Файл: Реструктуризация финансово-кредитных институтов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Решения о процедурах реструктуризации будут приниматься на основе комплексного анализа финансового положения проблемных кредитных организаций, перспектив их дальнейшей деятельности с учетом информации, полученной от кредитных организаций, в том числе и о качестве их активов, размере собственных средств.

По результатам анализа проведен предварительный расчет затрат на реструктуризацию банковской системы и выработан подход к реструктуризации банков, отнесенных к одной из следующих групп (см. таблицу в приложении 5). Для каждой группы банков предлагается своя стратегия поведения, подходы к участию государства в их поддержке.

Одновременно должны осуществляться организационные меры, включая замену руководящего состава кредитной организации, реорганизацию, в том числе слияние с другими кредитными организациями, продажу части принадлежащего этой кредитной организации имущества.

В Банке России исходят из того, что финансовая поддержка может оказываться только жизнеспособным кредитным организациям. У кредитных организаций, которые, по оценке Банка России, не имеют перспектив на восстановление нормальной деятельности, лицензии будут отбираться.

Предполагается упорядочить и активизировать процессы торговли банковскими активами, для чего предусматривается организовать соответствующие торговые площадки. Участие государства в процессе реструктуризации возможно только в отношении ограниченного круга проблемных банков, относящихся к категории так называемых опорных региональных банков и крупных многофилиальных банков Данные банки в совокупности с банками, сохранившими финансовую устойчивость, должны обеспечить потребности в банковских услугах всех регионов России.

Минимально необходимые затраты на рекапитализацию этой группы банков можно оценить в сумму, не меньшую чем 40 млрд. рублей.[27] Ввиду ограниченности ресурсов на проведение реструктуризации банковской системы поддержка банков со стороны государства будет производиться постепенно, в течение определенного времени.

Программа реструктуризации должна учитывать и опыт других развивающихся рынков, где в основе подобных программ лежали четыре принципа (приложение 6).

2.4 Агентство по реструктуризации кредитных организаций


Есть три группы субъектов, которые традиционно несут основные затраты по оздоровлению банков. Это акционеры банков, кредиторы и государство. Степень участия каждой из указанных групп определяется в зависимости от модели реструктуризации банковского сектора, используемой в конкретной стране.

В России одним из ограничивающих факторов стали финансовые возможности государства. В связи с этим Правительство России и Банк России были вынуждены сконцентрировать свои усилия по оздоровлению относительно небольшой группы банков, проблемы которых оказывали достаточно сильное влияние на общую ситуацию в экономике.

Правительством России при непосредственном участии Банка России было создано в качестве специализированной организации Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО).[28]

Такой подход к управлению процессом реструктуризации опирается на мировой опыт. Он достаточно хорошо зарекомендовал себя в целом ряде стран, переживших системный банковский кризис.

В России такая организация выступает как один из рабочих инструментов непосредственного участия государства в процессе финансового оздоровления банков.

Деятельность Агентства направлена на практическую реализацию государственной политики о реструктуризации банковской системы Российской Федерации. Это обусловливает основные цели его деятельности - способствовать преодолению кризиса российской банковской системы восстановлению ее способности в полной мере обеспечивать выполнение своих базовых функций осуществление платежей и расчетов, предоставление кредитов субъектам экономики, аккумуляция и обеспечение сохранности денежных средств юридических лиц и населения. Необходимо подчеркнуть, что реструктуризация банковской системы не сводится к созданию и деятельности Агентства, хотя последнему и отводится важная роль. Происходит, естественно и саморегулирование банков.

Сегодня АРКО имеет четко очерченный горизонт ответственности. Он определен рамками Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций», положения которого были согласованы с международными финансовыми организациями.

На финансирование деятельности АРКО в 2003 году было выделено 10 млрд. рублей, что составляет 0,2 % ВВП по итогам 2002 года. Это достаточно скромный показатель на фоне стран, тративших на реструктуризацию банковских систем до 50 и выше процентов ВВП.[29]


ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ НА ПРИМЕРЕ ЦБ РФ

3.1 Центральный Банк Российской Федерации

исторический обзор

В конце мая 2005 г. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) отметил свою 145-ю годовщину. Именно столько лет прошло с 31 мая 1860 г. (по старому стилю), когда Александр II подписал Указ о создании Государственного банка Российской империи и утвердил его первый устав. Итак, 31 мая 1860 г. вместо прежнего Государственного коммерческого банка был учрежден новый Государственный банк. Первым его управляющим стал барон A.Л. Штиглиц - последний "придворный банкир" Российского императорского дома. В дореволюционной деятельности Государственного банка можно выделить два периода: 1860-1894 и 1894-1917 гг. Свои операции Государственный банк начал осуществлять 2 июня 1860 г. Согласно уставу он учреждался "для оживления торговых оборотов и упрочения денежной кредитной системы". Основной капитал ему "назначался" в 15 млн.руб.[30] ОПЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА заключались в учете векселей и других срочных правительственных и общественных процентных бумаг и иностранных тратт, покупке и продаже золота и серебра, получении платежей по векселям и другим срочным денежным документам в счет доверителей, приеме вкладов, предоставлении ссуд (кроме ипотечных), покупке государственных бумаг за свой счет. С 1905 по 1914 г. за счет выпуска кредитных билетов (800 млн.руб.) и средств казны (600 млн.руб.) баланс Государственного банка увеличился вдвое

Во время первой мировой войны деятельность Государственного банка в основном была направлена на ее финансирование за счет выпуска кредитных билетов.

Н. Барковский, утверждает, что Госбанк СССР во всем мире считался одним из крупнейших и авторитетнейших кредитных учреждений, а его универсальность состояла в том, что, выполняя функции, присущие государственным и коммерческим банкам, он был эмиссионным и валютным центром страны, проводил активную политику по защите ее валютных интересов.[31] Денежные инструменты регулирования экономики, поведения экономических субъектов эффективны лишь в условиях сложившегося и налаженного рыночного хозяйства, чего у нас пока нет. Так, один из решающих инструментов в руках центральных банков - операции на открытом рынке - предполагает наличие развитой системы торговли ценными бумагами, и как минимум - доверие к таким бумагам, государственным и негосударственным, со стороны массы потенциальных инвесторов. Однако в наших условиях покупка (продажа) ценных бумаг пока еще более чем ограниченно регулирует экономику.


3.2 Реструктуризация ЦБ РФ

В виду реструктуризации банковской деятельности, структура центрального аппарата Банка России и его территориальных подразделений (приложении 7) подвергается существенным изменениям, носящим прежде всего качественный характер и ориентированным на приведение ее в соответствие с условиями деятельности и ролью банковской системы в реформируемой экономике.[32] Эти и подобные изменения призваны обеспечить эффективную реализацию законодательных инициатив в работе Центрального банка и всей банковской системы, ускорить принятие решений и повысить их обоснованность, укрепить существующие и создать новые каналы взаимодействия между Банком России, законодательными и исполнительными органами государственного управления, а также органами территориального управления. В целях рационализации работы Центрального банка была создана комиссия по разработке типовой структуры Главных управлений. Комиссия подготовила проект типового положения, в котором учтены изменения функций ГУ и приказы по Центробанку о создании новых служб в центральном аппарате и на местах. Проект одобрен Советом директоров Банка России и после доработки будет доведен до всех подразделений и составит основу для дальнейшей перестройки их деятельности.[33]

То, что называется системой ЦБР, включает в себя также 60 главных территориальных управлений и 19 национальных банков (в национально-территориальных образованиях РФ), 1356 РКЦ, 26 региональных центров информатизации, 2 вычислительных центра, 13 банковских школ и 17 прочих организаций. Процесс реформирования ЦБ, начатый в 1990-1991 гг., еще не закончен. Но по мере того, как в нашей экономике создаются условия для реализации каких-либо функций, ЦБ тут же откликается организационными изменениями в своей структуре. В частности, возрастает значение подразделений, непосредственно занимающихся работой с коммерческими банками. Буквально пять лет назад был один департамент, сейчас их три - Департамент по надзору, Главное управление инспектирования, Главное управление валютного регулирования и валютного контроля. Разумеется, здесь обозначены не все актуальные вопросы совершенствования структуры Центрального банка. Как и любой центральный банк, Банк России отвечает за разработку и реализацию денежно-кредитной политики в стране и политики по развитию банковской системы. В первый раз документ с таким содержанием - Основные направления денежно-кредитного регулирования - ЦБР подготовил на 1993 г. Эта схема в целом, видимо, оправдывает себя. Что же касается ее содержательной части, то она, естественно, может быть даже концептуально разной. В большинстве развитых стран ведущей задачей центральных банков является поддержание покупательндй способности национальной денежной единицы, то есть стабильности внутренних цен. Она состоит в обеспечении роста экономики при низкой инфляции. Сегодня высшим органом Центрального Банка является Совет директоров, который руководит деятельностью банка по реализации денежно-кредитной политики правительства. В состав совета входят Председатель банка и 12 членов Совета. Председатель и члены совета назначаются Государственной думой на четыре года по представлению Президента Российской Федерации. Для координации работы Банка, законодательных и исполнительных органов власти, министерств, ведомств, хозяйственных структур и кредитных учреждений при Центральном банке создается Национальный совет в составе 15 человек. В соответствии с федеральным законом Банк России находится на коммерческом расчете и самофинансировании и производит операционные расходы в пределах полученных доходов. Органы государственного управления экономикой не несут ответственности за выполнение денежных обязательств Банка, а последний - за обязательства государства, если они не приняты на основе федерального законодательства. Сегодня Банк России выполняет следующие функции. (см. рис. приложение 8)


Сейчас Банк России использует три инструмента денежно-кредитного регулирования (помимо операций на открытом рынке):

• нормы обязательных резервов;

• процентная ставка ЦБ;

• объемы рефинансирования.

Но сегодня ни один из этих инструментов не может быть назван гибким, надежным и эффективным. Здесь сказывается действие ряда как общих, так и частных причин. Как уже отмечалось ранее, главными целями функционирования центрального банка в любой стране мира являются:

  • обеспечение устойчивости национальной денежной единицы внутри

страны и на мировых рынках, ее покупательной способности, минимизация инфляции для создания благоприятных условий для экономического роста;

  • обеспечение эффективного развития кредитно-банковской системы страны, включая организацию функционирования расчетного механизма в народном хозяйстве.

Первая из этих целей означает на деле регулирование денежного обращения. Практически с момента возникновения нового Центрального банка РФ не утихают разговоры о необходимости разработки новой концепции формирования денежно-кредитной системы России, а в этом контексте - о реформировании и самого Банка России. Забота у всех одна - создать в стране современную, высокоэффективную банковскую систему во главе с достойным ее центральным банком. Важно и то, что практически все думающие над этим лица формулируют свои предложения, основываясь на анализе и критике действительных, как правило, недостатков в функционировании имеющейся банковской системы и в деятельности Центрального банка.

Вместо того чтобы прекратить такую практику, ЦБ нашел "интересный" выход из положения. Он разрешил своим главным территориальным управлениям самостоятельно устанавливать индивидуальные экономические нормативы, правда, не превышающие общеустановленные более чем в 5 раз. Анализ баланса ЦБ показывает, что он стремится максимально централизовать кредитные ресурсы с тем, чтобы затем иметь возможность распределять их. Это пережиток застойных времен, когда денежные ресурсы двигались главным образом по вертикали и использовались крайне неэффективно. [34]

Формирование рыночных отношений требует создания более широких возможностей движения капиталов по горизонтали. Таким образом, а не только путем вливания денег "сверху", можно обеспечить структурную перестройку экономики. Проблемы, с которыми сталкивается Россия, действительно являются уникальными, чрезвычайно сложными, и от их решения бесспорно зависит, сможет ли страна с меньшими потерями выйти из кризиса. В этих условиях население, особенно специалисты, долгие годы работающие в финансово-банковской сфере, не получают убедительного доказательства правильности принимаемых решений. Главное состоит в том, что управление банковской сферой организуется без стратегии, осмысления того, какими путями пойдет развитие, без должной информации и мониторинга. Дискуссия в основном идет по текущим вопросам денежно-кредитного регулирования. Вопрос не так прост: речь идет не только о банках (Центральном банке и коммерческих банках), а о банковской системе, ее глубокой реформе. Прежде всего необходимо укрепить Центральный банк, который всегда был главным банком нации.[35]