Файл: Управление формированием затрат на предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-нормативный метод учета затрат, который позволяет отслеживать, анализировать и влиять на отклонение фактической себестоимости от расчетной в оперативном режиме;

-оптимизация общезаводских и общепроизводственных затрат;

-повышение технического уровня производства;

-постоянное совершенствование организации производства и труда при сохранении базовых элементов технологического процесса;

-постоянное улучшение системы снабжения предприятия сырьем и материалами;

-исследование состояния рынка в части номенклатуры наиболее ликвидной продукции и ее рыночных цен;

-последовательное внедрение новых видов продукции с необходимыми потребительскими свойствами, максимально используя элементы уже освоенных видов изделий;

-совершенствование логистики;

-поиск и внедрение дополнительных источников дохода в рамках действующего производства;

-подготовка кадров на основе их обучения и мотивации эффективности труда.

Для того чтобы сформировать модельный ряд продукции нужно четко определить ее потребительские свойства. Принимая во внимание то, что важным разделом учета затрат и управления себестоимостью является анализ взаимосвязи издержек, объема продаж и прибыли, предварительно необходимо провести исследование состояния рынка, оценить деятельность уже работающих аналогичных производителей, проанализировать рынок сырья, материалов и комплектующих. Как правило, перед руководством компаний встает вопрос – производить и продавать ли небольшое количество изделий, но по относительно высокой цене, с ориентацией на состоятельного покупателя с индивидуальными запросами или продавать много изделий, ориентированных на массового потребителя по относительно низкой цене. Второй вариант обеспечивает менее затратное вхождение в рынок, но требует постоянного внимания к учету затрат и решению проблемы оптимизации расходов на производство продукции практически в постоянном режиме.

На начальном этапе становления производства и вхождения в рынок, при определении нормативной (расчетной) себестоимости продукции важно определить, выделить в группы и статьи все возможные затраты. Для этого необходимо как бы расщепить весь производственный и технологический процесс на составляющие по прямым и косвенным затратам, включая самые, казалось бы, незначительные их элементы, исходя из реального состояния предприятия в части его технического оснащения, организации производства, хозяйственного обеспечения, численности персонала и информации о сырье и материалах. По каждому конкретному изделию необходимо рассчитать нормы расходов в разрезе элементов затрат и отслеживать отклонения фактических издержек от плановых по отдельным изделиям, их группам и по всей производимой продукции в целом. Такое сопоставление нормативной и текущей себестоимости в режиме реального времени позволяет выяснять причины отклонений. В конечном итоге, это позволяет достаточно эффективно влиять на текущую себестоимость, а, следовательно, и ценовую политику. За счет оперативной коррекции тех затрат, которые выходят за рамки нормативного расчета, организация получает возможность осуществлять политику реализации продукции несколько ниже рыночных цен, наращивая объемы и получая при этом если не прибыль, то хотя бы возможность работать без убытка [9, с.153].


Нормирование себестоимости отдельно для переменных (условно-переменных) и постоянных издержек в рамках применения системы учета по сокращенной себестоимости позволяет предприятию:

-оперативно изучать взаимосвязь между объемом производства, затратами и ценой на единицу продукции;

-существенно упростить нормирование, планирование, учет и контроль затрат;

-определять нижнюю границу цены продукции;

-контролировать постоянные затраты.

Важнейшим элементом всей системы управления себестоимостью является производительность труда, как база для роста объема производства. Наряду с широким внедрением механизации и автоматизации производственного процесса предприятие не должно оставить без внимания и возможность повышения интенсивности труда отдельных работников за счет использования их на конкретных участках производства с учетом индивидуальных способностей и наклонностей каждого.

Постоянного внимания к себе требует проблема эффективности организации непосредственно производственного процесса. Регулярное проведение временных и визуальных тестирований практически каждого элемента движения сырья, материалов и полуфабрикатов в ходе производственного процесса позволяет выявить возможные резервы роста эффективности производства. За счет частичной перестановки оборудования, улучшения условий труда, внедрения элементов малой механизации погрузочно-разгрузочных работ, устранения встречных потоков движению сырья и полуфабрикатов, улучшения работы складов, можно, например, сократить время прохождения одного изделия всех производственных этапов, включая склад готовой продукции. Данные мероприятия позволят так же уменьшить абсолютную величину общепроизводственных затрат на единицу изделия при минимальных затратах на внедрение малой механизации и совершенствования организации производства.

Итак, в качестве базового элемента системы управления себестоимостью продукции в можно выделить достаточно детальный анализ, учет и нормирование затрат на всех этапах производства с точки зрения их реальной целесообразности и действительной необходимости в части организации тех или иных процессов обслуживающих само производство. В дальнейшем перечень затрат необходимо расширять только с учетом предварительного анализа и последующей минимизации возникающих дополнительных издержек. Как элемент снижения себестоимости продукции за счет увеличения объема продаж можно отнести внесение индивидуальных элементов в типовую конструкцию раскрученного товара привлекающего потребителя информацией о качестве изделия и его производителе. Однако данная методика может применяться компаниями, уже завоевавшими определенные позиции на рынке, имеющими устойчивый ежегодный рост продаж, обладающими достаточной информацией об источниках сырья, материалов и комплектующих, а так же о ценах на них. В этом случае при выборе продукции, предназначенной к производству, можно использовать метод «Таргет-костинг» (управление по ценовой себестоимости). На рынке выбирают раскрученные модели, имеющие привлекательную рыночную цену. Далее определяют минимальную рентабельность, при которой считается возможным производить данные изделия, а затем определяют целевую себестоимость, в которую необходимо «вписаться». При этом принимается во внимание необходимость максимального использования имеющегося станочного парка, сырья и комплектующих, а так же элементов конструкций уже производимых изделий. Если на данном этапе развития предприятия получить такую себестоимость невозможно, то производство продукта должно быть отложено до тех пор, пока затраты не впишутся в нормативную себестоимость за счет принятых конкретных управленческих или технологических решений. Данная система позволяет организовать управление затратами на основе превентивного контроля издержек и калькулирования целевой себестоимости в соответствии с рыночными реалиями. Конечно, управление себестоимостью продукции на основе глубокой калькуляции и оперативной коррекции текущих затрат возможно только при малых объемах и небольшой номенклатуре производимых товаров [8, с.132].


В заключении необходимо отметить, что создавая свою систему управления себестоимостью продукции предприятия, как правило, не могут избежать ошибок, когда в производство внедряется изделие по которому теоретически нормативные затраты существенно не совпадают с фактическими. В этом случае поиск путей снижения себестоимости ведется непосредственно в процессе производства, что достаточно сложно технологически и затратно экономически.

1.3 Анализ управления себестоимостью продукции на предприятии

В анализе расходов предприятия используются следующие экономические показатели: полная себестоимость – сумма всех издержек предприятия  на производство  продукции; затраты на рубль реализованной продукции  – характеризует уровень и динамику снижения затрат. Наглядно показывает взаимосвязь между себестоимостью  и прибылью; себестоимость отдельного продукта, работы или услуги (калькуляция) – позволяет анализировать структуру затрат, динамику, уровень и влияние на прибыль отдельно взятой единицы  продукции.

Изучение состава производственных издержек позволяет выявить основные направления материально-денежных потоков  на   предприятии, которым нужно уделить особенное внимание. А построение таблиц и графиков структуры затрат за несколько лет охарактеризует динамику движения тех или иных статей расходов.

Выполняя  анализ   себестоимости   продукции  на примере промышленного производства, включают следующие статьи затрат: материальные затраты; топливо и энергия; затраты на оплату труда персонала и отчисления; издержки на содержание и эксплуатацию оборудования; производственные (цеховые) расходы; общепроизводственные расходы; производственный брак; прочие затраты. В зависимости от специфики  предприятия, структура затрат может изменяться и включать в себя дополнительные категории основных расходов.

Для изучения изменения показателей  себестоимости  во времени составляются таблицы и строятся графики, в которых используются данные учета за несколько лет, а также плановые показатели  себестоимости   продукции. В первую очередь анализируется показатель полной  себестоимости  и его структура, а также показатель  себестоимости  в затратах на рубль выпущенной  продукции. Они дают представление об общем состоянии эффективности и интенсивности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов  предприятия  и приоритетах дальнейшего исследования  себестоимости. Для более глубокого изучения изменения динамики затрат и создания  себестоимости, используются показатели  себестоимости  отдельного продукта. Здесь также рассматривается структура затрат, их уровень, влияние на формирование прибыли отдельного продукта и  предприятия  в целом. Далее производится расчет отклонений фактических значений  себестоимости  от плановых, обосновываются причины перерасхода по отдельным статьям, выявляются причины брака и других непроизводственных потерь, разрабатывается план по снижению  себестоимости   продукции. В век компьютерных технологий нельзя забывать об использовании математических моделей изучения экономики  предприятия. Корреляционный  анализ  позволит выявить причинно-следственную взаимосвязь изменения  себестоимости  с различными факторами, непосредственно или косвенно влияющими на производство  продукции. Здесь могут учитываться такие показатели, как затраты труда персонала в целом, или по категориям, энерговооруженность, фондовооруженность, затраты на новые технологии и другие.


Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью следующей факторной модели[19,с.156]:

Сi = Fi / Qi + Vi (1)

где Сi – себестоимость единицы i-го вида продукции;

Fi – постоянные расходы по i-му продукту;

Qi - объем производства по i-му продукту;

Vi – переменные расходы по i-му продукту.

Используя вышеприведенную формулу, производят расчет влияния факторов на изменение себестоимости продукта методом цепной подстановки:

Спл = Fпл / Qпл + Vпл (2)

Сусл1 = Fпл / Qф + Vпл (3)

Сусл2 = Fф / Qф + Vпл (4)

Сф = Fф / Qф + Vф (5)

Таким образом, значение анализа себестоимости определяется тем, что она представляет собой главный качественный показатель, описывающий экономическую эффективность производства, и, что только на основе его всестороннего анализа можно выявить резервы и определить пути увеличения конечных результатов при минимальных трудовых, материальных и финансовых затратах. Факторный анализ себестоимости позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

Глава 2 Исследование управлением себестоимости на АО «Мосгаз»

2.1 История создания и особенности организационной характеристики предприятия

Акционерное общество города Москвы «МОСГАЗ» создано 24 сентября 1992 года в порядке реорганизации (преобразования) ранее действовавшего Московского городского производственного объединения «МОСГАЗ».

Учредителем Предприятия является город Москва в лице Департамента имущества города Москвы.

В 2015 г. АО «МОСГАЗ» отметило 150 лет существования газового хозяйства г. Москвы, что стало самым знаменательным событием.

АО «МОСГАЗ» является неотъемлемой частью Комплекса городского хозяйства Москвы, а значит, эффективная работа коллектива Общества вносит весомый вклад в экономическую жизнь и социальное самочувствие всего мегаполиса.


В настоящее время АО «МОСГАЗ» эксплуатирует почти 7 500 км газовых сетей. Из 23 млрд. кубометров природного газа, потребляемого Москвой (что превышает 13% общего объема его потребления в Российской Федерации), 74% приходится на 16 ТЭЦ ПАО «Мосэнерго», 11% — на 42 РТС и 30 КТС ПАО «МОЭК», 13% - на 900 крупных и средних промышленных предприятий, 2% - на 1 822 847 квартир. В городе газифицировано 23 956 жилых строений, в которых эксплуатируется 1 822 935 газовых плит, 126 677 газовых проточных водонагревателей (для горячего водоснабжения) и 5 731 газовых ёмкостных водонагревателей (для целей отопления).

Направления деятельности АО «МОСГАЗ»:

  1. Развитие и совершенствование Генеральной схемы газоснабжения города Москвы.
  2. Эксплуатация городской системы газоснабжения и сооружений и обеспечение ее надежности и безопасности в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления;
  3. Профилактическое обслуживание, текущий и капитальный ремонт систем газоснабжения;
  4. Разрушающий и не разрушающий контроль качества труб и конструкционных материалов, применяемых в газораспределительных сетях и других инженерных коммуникациях;
  5. Строительство и реконструкция газовых сетей и объектов газового хозяйства, производство врезок и присоединений к эксплуатируемым газовым сетям, вынос газопроводов из подвалов и подъездов зданий города Москвы;
  6. Ремонт и реконструкция внутридомового газового оборудования и внутридомовых систем газоснабжения;
  7. Локализация и ликвидация аварийных ситуаций и аварий на городских газовых сетях и сооружениях, во внутридомовых системах газоснабжения и газовом оборудовании;
  8. Контроль за поставкой газа в город и его потреблением, осуществление учета расхода газа у потребителей, взаиморасчеты за газ с поставщиком и потребителями;
  9. Технический надзор и приемка вновь построенных и реконструированных объектов газового хозяйства;
  10. Согласование проектов на строительство, реконструкцию и газификацию объектов газового хозяйства и сооружений, в том числе по защите газовых сетей от коррозии;
  11. Экспертиза проектов, связанных с газоснабжением. Организация в установленном порядке приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов;
  12. Разработка мероприятий по совершенствованию режимов газоснабжения, повышению безопасной эксплуатации газового хозяйства города Москвы;
  13. Совершенствование организации управления системой газоснабжения города Москвы;
  14. Проектирование, строительство газопроводов, других объектов системы газоснабжения;
  15. Снабжение твердым топливом (углем) жилых и общественных зданий, промышленных предприятий и организаций, подведомственных Правительству Москвы и коммунально-бытовых потребителей города Москвы.