Файл: Управление формированием затрат на предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Глубочайшие изменения, которые произошли в отечественной экономике за последние несколько лет, не только во многом определили специфику перехода к рыночным условиям, но и значительно усложнили условия для выживаемости предприятий в новых условиях. Насыщение рынка, сокращение технологических циклов продукции, стремление к концентрации предприятий, могут здорово усложнить развитие нового производства. Частные предприятия в условиях рыночной экономики представляют собой одно из важнейших условий микроэкономического анализа. Их можно изучать под самыми различными углами зрения, но в первую очередь они являются механизмом для превращения затрат капитала, природных ресурсов и деятельности человека в готовую продукцию, которая представляет собой услуги и производственные товары, созданные для удовлетворения человеческих потребностей.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Анализ расходов организации характеризует финансовое состояние компании на конец отчётного периода. прочих финансовых результатах. Анализ расходов предприятия представляет внешним пользователям общую картину о результатах деятельности компании.

Актуальность темы данной работы заключается в том, показатели расходов являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия как партнера. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

Предмет работы – расходы (затраты) в деятельности предприятия.

Объект работы - АО «Мосгаз».

Цель работы – управление затратами в деятельности АО «Мосгаз».

Задачи работы:

-изучить общую характеристику АО «Мосгаз»

-исследовать основные экономические показатели деятельности АО «Мосгаз»

-исследовать сущность и виды затрат в деятельности предприятия;

- исследовать формирование и использование затрат в деятельности предприятия;

- изучить методику анализа затрат в деятельности предприятия;

- представить описание мер по повышению эффективности формирования и использования денежных средств.


Информационную базу работы составила учебная литература, статьи авторов в периодической печати, бухгалтерская отчетность предприятия.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1 Теоретические особенности управления затратами на предприятии

1.1 Понятие и классификация затрат

Расходы предприятия согласно ПБУ 10/99 классифицируются следующим образом:

-расходы по обычным видам деятельности;

-прочие расходы.

Совокупность расходов по обычным видам деятельности оказывает решающее влияние на формирование всех финансовых показателей.

Они являются объектом планирования и контроля со стороны финансовых служб предприятия.

В целях налогообложения прибыли расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности подразделяются на:

-расходы, связанные с производством и реализацией,

-внереализационные расходы.

Расходами признаются только те затраты, которые участвуют в формировании прибыли определённого периода.

Затраты можно классифицировать по следующим признакам [19, с.53]:

1) по способу отнесения затрат на себестоимость единицы продукции:

а) прямые (связаны с производством конкретных видов продукции, их можно непосредственно включать в себестоимость единицы продукции);

б) косвенные или накладные (затраты, связанные не с производством определенного вида продукции, а с производством вообще);

2) по однородности состава затрат:

а) простые - экономически однородные (например, затраты материальные одинакового целевого назначения);

б) комплексные - экономически разнородные затраты, но одинакового целевого назначения (например, на содержание и эксплуатацию оборудования);

3) по видам расходов:

а) по экономическим элементам (в основу классификации положена экономическая однородность затрат вне зависимости от места возникновения затрат и направления использования (например, зарплата);

б) по статьям калькуляции (учитываются место возникновения и направление использования);


4) по характеру связи с объемом производства:

а) условно-постоянные, к ним принято относить такие затраты, величина которых не изменяется с изменением степени загрузки производственных мощностей или изменением объема производства;

б) условно-переменные, к ним относятся затраты, изменяющиеся в зависимости от изменения объема производства.

Затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:

1) материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов).

Возвратные отходы - остатки материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства, утратившие полностью или частично потребительские качества исходного ресурса и в силу этого используемые в других производствах или вовсе не используемые по прямому назначению;

2) затраты на оплату труда;

3) отчисления в социальные фонды;

4) амортизация основных фондов;

5) прочие затраты.

По данной классификации можно определить общие затраты на производство и продажу продукции (составить смету затрат на производство).

Калькуляция себестоимости единицы продукции включает группировку затрат по статьям [7, с.53]:

1) сырье и основные материалы;

2) покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций;

3) возвратные отходы (вычитаются);

4) вспомогательные материалы;

5) топливо и энергия на технологические цели;

6) основная заработная плата производственных рабочих;

7) дополнительная заработная плата производственных рабочих (дополнительная заработная плата устанавливается, как правило, в процентах к основной заработной плате);

8) страховые взносы в социальные фонды (страховые взносы включают отчисления: в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования и производятся от суммы основной и дополнительной заработной платы);

9) затраты на подготовку и освоение производства;

10) затраты на содержание и эксплуатацию оборудования;

11) общепроизводственные (цеховые) расходы;

12) общехозяйственные расходы;

13) потери от брака;

14) прочие производственные расходы;

15) внепроизводственные расходы (коммерческие расходы).

При составлении калькуляции себестоимости единицы продукции используются:

1) спецификации на сырье, материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия;

2) технологические карты с операционными нормами времени и расценками;


3) система норм и нормативов, действующая на предприятии;

4) сметы накладных расходов.

Состав затрат на эксплуатацию и содержание оборудования:

1) амортизация оборудования и транспортных средств;

2) затраты на техническое обслуживание;

3) затраты на ремонт;

Состав цеховых расходов:

1) содержание аппарата управления цехом;

2) содержание прочего персонала;

3) амортизация зданий, сооружений, инвентаря;

4) затраты на содержание зданий, сооружений, инвентаря;

5) ремонт;

6) испытания, рационализаторство, изобретательство;

7) затраты на охрану труда.

Состав общехозяйственных расходов:

1) затраты, связанные с управлением предприятием;

2) подготовка кадров;

3) остальные расходы аналогичны цеховым расходам.

Важной составляющей себестоимости является заработная плата. К расходам на оплату труда относятся любые начисления работникам в денежной или натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, а также расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные трудовыми контрактами или коллективными договорами.

Страховые платежи определяются в зависимости от законодательно установленных тарифов и фонда оплаты труда.

Амортизация признается в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений, определяемой на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования и принятых организацией способов начисления амортизации.

Среди наиболее часто встречающихся расходов предприятия прочими расходами, относящимися на себестоимость продукции (работ, услуг), считаются:

- суммы налогов и сборов, начисленные в установленном порядке;

- арендные платежи;

- расходы на содержание служебного автотранспорта;

- расходы на командировки;

- расходы на оплату юридических, информационных, консультационных услуг;

- расходы на канцелярские товары;

- расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков;

- расходы на рекламу. Расходы, произведенные на рекламу (кроме затрат на рекламные мероприятия через средства массовой информации и Интернет; на наружную рекламу, участие в выставках (ярмарках, экспозициях), изготовление рекламных брошюр и каталогов), осуществленные в течение налогового периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки.


Размер прочих затрат определяется согласно тарифам, зафиксированным в договорах.

Величина расходов связана с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции, а также с участием в уставных капиталах других организаций, с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (когда это не является предметом деятельности организации), процентов, уплачиваемых организацией за предоставление ей в пользование денежных средств, а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями.

Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещение причиненных организацией убытков принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных организацией.

1.2 Система анализа себестоимости предприятия

В общем виде управление себестоимостью представляет собой планомерный процесс формирования издержек производства и себестоимости, как всего объема, так и единицы продукции, определения продажных цен и, следовательно, рентабельности производства, выявления резервов экономии и обеспечения систематического контроля за выполнением установленных заданий по себестоимости.

Проблемы, возникающие при функционировании системы управления себестоимостью, являются общими для большинства предприятий. Они неизбежно проявляются в следующих ситуациях: если принимается решение о ценовой конкуренции и, как следствие, возникает задача снижения себестоимости; внедряется система оценки эффективности бизнес-процессов; реализуется проект создания информационной системы управления, а задача управления затратами обозначена как одна из приоритетных.

Себестоимость продукции является одним из наиболее многогранных и важнейших показателей хозяйственной деятельности предприятия. Особенно это показательно в условиях экономического кризиса во всех секторах рынка, где существует значительная конкуренция за счет наличия многих производителей одной и той же продукции. Занять определенное положение на рынке производителей возможно, лишь создав эффективную систему управления себестоимостью выпускаемой продукции на основе всестороннего учета затрат. Эта система включает следующие элементы [7, с.103]: