Файл: «Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права» . ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что предпринимательство является недавно сформировавшимся и развивающимся направлением в российской экономике. Это связано с особенностями хода исторического развития нашей страны. Вместе с тем, законодательство в данной сфере также является «молодым» и имеет некоторые несовершенные стороны, особенности становления, а также проблемы и перспективы развития, которые необходимо рассмотреть в данной работе.

Степень разработанности проблемы. Тематике предпринимательского права в мире и в России посвящены работы таких авторов, как В. С. Белых, Е. П. Губин, В.В. Лаптев, П. Г. Лахно, В.К. Мамутов, В.С. Мартемьянов, В. П. Мозолин, Е. А. Суханов и др. Однако, в работах авторов нет единого мнения по поводу определения сущности и юридической направленности предпринимательского права. Авторы описывают разные концепции и подходы в данной сфере и приводят аргументы с защиту своих тезисов. Следует отметить, что все авторы, так или иначе, сходятся к выделению нескольких основополагающих характеристик предпринимательского права, позволяющих обозначить существующие проблемы. Определена необходимость на основе изучения мнений различных авторов найти и обосновать возможные пути развития и разрешения проблем российского предпринимательского права.

Цель и задачи курсовой работы. Целью работы определено рассмотрение предмета, метода и принципов предпринимательского права, а также рассмотрение перспектив развития данной отрасли.

Согласно поставленной цели обозначен ряд задач:

1) Рассмотреть общие положения о предпринимательском праве;

2) Изучить исторические особенности развития предпринимательского права;

3) Рассмотреть предмет и метод российского предпринимательского права;

4) Изучить принципы предпринимательского права;

5) Определить перспективы развития предпринимательского права в России.

Объект исследования. Объектом исследования является предпринимательское право.

Предмет исследования. Предметом исследования являются особенности и перспективы предпринимательского права в России.

Методы исследования. При написании работы были использованы такие общенаучные методы, как методы теоретического познания (формализация, аксиоматический метод), общелогические методы (анализ и синтез, обобщение, системный подход).

Практическая база исследования. Практической базой исследования служили официальные данные Российской академии наук, Федеральной службы государственной статистики, Конституция РФ, законодательные акты и публикации современных и зарубежных исследователей.


Структура работы. Работа состоит из вступления, основной части из трех разделов, заключения, одного приложения и списка литературы из 17 источников. Основная часть работы включает 30 страниц, иллюстрирована 3 рисунками.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

1.1 Общие положения о предпринимательском праве

В начале исследования необходимо установить дефиницию понятия «предпринимательское право». Данный термин имеет несколько трактовок: он может обозначать определенную правовую отрасль, законодательную отрасль или выступать в качестве учебного курса и обособленной науки.

В общем понятии предприниматель­ское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих возникнове­ние и осуществление предпринимательских отношений. Рассмотрим данное понятие в свете четырех представленных аспектов.

Предпринимательское право как отрасль права представляет собой определенную совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношение. Данная отрасль права относится к надзору и регулированию за правомерным совершением хозяйственной деятельности субъектами.

Как и любая отрасль права, предпринимательское право имеет свою сферу компетенции, обозначенную ее предметом. Предметом предпринимательского права выступают несколько групп общественных отношений, а именно:

1) Предпринимательские отношения.

Данная группа отношений является основной в данной отрасли и возникает в процессе предпринимательской деятельности. Предпринимательские отношения имеют несколько специфических признаков, таких как наличие равноправных субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность, базис на рыночных отношениях и взятие за основную цель получение коммерческой прибыли.

Предпринимательской деятельностью занимаются субъекты, осуществляющие коммерческие операции, выходящие на рынки, занимающиеся производство товаров и услуг. Между этими субъектами в процессе взаимодействия возникают отношения, которые называются горизонтальными, то есть отношения между равноправными игроками рынка, находящимися в равных условиях.


Данные отношения являются основными, поскольку именно в процессе осуществления предпринимательской деятельности достигается главная ее цель - получение прибыли. Направленность на получение прибыли указывает, в свою очередь, на коммерческий и, следовательно, товарно-денежный характер предпринимательских отношений. Субъекты российского предпринимательского права представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 –Субъекты российского предпринимательского права

Таким образом, первая группа общественных отношений, составляющих предмет предпринимательского права, - это коммерческие, товарно-денежные отношения между равноправными, автономно существующими хозяйствующими субъектами, ведущими предпринимательскую деятельность.

2) Отношения организационного характера.

Данные отношения не ставят основной целью извлечение коммерческой прибыли и образуются при осуществлении деятельности по созданию, реорганизации и ликвидации организаций, предпринимательских объединений, получению сертификатов и в ряде других случаев. Такая деятельность носит некоммерческий характер, но создает основу, а зачастую является необходимым условием, предпосылкой будущей предпринимательской деятельности. Именно поэтому отношения, возникающие в указанных случаях, охватываются хозяйственно-правовым регулированием и входят в предмет предпринимательского права.

К такой деятельности относится деятельность товарных и фондовых бирж, основной целью которых является формирование соответствующего рынка, также регулируется нормами предпринимательского права, а складывающиеся при осуществлении этой деятельности отношения включаются в предмет данной отрасли.

3) Отношения, возникающие в процессе государственного регулирования предпринимательства.

Основной формой данных отношений является государственно-частное партнерство. При такой форме отношений участники находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости не на равных условиях, принимая форму вертикальных отношений.

Государство осуществляет регулирование не только при государственно-частном партнерстве. В основном регулирование необходимо для достижения баланса интересов общества и бизнеса.

Таким образом, государство в целях реализации публичных интересов общества воздействует на субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, регулируя эту деятельность разными способами и с применением различных форм. Складывающиеся при государственном регулировании предпринимательской деятельности отношения - неотъемлемая составляющая предмета предпринимательского права.


4) Внутрихозяйственные отношения субъектов.

Данный вид отношений возникает между структурными подразделениями организаций, которые взаимодействуют как между собой, так и с организацией в целом. Такие отношения в основном характеры для крупных транснациональных корпорация и компаний, обладающих филиальной сетью.

Такие внутрихозяйственные отношения могут принимать форму внутрикорпоративных, членских, управленческих. Внутрикорпоративные отношения подразумевают, наличие акционеров с определенной долей ответственности, закрепленной за каждым из них, членские отношения также подразумевает состояние в кооперативном обществе и определенную ответственность за надлежащее имущество. В основном такие отношения носят управленческий характер, поскольку возникают в процессе самоорганизации и самоуправления в коммерческих организациях.

Стоит отметить, что внутрихозяйственные отношения помимо общих Федеральных нормативно-правовых источников регулируются собственными внутренними актами, договорами, уставами и прочими документами. Такие документы являются составной частью источников предпринимательского права.

Таким образом, можно сказать, что предпринимательское право состоит из нескольких групп отношений, разных по сущности, но имеющих общий исток – предпринимательскую деятельность в основе. Осуществление предпринимательской деятельности, ее обслуживание и регулирование - вот то общественное поле, в рамках которого мы можем говорить о едином предмете такой отрасли, как предпринимательское право.

Предпринимательское право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих предпринимательские отношения, тесно с ними связанные иные, в том числе некоммерческие, отношения, отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности, а также внутрихозяйственные отношения.

Следует отметить тот факт, что предпринимательское право не всегда признают автономно существующей отраслью права. На сегодняшний день есть множество спорных взглядов специалистов на эту ситуацию.

Ряд экспертов выражают свое мнение о том, что предпринимательское право является  самостоятельной отраслью, и считают, что входящие в ее предмет отношения должны регулироваться одной отраслью права. Последовательно позиция самостоятельности отрасли предпринимательского (ранее - хозяйственного) права отражена в работах В.В. Лаптева, В.К. Мамутова, В.С. Мартемьянова.


Некоторые представители цивилистической науки выражают противоположную точку зрения и настаивают на признание предпринимательского права отраслью права. Такая точка зрения представлена в работах Е.А. Суханова , В.П. Мозолина. Дуалистическая концепция рассматривает предпринимательские отношения главным образом с позиций гражданского и административного права, полагая, что горизонтальные отношения равноправных субъектов в сфере товарно-денежного оборота должны регулироваться гражданским правом, а вертикальные отношения - административным правом и нормами примыкающих к нему отраслей (финансовым, налоговым и др.).

Высказываются мнения и о комплексности данной отрасли, так как ее нормы призваны урегулировать разнородные отношения. В частности, о "комплексном, интегрированном характере предпринимательского права" говорят Е.П. Губин и П.Г. Лахно, отмечая, что "предпринимательские отношения имеют сложное содержание и структуру". Взгляда на предпринимательское право как комплексную отрасль придерживается В.С. Белых, который пишет, что "предпринимательское (хозяйственное) право представляет собой в нашем понимании комплексное образование, сочетающее публично-правовые и частноправовые начала".

Данная точка зрения на сегодняшний день является наиболее отражающей реальность современной экономики и юриспруденции. Предпринимательское право является отраслью, объединяющей регулирование разнородных общественных отношений, которые имеют свою специфику и общее начало. Таким образом, только комплексный подход правового регулирования в рамках одной отрасли, соединяющей публично-правовые и частноправовые начала, способно обеспечить должное воздействие на столь значимое общественное явление, как предпринимательство.

Так или иначе, становление рыночной экономики в РФ повлекло развитие предпринимательства, а значит и необходимость его регулирования на законодательном уровне. Такие нормы правового регулирования присущи любому государству: где то они являются частью гражданского права, где то обособленны в единую отрасль, а где то называются не предпринимательским, а торговым, коммерческим правом. Различия в терминологии и обосновании объясняются различными уровнями развития и хода истории, однако, несмотря на все это для всех государств характерен единый подход к правовому регулированию предпринимательской деятельности: соответствующие правовые нормы создаются и выделяются в особую сферу правового регулирования. Это дает возможность обеспечить развитие предпринимательской деятельности, создать необходимые правовые условия для ее осуществления, защитить как частные интересы предпринимателей, так и публичные интересы государства и общества в целом.