Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем или мировом рынке.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие в России рыночных отношений, коренной переворот в курсе развития страны оказывают существенное влияние на все сферы жизнедеятельности. На сегодняшнем этапе экономическая сфера является наиболее важной составляющей целенаправленного и эффективного развития российского общества. Экономическая сфера оказывает наиболее существенное влияние на все области человеческой деятельности. В результате произошло распространение применения экономических категорий на другие области деятельности. События последних лет особенно ярко обозначили роль конкуренции в развитии производительных сил и её универсальное воздействие на развитие национальной экономики и мирохозяйственные связи. Главным содержанием функционирования экономической системы являются конкуренция и конкурентная борьба, выступающие ключевыми категориями в общей схеме категорий рыночного механизма.

В последнее время возросло значение стратегического поведения, позволяющего организации выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе. Все предприятия в условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в самой фирме, но и вырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволила бы им успевать за изменениями, происходящими в их окружении[1 c 12]. Появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация и глобализация бизнеса. А также появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное получение и распространение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь желаемых целей в будущем. Учитывая то, что окружение и условия жизни организации будут меняться [3 c 15].

Цель данной работы - выбор и обоснование конкурентной стратегии и тактики управления организацией на различных этапах развития.

Задачами является определение сущности стратегического управления, рассмотрение порядка разработки и реализации стратегии развития предприятия, анализ факторного воздействия внешнего окружения на организацию и анализ ее внутренней среды, разработка и оценка вариантов решения по определению предпочтительного направления развития и составление плана работ и организация его выполнения.


Объектом исследования является конкурентная стратегия промышленных предприятий.

Предметом исследования является система управления предприятия.

Теоретической основой написания курсовой работы являются труды отечественных и зарубежных авторов по изучаемым вопросам и проблемам.

Методологической основой написания курсовой работы является использование в процессе проводимых исследований совокупности различных методов: анализа, тестирования, исследования, экспертных, экономико-математических оценок.

1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Стратегия как ключевой элемент системы управления предприятием

Тактика — это более детализированное, специальное планирование развития конкретной ситуации в течение ограниченного периода (как правило, менее одного года)[5 c 250].

Например:

• предварительные коммерческие предложения;

• проводимая в течение трех месяцев рекламная кампания с целью продвижения на рынок новой продукции;

• предложения и контрпредложения администрации фирмы или профсоюза во время заключения ежегодных трудовых соглашений, определяющих величину зарплаты.

Очевидно, что тактика соподчинена стратегии, которая является одной из ключевых составляющих управления. Выбор стратегии и её реализация представляют основную часть содержания стратегического управления (см.приложение 1).

Для фирмы стратегическое планирование является важнейшим условием эффективного управления ее развитием.

Методы планирования занимают одно из главных мест в управлении современной корпорацией, а также при разработке и реализации инструментов экономической политики на правительственном уровне управления[1 c 277]. С одной стороны, они выполняют функцию снижения неопределённости развития, создают устойчивые ожидания относительно будущего управляемой системы, а с другой, выполняют функцию механизма обучения, отбора эффективных решений, накопления полезного опыта. Эти методы изначально родились на микрохозяйственном уровне, стратегическое планирование получило широкое распространение в корпорациях[5 c 251]. Таким образом, отличие данного планирования от всеобъемлющего состоит в том, что стратегическое планирование предназначено для решения широкомасштабных задач и этапов развития экономической системы.


Обычно цель стратегического планирования состоит в необходимости осуществления эффективного управления экономическими изменениями. А его результатом обычно выступают новые продукты, технологии, рынки, а также их комбинации, организации. Существующие классические подходы к разработке стратегии развития экономической системы упускают из виду инерцию эволюционных изменений, как бы выводя её из системы плана и его реализации[1 c 279].

Именно указанное свойство, что планирование, стратегия есть эволюционирующий вместе с системой элемент, а не что-то воздействующее на неё экзогенно, должно определять качество стратегии и тактики фирмы. Следовательно, можно говорить о том, что разработка стратегии развития любого уровня экономики и подготовка плана должны включать имманентные особенности эволюционного процесса данного и сопряжённых с ним уровней[6 c 67]. В этом смысле происходит преобразование этапов решения стратегических проблем, включавших ранее осознание необходимости решения проблемы, формулировку вариантов их решения, оценку вариантов по критерию привлекательности, процедуру выбора одного или несколько вариантов. В названную схему добавляется ещё один этап выявление закономерностей эволюционного процесса системы и оценка потенциальной эффективности происходящих управляемых и неуправляемых изменений.

Стратегия дает ответ на вопрос: "Каким способом, с помощью каких действий организация сумеет достичь своих целей в условиях изменяющегося и конкурентного окружения?" Такое понимание стратегии исключает детерминизм в поведении организации, так как стратегия определяет свободу выбора в соответствии с изменяющейся ситуацией[5 c 252].

Суть стратегического управления заключается в том, что, с одной стороны, в организации существует четко организованное комплексное стратегическое планирование, с другой, структура управления фирмой адекватна "формальному" стратегическому планированию и построена так, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения целей фирмы и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов.

Стратегический менеджмент одно из направлений менеджмента, главная задача которого состоит в выработке генерального курса долгосрочных (перспективных) целей корпорации и разработке конкретных программ для их достижения[1 c 277].

Стратегический менеджмент рассматривает широкий круг вопросов, связанных с проблемами управления компаний на стратегическом уровне.


В эффективно управляемых предприятиях стратегии разрабатываются во всех сферах и по всем направлениям их деятельности и ориентированы на решение таких задач, как:

– адаптация системы к изменяющимся экзо- и эндогенным факторам или условиям;

– проведение необходимых изменений в структуре и функциях системы и ее основных звеньях;

– создание организационной структуры, соответствующей данным изменениям;

– подбор, обучение и удержание управленческих кадров, способных реализовать данные стратегические изменения на практическом уровне управления деятельностью всех структурных компонентов системы (см.приложение 2).

Стратегическая область деятельности руководства любого предприятия включает в себя ряд следующих определенным образом направленных стратегий [4 c 31].

Прежде всего, это стратегия развития предприятия, в рамках которой осуществляется определение смысла существования (миссии), цели, задач и требующихся для их реализации ресурсов [6 c 65]. Как показывает практика, эффективное развитие предприятия невозможно без адекватной стратегии управления персоналом (кадровой политики). Она включает в себя совокупность действий по отношению к сотрудникам предприятия, позволяющих добиться реализации организационных целей развития.

1.2 Конкуренция как стратегический успех предприятия

Конкуренция, будучи одним из сущностных признаков рынка, выступает фактором, регулирующим соответствие частных и общественных интересов, то есть той «невидимой рукой» (А. Смит), уравнивающей нормы прибыли в целях оптимального распределения труда и капитала. Под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения предприятия, ею является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителей[3].

Присутствие конкурентов на рынке создает элемент состязательности, ибо продавцы борются за право более эффективно удовлетворить их, сделать покупателя своим постоянным клиентом. Конкуренция есть неотъемлемая часть рыночных отношений, способствующая расширению предложений на рынке, внедрению новых видов продукции и сервисного обслуживания потребителей [7 c 50].


Конкурентоспособность товара (услуги) – решающий фактор его экономического успеха на развитом рынке [8, с. 45]. Это многоаспектное понятие означает соответствие услуги условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям реализации (цена, каналы сбыта в условиях широкого предложения аналогов). Поскольку за товарами и услугами стоят их производители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности предприятий, фирм и регионов, в которых они базируются.

Первый подход основывается на понимании конкуренции как соперничества за достижение лучших результатов на каком-либо поприще [7 c 53]. В данном определении она понимается как особый вид честной экономической борьбы, в которой при наличии равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная сторона; борьбы за лучшие условия производства и реализации продукции, купли и продажи товаров; борьбы за долю рынка, получение максимальной прибыли или за достижение иных конкретных целей.

При втором подходе (в рамках классической экономической теории) конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма. А. Смит трактовал ее как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке соответственно за более выгодные продажи и покупки, а та самая «невидимая рука» рынка координирует деятельность его участников [7 c 55].

Здесь она выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения и уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая, так называемая равновесная цена на однородные товары и складывается конкретный вид кривых спроса и предложения. По определению того же А. Смита: «Конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования» [9].

Третий подход, рассматриваемый в современной микроэкономической теории [7 c 54], характеризует конкуренцию как некое свойство рынка. В зависимости от уровня ее развития выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно конкретное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией в этом случае подразумевается не столько соперничество, сколько степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.

Для исследователей проблемы важно различать термины «конкуренция» и «соперничество». Последний в современном понимании относится к действительному поведению субъектов экономической деятельности, тогда как термин «конкуренция» – к определяющей сервис, реклама. Как комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара конкурентоспособность определяет его успех на рынке, то есть преимущество одного продукта перед другим рынка модели, используемой для предсказания поведения на нем.