Файл: Реструктуризация финансово-кредитных институтов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Центральный банк не может управлять технической политикой, главная его задача - влиять на цены и стабилизировать денежное обращение. У него всегда должен быть особый, "денежный" взглад на развитие производства. Общество имеет сильный Центральный банк только тогда, когда он отстаивает свой монетарный взгляд, выступает в качестве своеобразного "конституционного судьи в экономике". К сожалению, современный Центральный банк России еще не в полной мере стал таковым. Его деятельность подвергается заметной критике из-за отсутствия мониторинга состояния денежного обращения, оперативно публикуемой информации о денежной массе, финансовом состоянии хозяйства. Российская банковская практика свидетельствует о том, что обязательные денежные резервы не являются в полном смысле резервом, поскольку эти ресурсы используются Центральным банком для последующего увеличения денежной массы посредством предоставления кредитов кредитным учреждениям.

В определенной реформации нуждается и сеть учреждений Центрального банка. Известно, что в России существует чрезвычайно централизованная расчетная система в виде так называемых расчетно-кассовых центров (РКЦ), осуществляющих функцию расчетов. Такая система делает обязательным открытие всеми коммерческими банками корреспондентских счетов в ЦБР. Это превращает его по существу в монополиста, ибо основной объем платежей проходит через счета в РКЦ. В России на каждый расчетно-кассовый центр приходится 2-3 коммерческих банка, в то время как в западных странах количество отделений составляет весьма незначительный процент от количества кредитных учреждений.

Сегодня Банк России целенаправленно занимается разработкой комплекса мер по реструктуризации банковской системы. При подготовке данного документа учитывались имеющиеся у государства и Банка России реальные финансовые возможности по поддержке российских банков, опыт работы Банка России по нормализации деятельности финансово нестабильных банков, подходы, реализуемые при реструктуризации банковских систем зарубежных стран, а также рекомендации специалистов, в том числе из международных финансовых организаций.

Реструктуризация банков - это управляемый согласованными мерами Банка России, законодательной и исполнительной власти, действиями учредителей (участников), кредиторов и руководителей кредитных организаций процесс изменения структуры банковской системы, восстановления условий и функций, необходимых для банковского обслуживания потребностей экономики.[36] Процесс реструктуризации банковской системы предполагает обеспечение следующих основных принципов: - приоритетность защиты интересов частных вкладчиков; - равное отношение к защите интересов всех кредиторов и клиентов, в том числе иностранных; - прозрачность и открытость процесса реструктуризации обязательств и активов банков; - экономическая ответственность собственников банков, не способных платить по обязательствам, выраженная в сокращении доли и объема принадлежащего им банковского капитала, привлечение их к процессу реструктуризации путем осуществления дополнительных взносов в капитал банков; - участие кредиторов в процедурах реструктуризации; - оказание государственной поддержки только тем банкам, которые принимают и успешно реализуют программы финансового оздоровления, ориентированные прежде всего на самостоятельное решение возникших проблем. Целями реструктуризации банковской системы в краткосрочной перспективе (до середины 2007 года) являются: - восстановление способности банковской системы оказывать базовый комплекс услуг; - увеличение капитала жизнеспособного ядра банковской системы, улучшение качества активов, создание долгосрочной ресурсной базы для банковского обслуживания потребностей реального сектора экономики и проведения платежей; - реструктуризация отдельных крупных неплатежеспособных банков, ликвидация которых принесла бы значительные социальные и экономические издержки; - восстановление доверия к банкам со стороны частных вкладчиков, кредиторов и клиентов, в том числе иностранных партнеров; - недопущение утраты банковских технологий и имущественных комплексов, которые могут быть использованы для ведения конкурентоспособной банковской деятельности; - отстранение неспособного к конструктивной работе банковского управленческого персонала, его замена на управленцев, добросовестно защищающих интересы всех кредиторов, клиентов и акционеров банка; - привлечение к участию в капиталах банков новых собственников, в том числе иностранных инвесторов; - восстановление нормального функционирования финансовых рынков, в т.ч. межбанковского денежного рынка.


В среднесрочной перспективе целью программы является восстановление деятельности банковской системы на коммерческих принципах и создание условий для ее активной работы с реальным сектором экономики, повышения ответственности руководителей и собственников банков за результаты их деятельности по управлению банками.[37]

Предваряя конкретные шаги реструктуризации (см. приложение 9), которые можно сделать в кон­кретном регионе с конкретны­ми банками в рамках существу­ющего правового, экономичес­кого и банковского простран­ства в целях сохранения или вос­становления расчетно-кредитной системы региона и через это — всей страны, следует отметить, что в известных рамках они могут иметь свои варианты и прояв­ления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Не совсем гладко в России происходит реструктуризация финансовых институтов. Слабые финансовые институты – показатель слабой экономики, соответственно практическое отсутствие инвестиционного процесса в стране и как следствие низкое развитие отраслей промышленности. В свою очередь слабое банковское обслуживание системы хозяйствования государства. И агентству по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) в свою очередь не хватает средств на быстрое оздоровление системообразующих проблемных банков.

Чтобы форсировать процесс оздоровления системы финансовых институтов, необходимо рассматривать вопрос возврата к ситуации, когда данные организации могут по собственной инициативе обратиться за государственной помощью. Сейчас же по Закону о реструктуризации финансовых институтов и банков в частности владельцы должны дожидаться момента, когда они окажутся на грани банкротства.

Бюджетирование и расходование средств на реструктуризацию финансовых институтов со стороны государства строго ограничено. Кроме того, до сих пор не понятно, какую именно финансово-кредитную систему хочет увидеть правительство и хочет ли оно вторгаться в частный сектор финансовых организаций, так же возрождения прежних системообразующих банков.

Накопленный за последние 16 лет опыт Чили, Аргентины, Мексики, а недавно – и Южной Кореи позволяет говорить о некоторых принципах, которые могли бы использовать для успешной реструктуризации финансового сектора в России. Конечно, речь идет не о простом механическом переносе этого опыта, а о его умелой адаптации к российской действительности.


Важной предпосылкой для успешной реструктуризации является готовность правительства создать условия, привлекательные для инвестирования в реальный сектор экономики. На данном этапе, как в прочем, и на протяжении прошедших семи лет, непомерные процентные ставки, обусловленные бюджетным дефицитом, а также несовершенный законодательный и бюджетный режимы способствовали тому, что появилось два разобщенных мира: финансовый и «реальный».

Очевидно, что осуществление программы реструктуризации системы финансовых институтов требует сильной политической воли. Однако успешной такая программа может быть только при условии одновременного решения проблем реальной экономики. Финансовый сектор будет играть жизненно важную роль при оказании помощи другим отраслям экономики, но в конечном счете без решения структурных проблем в этих отраслях не обойтись.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный Закон №110-ФЗ от 06.08.2001 г. «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ». Российская газета, №254 от 15.10.2001 г.
  2. Бюджетный кодекс РФ М.:ИНФРА-М 1999 г.
  3. Алескеров С.И., Землин А.И., Ольховская Н.П.; Под ред. Землина А.И. Банковское право. Практикум: Учебное пособие. – М.: Экономика, 2003.
  4. Архипов А.И. Экономика: учебное пособие. - М.: Проспект, 2000.
  5. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы М.: ИД ФБК-Пресс М.: 2000
  6. Балабанов И. Т., Савинская Н. А. Банки и банковское дело. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2004.
  7. «Бюджетная система РФ». - Учебник, издание 2-е. Под ред. Романовского. - М.: ЮРАЙТ, 2000г., 615с.
  8. Бородин А.Ф. Актуальные проблемы и перспективы развития региональных банков. // Деньги и кредит. №1 2001.
  9. А. Гузнов (Юридический департамент Банка России) – «Законодательные основы реструктуризации банковской системы России. Правовые проблемы кредитных организаций», Бюллетень финансовой информации, № 2 (57) 02.2000.
  10. Деньги, кредит, банки. Под ред. О.В. Соколовой - М.: Финансы и статистика, 2004.
  11. Жуков Е.Ф. Менеджмент и маркетинг в банках. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.
  12. В. Иванов (ГУ ЦБ РФ) – «Организация антикризисного управления в коммерческом банке», Бюллетень финансовой информации, № 12 (55) 12.1999- № 1 (56) 01.2003.
  13. Кидуэлл Д.С. Финансовые институты, рынки и деньги М.: 2000г.
  14. Куликов Л. Банки и их роль в экономике. - М.: Финансы и статистика, 2001.
  15. Кроливецкая Л. П., Белоглазова Г. Н. Банковское дело: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003.
  16. Ломакин В.К. Мировая экономика Учебник для вузов – М. ЮНИТИ 2000 г – 158с.
  17. А. Нещадин, И. Липсиц (Экспертный институт) - «Выход из кризиса: иллюзии или реальность. К проблеме реструктуризации российской промышленности», Бюллетень финансовой информации, № 12 (55) 12.1999- № 1 (56) 01.2000.
  18. О. М.Островская. Банковское дело. - М.: Пресс-сервис 2003.
  19. Официальный сайт Центрального Банка РФ: www.cbr.ru.
  20. Е. Ситникова - «Реструктуризация стихии. Как Онэксимбанк стал Росбанком », журнал «Компания», № 9 (105), 13.03.2000
  21. Севрук В.Т. Банковский маркетинг. —М.: Дело ЛТД, 2003.
  22. Уткин Э. А. Нововведения в банковском бизнесе России. - М.: Финансы и статистика, 2004.
  23. Финансы. Под ред. Дробозиной Л.А. М.: ЮНИТИ 2000
  24. Б. Г.Федоров. Новый англо- русский банковский и экономический словарь. – М: Лимбус Пресс, 2000.
  25. Эриашвили Н.Д. Банковская система РФ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рис.Традиционная схема работы пенсионных фондов

Деньги Взносы

эмитенты

пенсионные фонды

спонсоры

жми

Ценные Пенсионные

бумаги обязательства

Рис. Реструктуризированная схема работы пенсионных фондов

Деньги Взносы

эмитенты

спонсоры

Не государств.

Пенсион. фонды

жми

Государствен. пенс.фонд

Ценные Пенсионные

бумаги обязательства

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рис. – Место страхового рынка в системе

функционирования финансовых институтов

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Схема развития кризиса платежеспособности банка

  1. Появление условий, способствующих возникновению кризиса:
  • грубые ошибки в планировании платежных потоков, приведшие к серьезной несбалансированности активно-пассивных операций;
  • отсутствие необходимого для управления ликвидностью объема высоколиквидных активов на балансе банка;
  • постоянное привлечение с межбанковского рынка средств в объемах,

близких к суммарному лимиту кредитования;

  • допуск халатности в работе, приводящей к сбоям отдельных платежей и несвоевременному исполнению платежей;
  • недостаточная квалификация кадров;
  • неадекватное состояние технического обеспечения проводимых банком операций;
  • снижение маржи банка;
  • рост доли госбумаг и прочих высоколиквидных активов, находящихся под залогом;
  • рост принятых на себя гарантий по сделкам третьих лиц;
  • снижение диверсификации активов и пассивов по видам операций и по срокам;
  • негативные изменения в структуре ресурсной базы и направлений вложений средств, при достаточном уровне накопленной и покупной ликвидности (рост привлеченных межбанковских кредитов и использование их как часть постоянного ресурса, рост доли неустойчивых пассивов, снижение собственного капитала, нарастание убытков, предельно малое значение высоколиквидных активов и предельно высокое значение выданных кредитов и вложений в фондовый рынок, высокое значение открытой валютной позиции, рост дебиторской и кредиторской задолженности и т.д.);
  • мошенничество руководителей или сотрудников банка;
  • нарушение нормативной и законодательной базы;

  1. Появление признаков неплатежеспособности банка:
  • частое возникновение дефицита ликвидной позиции банка;
  • появление и рост задержек платежей по количеству и суммам (увеличение времени прохождения платежей и наличие картотек);
  • активизация рекламной деятельности и повышение процентных ставок выше средних;
  • наличие формы 1328 «Перечень платежей, не принятых к проводу по причине отсутствия средств на корсчете кредитной организации»;
  • увеличение платы и введение регламентов, увеличивающих время проведения платежей;
  • предельно низкий уровень ликвидных активов на счетах банка;
  • рост технологических сбоев;
  • закрытие лимитов на банк;
  • отток средств клиентов, приближенных к руководству банка;
  1. Кризис платежей:
  • хроническое нарастание задержек и неисполнение платежей;
  • информация в прессе и на рынке о проблемах банка;
  • массовый отток средств со счетов клиентов (в пределах сумм, которые банк в состоянии проплатить);

продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ 4

  • начало массовых претензий и судебных разбирательств;
  • свертывание масштабов деятельности, максимальное сокращение издержек;
  • продажа основных средств;
  • сокращение персонала банка;
  • свертывание отдельных операций, значительное снижение балансовых показателей (валюты баланса, капитала, ликвидных активов, расчетных счетов), рост доли просроченных и заложенных активов, снижение качества обеспечения выданных кредитов, нарушение нормативов деятельности и ряд других;
  • возможные изменения в руководстве или его бегство;
  • выход отдельных учредителей из состава банка (или получение ими кредитов на суммы, близкие к доле их участия);
  • ввод временной администрации;
  1. Банкротство:
  • отсутствие средств для проведения платежей;
  • массовые судебные разбирательства;
  • отзыв лицензии;
  • образование ликвидационной комиссии;
  • распродажа оставшегося имущества, возврат кредитов, реализация залогов по невозвратным ссудам.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Характеристика существующих проблем российской банковской системы согласно официальному документу «О мерах по реструктуризации банковской системы Российской Федерации».

Подробное представление основных проблем

  1. Низкий уровень банковского капитала.
  2. Значительный объем невозвращенных кредитов, в результате чего значительная часть