Файл: Психологическая оценка и использование человеческих ресурсов организации (Анализ психологической оценки и использования человеческих ресурсов в ООО «Интерком»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К количественным методам относят:

Личностные опросники - психодиагностические методики, предназначенные для определения степени выраженности у индивида определенных личностных особенностей. Как правило, при помощи этого метода диагностируют особенности характера, темперамента, межличностных отношений, мотивационную и эмоциональную сферы.

Данная группа методик включает:

- многофакторные личностные опросники (предназначены для описания широкой сферы индивидуально-личностных характеристик);

- опросники мотивационных особенностей (мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из понятий, которые используются для объяснения поведения и деятельности);

- опросники психического благополучия (оценивается уровень нервно-психической адаптации, тревожности, нервно-психической устойчивости, невротизации, социальной адаптации);

- опросники самоотношения (изучаются особенности отношения сотрудника к самому себе), опросники темперамента, опросники ценностей (применяются для изучения ценностно-смысловой сферы личности); опросники эмоциональных особенностей (Эмоции — субъективная форма выражения потребностей. Они предшествуют деятельности, побуждая и направляя ее. Эмоции выражают отношение к условиям, которые способствуют или препятствуют осуществлению деятельности, к конкретным достижениям в ней, к сложившимся или возможным ситуациям);

- тесты на активность поведения. В свою очередь, в указанной выше группе методов применяются конкретные методики. Наиболее популярные из них приведены ниже в таблице 1.

Таблица 1

Психологические опросники исследования и оценки личности персонала

Методика

Факторы исследования

1

Опросник Кеттела (16-PF)

Опросник позволяет диагностировать особенности интеллектуальных способностей, характера, склонностей и интересов личности, нормативность поведения, уровень самоконтроля и другие особенности человека

2

Опросник MMPI

Соматизация тревоги, тревога и депрессивные тенденции, вытеснение факторов, вызывающих тревогу, реализация эмоциональной напряженности в непосредственном поведении, выраженность мужских/женских черт характера, ригидность аффекта, фиксация тревоги и ограничительное поведение, аутизация, отрицание тревоги, гипоманиакальные тенденции, социальные контакты.

3

Опросник FPI

Диагностика психических состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной, профессиональной адаптации и регуляции поведения.

4

Характерологический опросник Леонгарда

Диагностируются следующие типы акцентуации личности: демонстративный, застревающий, педантичный, возбудимый, гипертимный, дистимический, тревожно-боязливый, аффективно-экзальтированный, эмотивный, циклотимный.

5

Методика экспресс-диагностики невроза Хека и Хесса

Предварительная и обобщенная диагностика вероятности невроза.

6

Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера

Выявление уровня личностной и реактивной тревожности.

7

Методика самооценки личности (Будасси)

Определение уровня самооценки (завышенная, заниженная или норма).

8

Опросник Стефансона

Изучение представлений работника о себе самом. Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, реальное «я», а не соответствие/несоответствие статистическим нормам и результатам других людей.

9

Личностный опросник Айзенка

Диагностика личностных параметров, нейротизма и экстраверсии-интроверсии.

10

Тест «Эмоциональное выгорание»

Методика позволяет выявить следующие способы поведения человека в конфликте: - соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому; - приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого; - компромисс; - избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей; - сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

11

Методика Дж. Морено, «Cоциометрия»

Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы и решения следующих задач:

а)  измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б)  выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

в)  обнаружение внутригрупповых сплоченных образо­ваний во главе с неформальными лидерами.

12

Методика Т. Лири

Методика, созданная Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г., предназначена для исследования представлений субъекта о себе реальном и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах, в т.ч. в семьях и супружеских парах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.


Следует отметить, что многие из описанных выше методик изначально разрабатывались и использовались в клинической психологии и, лишь, затем стали использоваться на предприятиях для оценки персонала. Однако эти методики в большинстве своем не были в достаточной мере адаптированы для оценки сотрудников, поэтому для того, чтобы использовать их в организациях, необходим специалист с достаточно высоким уровнем знаний в сфере психологии[16].

- Тесты способностей являются еще одним важным психологическим методом оценки деятельности персонала. Они представляют собой специально подобранный стандартизованный набор заданий, служащий для оценки потенциальной способности человека решать различные задачи. Любая разновидность тестов интеллекта может рассматриваться как тест способностей.

Самыми распространенными среди методик, применяемых в оценке персонала, являются те, которые направлены на выявление профессиональных способностей сотрудников[17]. Наиболее зарекомендовавшие себя методики представлены в таблице 2.

Таблица 2

Методики диагностики способностей персонала

Методика

Факторы исследования

1

Тест структуры интеллекта Амтхауэра

Определение способности к абстрактному мышлению, памяти, пространственному воображению, языковому чутью, математическому мышлению, образованию суждений и т. п.

2

Тест Гилфорда

Измеряет социальный интеллект, который является профессионально важным качеством и позволяет прогнозировать успешность деятельности педагогов, психологов, психотерапевтов, журналистов, менеджеров, юристов, следователей, врачей, политиков, бизнесменов.

3

Тест Равена

Оценивает сам интеллект, дает возможность составить представление о способности сотрудника к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности.

4

Краткий ориентировочный (отборочный) тест (КОТ) (опросник диагностики интеллекта (IQ), адаптация В. Н. Бузина, Э. Ф. Вандерлик)

Предназначен для диагностики общего уровня интеллектуальных способностей (IQ) и предусматривает психодиагностику таких параметров интеллекта, как способность к обобщению и анализу, гибкость мышления, скорость и точность восприятия материала и другие шкалы. Тест КОТ также позволяет получить развернутую характеристику сформированности познавательной адаптации субъекта в мире в целом.


Необходимо сказать, что многие из известных тестов на выявление уровня способностей (интеллекта) не дают достаточно материала для того, чтобы делать на их основе прогнозы. Они позволяют получить ограниченную информацию, которую необходимо дополнять сведениями из других источников.

Качественные методы являются неформализованными и нацелены на получение информации путем глубинного исследования небольшого по объему материала.

Одними из наиболее часто применяемых методов данной группы являются[18]:

-        интервью различного вида (краткое описание некоторых видов представлено в таблице 3), которые отличаются строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: интервьюер (специалист, который проводит интервью) задает вопросы респонденту (оцениваемому сотруднику), не ведет с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своего личного отношения к задаваемым вопросам и ответам испытуемого. Задачей интервьюера является сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью с точки зрения интервьюера — получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами исследования (качествами и характеристиками оцениваемого, отсутствие либо наличие которых необходимо выявить);

Таблица 3

Виды интервью

Вид

Описание

1

Биографическое интервью

При его проведении исходят из того, что поведение в прошлом является индикатором поведения в будущем. Сведения о работе собирают в обратном хронологическом порядке. В интервью оценивается степень важности текущей работы сотрудника для организации и его компетентность в терминах соответствия требованиям, предъявляемым к определенной должности. Вопросы исходят из «требований к сотруднику», в которых перечислены индивидуальные характеристики, необходимые для эффективного выполнения работы. Преимущество биографического интервью заключается в том, что оно соответствует ожиданиям кандидата (сотрудника) и дает ему возможность проявить себя наилучшим образом.

2

Поведенческое интервью

Содержит структурированный перечень вопросов, разработанных относительно опыта или способностей в определенных областях или применительно к критериям, связанным с работой. Критерии выявляются в процессе анализа, предметом рассмотрения которого является работа и поведение успешных сотрудников.

3

Ситуационное интервью

Основано на построении определенных ситуаций и предложении оцениваемому сотруднику описать модель своего поведения или выхода из данной ситуации. В процессе оценки сотрудник старается дать социально-желательные ответы, то есть те, которые он считает социально верными. В ходе интервью появляется возможность оценить, насколько данные представления соответствуют ценностям организации, принятым моделям поведения, а также той работе, которую выполняет сотрудник.

4

Проективное интервью

Основано на особом построении вопросов таким образом, что они предлагают сотруднику оценить не себя, а людей вообще или какого-то персонажа. Проективные методики основаны на том, что человек склонен переносить свой жизненный опыт и установки на интерпретацию действий других людей, а также на вымышленные ситуации, персонажей и т. п.


-        анализ документов, который является надежными свидетельствами явлений, происходящих в действительности. Проведение анализа документов означает преобразование первоначальной формы информации, содержащейся в документах, в необходимую для специалиста по оценке персонала форму. Фактически это не что иное, как интерпретация содержания документа, его толкование. В процессе анализа документов могут исследоваться резюме, рекомендательные и сопроводительные письма, документы об образовании (дипломы, сертификаты, квалификационные свидетельства), научно-исследовательские и публицистические работы и другое.

Комбинированный метод, к которому относят бизнес-кейс. Бизнес кейс - это всестороннее описание ситуации, в которой когда-то оказалась реальная компания. В кейсе, как правило, описывается внешнее окружение и внутренняя среда компании, а также их изменения во времени. События, с которыми столкнулись менеджеры, как и действия последних, приводятся в том порядке, в каком они реально происходили. Но самое главное — в кейсе формулируется проблема, которую должен был решить тот или иной сотрудник компании. Точность и верность выбора типичной рабочей ситуации и профессиональность создания бизнес-кейса определяют надежность прогноза при использовании данного метода. С одной стороны, в методе заложена прагматичность предложенных вариантов решения бизнес-задач, с другой - имеется возможность выявить систему нестандартных подходов к решению типовых ситуаций, что определяет степень креативности работника.

Также в современной психологической практике находят широкое применение психологические комплексы, разработанные научными психологическими центрами и лабораториями.

2. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ НА ПРИМЕРЕ ООО «Интерком»

2.2. Общая характеристика организации

Созданная в феврале 1996 года, предприятие ООО «Интерком» на сегодняшний день является одним из лидеров продовольственного бизнеса Восточной Сибири.


Полное фирменное наименование Общества: Общество с ограниченной ответственностью «Интерком». Сокращенное наименование юридического лица: ООО «Интерком».

Местонахождение должника: 664074, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 78, офис 311.

Сведения о регистрирующем органе по месту нахождения юридического лица является, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области. Находящаяся по адресу: 664007, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Советска, д. 55.

Сведения об учете в налоговом органе: стоит на учет от «22» августа 2014 года в Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутск.

Сведения о регистрации в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда РФ: зарегистрирован от «26» августа 2014 года в Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г. Иркутск.

Сведения о регистрации в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда социального страхования РФ: зарегистрирован от «23» августа 2014 года в Филиале №1 Государственного учреждения – Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования РФ.

Для обеспечения деятельности Общества образован уставной капитал в размере 123 500 (Сто двадцать три тысячи пятьсот) рублей.

Уставной капитал Общества определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов Общества.

Участником общества является:

  • Отвиновский Валерий Витальевич, номинальная стоимость доли составляет 16 845,4 (Шестнадцать тысяч восемьсот сорок пять) рублей, составляющая 13,64 (Тринадцать целых шестьдесят четыре) процента из уставнового капитала Общества;
  • Сидорова Виктория Брониславовна, номинальная стоимость доли составляет 25 762,1 (Двадцать пять тысяч семьсот шестьдесят два) рубля, составляющая 20,86 (Двадцать целых восемьдесят шесть) процентов из уставнового капитала Общества;
  • Заяц Вячеслав Тимофеевич, номинальная стоимость доли составляет 78 805,3 (Семьдесят восемь тысяч восемьсот пять) рублей, составляющая 63,81 (Шестьдесят три целых восемьдесят один) процент из уставнового капитала Общества;
  • Силивончик Юрий Владимирович, номинальная стоимость доли составляет 2 087,2 (Две тысячи восемьдесят семь) рублей, составляющая 1,69 (Одна целая шестьдесят девять) процентов из уставнового капитала Общества;

Основной вид деятельности:

- 45.31 - Торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями.

- 52.29 - Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками.