свойств человека основано на учете качеств, которые выявляются путем сопоставления показателей свойств с показателями независимых критериев успешной деятельности. То есть предметом профессионального психофизиологического отбора является человек (индивид, личность и организм) как субъект трудовой деятельности, а предметом деятельности прикладной части профессионального отбора является применение соответствующих фундаментальных знаний с целью обеспечения эффективного труда. [9.C.43] На практике такое применение представляет собой осуществление комплекса мероприятий, направленных на наилучшее согласование реальных психофизиологических возможностей конкретных людей с запросами различных профессий относительно этих возможностей. Психофизиологический отбор занимает особое место в общей системе отбора персонала. Это связано с тем, что психофизиологические исследования позволяют достаточно быстро и объективно измерять большое число психофизиологических свойств, выявлять глубокую и тонкую структуру индивидуальных особенностей личности, детерминированных физиологическими системами организма, прежде всего центральной нервной системой. Ценно то, что психофизиологические характеристики человека могут количественно выражать профессионально важные качества и для многих профессий обладают достаточно высокой прогностичностью. [7.C.43] Система профессионального психофизиологического отбора руководствуется определенными принципами, среди которых важнейшими считаются принципы научной обоснованности, комплексности, динамичности, активности, практичности и принцип группировки специальностей.


Итак, психофизиологический отбор, являясь составной частью профессионального отбора, направлен на выявление лиц, которые по профессиональным способностям и индивидуальным психофизиологическим качествам соответствуют требованиям различных специальностей. [11.C.54]

Психофизиологические особенности человека – это особенности его психики, развития, строения организма, состояния здоровья. Каждый человек обладает определенными психофизиологическими качествами. Поэтому можно говорить о том, что человек по своим природным данным более или менее подготовлен к успешному овладению определенной профессией или группой профессий. Основными задачами профессионального психофизиологического отбора являются:

  • прогнозирование пригодности к трудовой деятельности для повышения ее надежности и эффективности;
  • прогнозирование пригодности к обучению для повышения качества и скорости подготовки;
  • снижение текучести кадров и производственного травматизма;
  • повышение производительности труда и профессионального долголетия и здоровья. [2.C.43]

Рациональное проведение психофизиологического отбора базируется на надежной научной основе, поскольку вопрос правильного выбора профессии и успешной деятельности на конкретном рабочем посту имеет не только общественное, но и личное значение, т. к. обеспечивает сохранение здоровья и профилактику профессиональных заболеваний у работающих. Это относится к категориям специалистов, деятельность которых сопряжена с высоким нервно-эмоциональным напряжением, повышенными требованиями к анализаторным системам, памяти, вниманию, нервно-психической устойчивости, правильности выполнения сложных и ответственных задач при дефиците времени и в экстремальной обстановке.

Психофизиологический отбор как часть психологического отбора начал активно развиваться в США и связан с именем Гюго Мюнстерберга [3], который в истории профессионального отбора занимает такое же место, как Ф. Тейлор в теории и практике организации труда. Основная заслуга Г. Мюнстерберга состоит в доказательстве преимуществ научного экспериментально-психологического подхода к отбору профессиональных кадров по сравнению с традиционными методами, основанными на житейском опыте или интуиции предпринимателя. Исследования Г. Мюнстерберга включают три основных аспекта:

  • изучение с помощью методов дифференциальной психологии отдельных психических функций (внимания, памяти и мышления) и степени участия этих функций в той или иной деятельности;
  • исследование нервно-психического напряжения в процессе деятельности;
  • создание адекватных моделей трудового процесса и проведение экспериментального обследования кандидатов. [3.C.87]

С учетом опыта, накопленного психологами и психофизиологами, в конце 40-х гг. ХХ в. в США начинают создаваться комплексные батареи специальных тестов для определения различных способностей (в том числе и для мирных видов деятельности). Эти батареи весьма разнообразны. Среди наиболее известных можно назвать батарею SAT, используемую для определения общей способности к обучению, TALENT – для старших школьников, GATB, которая в различных модификациях используется более чем в 50 странах мира для профессионального отбора в промышленности. [12]

В службе занятости США, руководство которой осуществляет министерство труда, работает несколько тысяч специалистов по профессиональному отбору. Кроме государственных организаций в США имеется несколько сотен частных профбюро, специальных центров при колледжах и университетах. Одновременно с профессиональным отбором данные бюро по заданию администрации занимаются профессиональным подбором кадров для укомплектования уже не профессиональных групп, а конкретных должностей, включая высшие. [9.C.43]

При проведении профессионального отбора является важным соблюдение морально-этических норм психодиагностики:

 Человека нельзя подвергать психологическому и психофизиологическому обследованию против его воли или обманным путем за исключением особых случаев либо судебной или медицинской практики, оговоренных законом.

 Перед проведением психологического или психофизиологического тестирования человека необходимо предупреждать о том, что в процессе исследования он невольно может выдать такую информацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую сам не осознает.

 Любой человек, если это не оговорено законом, имеет право знать результаты своего тестирования, а также то, где, кем и как они могут быть использованы.

 Результаты психологического тестирования представляются тестируемому тем, кто проводит обследование в доступной для правильного понимания форме.

 При тестировании несовершеннолетних детей их родители или заменяющие их лица имеют право знать результаты тестирования ребенка.

 Если тестирование производится с целью определения уровня психологического развития человека, в конкурсном отборе или при оформлении на работу, то человек также имеет право знать не только цели тестирования, но и то, кем и на какой основе о нем будут делаться выводы по итогам тестирования.

 Основная ответственность за надлежащее применение на практике психологических тестов лежит на психологах, лицах и организациях, пользующихся ими. [13.C.65]