Файл: Изучение системы психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также стоит отметить очень хорошую методику для изучения забывания и реминисценции, предложенную Р. Ю Ильюченок[9]. Разработанная им схема рабочих серий с использованием проактивной интерференции (ПА-интерференция) и ретроактивной интерференции (РА-интерференция) позволяет одновременно проводить анализ изменений забывания и реминисценции.

При этом изучение ПА-интерференции проводится следующим образом. Контрольная серия делется в начале эксперимента, она состоит из прочтения в записи на магнитофоне списка слов со скоростью 1 слово в 1 с и непосредственного письменного воспроизведения запомнившихся слов на листе протокола испытания (время для воспроизведения 1 мин.). Рабочая серия проводится после контрольной и 2-минутного перерыва для активного отдыха.

Схема рабочей серии: читается ряд А – воспроизводится ряд А (20 с) – читается ряд Б – воспроизводится ряд Б (1 мин). [6.C.33]

В одном сете на проактивную интерференцию проводятся 3 рабочие серии, каждая после 2-минутного перерыва с активным отдыхом. За показатель ПА-интерференции берется (в абсолютных величинах) разница воспроизведения слов в контрольной серии и ряда 1 в рабочей серии. Показатели ПА-интерференции по трем рабочим сериям в одном эксперименте усредняются.

Контрольная серия проводится в начале эксперимента. Схема контрольной серии: читается ряд – пауза 35 с – письменно воспроизводится ряд. Пауза между чтением и воспроизведением вводится для того, чтобы процесс естественного забывания не искажал результаты интерферирующего влияния.[7.C.43]

Рабочая серия: читается ряд А – читается ряд Б – воспроизводится ряд Б (20 с) – воспроизводится ряд А (1 мин). Время чтения рядов 15 с, время между прочтением ряда А и его воспроизведением 35 с (поэтому в контрольной серии и введен временной интервал между запоминанием и воспроизведением).

Показатели забывания извлекаются из воспроизведенных списков после паузы в 35 с в контрольной серии на РА-интерференции. В то же время в контрольной серии на ПА-интерференции проводили непосредственное воспроизведение идентичных списков слов. Разность этих показателей характеризует 35-секундное забывание индивида или группы. [5.C.32]

За показатель реминесценции взято то число слов, которое превышает уровень воспроизведения слов в контрольной серии данного индивида или группы. Другими словами, если в контрольном ряду индивид воспроизводил 7 слов, а после интерферирующего воздействия воспринятая информация им не терялась, а наоборот, ее воспроизведение возрастало (например, становилось не 5 или 6, а 9 слов в списке по воспроизведению), то показатель реминисценции в данном случае равнялся 2, а интерференция отсутствовала вообще, т. е. была равна 0. Как показали наши эксперименты, процессы забывания и реминисценции в период адаптации подвергаются существенным изменениям. [11.C.43]


Долговременная память изучается при 24, 48 и 72-часовых отсроченных временных интервалах между заучиванием списка слов (до первого правильного повторения 75 % слов в списке) и его устным воспроизведением. При этом фиксируется не только количество воспроизведенных слов, но и порядок их воспроизведения. Это дает возможность исследовать структуру списка слов как при заучивании, так и при отсроченном воспроизведении и анализировать соотношение "место в списке – припоминание". [5.C.21]

Тест проводится следующим образом. Экспериментатор читает первый раз испытуемому список слов по протоколу эксперимента, затем испытуемый устно повторяет запомнившиеся слова; экспериментатор вслед за ним отмечает в протоколе эксперимента против соответствующих слов порядок их воспроизведения. Это повторяется до первого правильного повторения 75 % списка слов. Данный тест индивидуальный. Через сутки (затем через двое и трое) экспериментатор просит испытуемого вспомнить слова из заученного списка, отмечая в протоколе порядок их воспроизведения. [12.C.65]

Применение корректурных буквенных проб является наиболее простым методом исследования умственной работоспособности. Эти таблицы помогают изучить особенности внимания при действии однообразных раздражителей, какими являются буквы. Относительно различное количество одноименных букв в строках исключает возможность запоминания и одновременно требует большой сосредоточенности внимания. Оценка работоспособности происходит по изучению особенностей внимания. [6.C.34]

Анализ работы проводится в двух направлениях: оценивается качественная и количественная сторона внимания за один и тот же промежуток времени. При обработке данных подсчитывают общее количество просмотренных буквенных знаков, характеризующих объем и скорость выполнения задания; число зачеркнутых знаков заданного качества, содержащихся в общем количестве просмотренных букв; число допущенных ошибок (пропущенных букв).

С помощью формул рассчитывают следующие показатели:

коэффициент точности выполнения задания (А):

А = М / N,

где

М – количество вычеркнутых букв;

N – общее количество букв, которые необходимо вычеркнуть в просмотренном тексте;

коэффициент умственной продуктивности (Р):

Р = A × S,

где

S – общее количество просмотренных знаков. [13]

Количественные показатели коэффициентов точности и умственной продуктивности оценивают (в условных единицах) концентрацию внимания. При этом для исследования используются таблицы с кольцами Ландольта. Эти таблицы содержат 660 колец, расположенных случайно (22 ряда по 30 колец в каждом). Кольца имеют разрыв в одном из направлений, а всего их 8. Каждый из восьми разрывов соответствует определенному времени на циферблате часов (13, 14, 16, 17, 19, 20, 22, 23). Испытуемым предлагается вычеркнуть кольца с одним из разрывов в течение ограниченного времени. При оценке выполненной работы учитывается количество просмотренных колец, число вычеркнутых заданных знаков, количество ошибок.


Объем зрительной информации рассчитывается по формуле:

Q = 0,5936 × N,

где

Q – объем зрительной информации, бит;

0,5936 – средний объем информации, приходящейся на один знак;

N – количество просмотренных знаков.

Скорость переработки информации рассчитывается по формуле:

S = Q - 2,807 × n / T,

где

S – скорость переработки информации, бит/с;

2,807 бита – потеря информации, приходящейся на один пропущенный знак;

n – количество пропущенных колец;

Т – время выполнения задания, с. [13]

При исследовании психофизиологических аспектов деятельности головного мозга используется большое количество аппаратных методов (см. главу 2). В заключение отметим, что психофизиологический отбор чаще всего включается в отбор как один из составных элементов. Лишь в некоторых случаях (например, при отборе летчиков, машинистов, космонавтов) психофизиологический отбор выступает в виде самостоятельного исследовательского кластера в общей схеме отбора персонала.

Выводы:

В процессе осуществления профессиональной деятельности огромную роль играет комплекс психофизиологических качеств человека, и в первую очередь таких, как функции слухового, зрительного анализаторов, оперативная и долговременная память, степень концентрации и переключаемости внимания, эмоционально-волевые качества, тип темперамента, нервно-психическая устойчивость и др.

Для исследования этих психофизиологических качеств применяются различные технологии психофизиологического отбора. При этом, как правило, психофизиологический отбор входит составной частью в технологию комплексного психолого-психофизиологического отбора персонала и представляет собой комплекс мероприятий, направленный на подбор лиц, которые по своим профессионально важным качествам и психофизиологическим характеристикам в наибольшей степени соответствуют требованиям профессиональной деятельности.

Технология психофизиологического отбора, как правило, включает в себя методики оценки профессионально важных психофизиологических качеств, соответствующие текущей деятельности работника; методики оценки функциональных состояний; методики исследующие индивидуальные особенности личности; методики для проверки динамических психофизиологических качеств субъекта отбора в процессе смоделированной деятельности (игровая, ситуативная, проективная диагностика).

По результатам обследования, как правило, выносятся соответствующие заключения.


Эффективность психофизиологического отбора определяется следующими факторами:

Валидность и надежность применяемых методик.

Профессионализм специалистов осуществляющих отбор.

Наличие соответствующего материльно-технического обеспечения психофизиологического отбора (соответствующее помещение, наличие специальной аппаратуры)

Степень психологической лояльности обследуемого (очевидно, что человек негативно относящийся к процедуре психофизиологического отбора не будет заинтересован в качественном выполнении соответствующих заданий и методик).

Необходимо отметить, что наряду с психофизиологическим отбором существуют технологии психофизиологического сопровождения профессиональной деятельности. К ним относятся технологии психофизиологической оценки работников и коррекционно-формирующие мероприятия, предназначенные для формирования желательных психофизиологических характеристик у субъектов профессиональной деятельности.

Глава 2 практические аспекты применения методов психофизиологического профессионального отбора

2.1 Общая характеристика деятельности филиала «УГС №431» ФГУП «ГУССТ №4 при Спецстрое России»

В последнее десятилетие Российская Федерация столкнулась с рядом серьёзных геополитических вызовов, требующих всестороннего укрепления обороноспособности страны. Большой вклад в решение этой задачи вносит коллектив Управления гидротехнических сооружений №431 ─ филиал Главного управления №4 при Спецстрое России.

Формирование подразделения началось в 1995 году. Для обеспечения профильных мероприятий при возведении специальных объектов Министерства обороны РФ в составе Управления начальника работ №780 был создан гидротехнический участок. Спустя десять лет его преобразовали в филиал УССТ №4 ─ Управление специализированных работ №414.


Спецстрой России в пределах своих полномочий организует исполнение законодательства Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, приказов и директив Министра обороны Российской Федерации в части, касающейся Спецстроя России, других нормативных правовых актов.

Основные направления деятельности:

  • выполнение подводно-технических работ;
  • осуществление гидротехнических строительно-монтажных операций;
  • ведение специальных бетонных работ;
  • проектирование и проведение водолазных и земляных работ;
  • устройство бетонных и железобетонных конструкций;
  • осуществление функций заказчика-застройщика.

В ходе своей деятельности Спецстрой России рассматривает персонал как человеческий ресурс, способный обеспечить ему конкурентные преимущества и достижение лидерских позиций в сфере деятельности при условии его планирования, оптимального использования и качественного развития.

Управление персоналом Спецстроя России основывается в первую очередь на преобладании экономических и социально-психологических методов и составляет одну из важнейших функций управления на всех иерархических уровнях управления.

Организационная структура предприятия «УГС №431» создана по типу функциональной организационной структуры, она построена по принципу распределения функций внутри организации и создания сквозных подструктур из управления функциями.

«УГС №431» возглавляет начальник, который организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояние и деятельность перед учредителями (собственниками предприятия) и трудовым коллективом. У начальника филиала есть два заместителя, которые осуществляют контроль работы начальников, существующих в «УГС №431» отделов.

2.2 Диагностика профессиональной пригодности персонала в «УГС №431»

Действующим в РФ законодательством, а именно Конституцией РФ, Трудовым Кодексом предусматривается, что аттестация работников является одним из условий изменения трудового договора и имеет целью улучшение подбора и расстановки кадров (продвижение сотрудника по службе, сохранение его в прежней должности, перевод на новое место, увольнение, в том числе и в связи с сокращением штатов при неполной занятости), стимулирование сотрудников к повышению квалификации, улучшению качества и эффективности работы, обеспечение более тесной связи заработной платы с результатами труда. На основании результатов аттестации руководитель организации вправе решать «судьбу» аттестуемого в следующих направлениях: повысить работника; повысить его должностной оклад. А также оставить сотрудника без повышения (в должности или оклада) на основе аттестации.