Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В век технологий и сервиса, когда многих людей ничем уже не удивишь, основным направлением стал менеджмент. В настоящем времени, чтобы процветало предприятие, необходимо постоянно идти в ногу со временем и следить за новыми тенденциями, и чтобы стать лидером на рынке необходимо управлять менеджментом, т. к. он играет большую роль.

Особенности современного менеджмента в основном это стратегическое управление, при котором менеджер, управляя изменениями, смотрит на управляемый им объект с позиций потребностей завтрашнего дня, потребностей «завтрашней цели». Отсюда основной метод стратегического управления и называется МВО (management by objection)- управление по целям.

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, чтобы понять насколько важно в настоящее время управление, насколько сильное он имеет влияние на успешность деятельности предприятия и какова роль развития управленческого менеджмента. В настоящее время важно идти на шаг впереди основных веяний, постоянно продвигаться и не забывать об оценке качества проделанной работы и её эффективности.

Проблема работы - проблема повышения развития и потенциала предприятия с помощью улучшения и внедрения в него средств и способов целевого менеджмента, и критериев оценки его качества.

Задачей исследования это анализ деятельности предприятия, в основе которого лежит механизм принятия решений в рамках концепции стратегического управления и оценки итоговой.

Предметом этого исследования является результат деятельности предприятия, перспективы его развития и их оценка. Важное в этом исследовании именно управленческая деятельность данного предприятия.

Объектом исследования является ООО «Вайнемёнен» - это микрофинансовая организация, которая является одним из лидеров местного рынка кредитования и отличается от конкурентов своим качеством и высококвалифицированными специалистами.

1. Целевой подход к принятию управленческих решений

1.1 Современный менеджмент и формирование целевого подхода в сфере управленческих решений


1.1.1 Факторы, оказавшие влияние на формирование современной модели менеджмента.

Управление как наука, научная дисциплина возникла в США в начале XX века. Этому способствовал целый ряд факторов, среди которых следует отметить демократичность страны, трудолюбие граждан, высокий престиж образования, а также отсутствие государственного вмешательства в экономику. Страна была свободна от консервативных догм старого света, а создание монополии приводило к усложнению управления ими. В этих условиях возникновение научного менеджмента стало ответом на потребности бизнеса[1].

Менеджмент как профессия и как деятельность складывался в конце 19 — начале 20 вв., в условиях создания больших иерархических структур, распределения управленческого и исполнительского труда: внедрения норм стандартов, установление должности наемного менеджера, их обязанностей и ответственности.

С середины 19 века увеличивается роль управления, как в частном, так и в государственном секторе, собственность утрачивает персональный характер (акционерные организации и пр.) и становится корпоративной, формируются методы укрепления иерархического устройства, которая ликвидирует конкурентную борьбу, выборы и оценку сотрудников по деловым качествам. В западном обществе при этом увеличивается общественный престиж «чина», происходит полная бюрократизация административного аппарата. Кампании — титаны испытывают необходимость в умном образовании работы, в конкретной, взаимосвязанной деятельности всех подразделений и клерков с научно обоснованными принципам, нормами и стандартами[2].

Российский исследователь профессор Бестужев—Лада по этому поводу пишет: «Великая индустриальная революция XVII - ХVIII веков оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции. По мере того как индустрия перерастала границы мануфактуры и созревала современная система акционерного капитала, владельцы капитала все более удалялись от занятия бизнесом. Руководитель-собственник был заменен сотнями и тысячами акционеров.

Каждый производственный процесс выделяется в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Число функций возрастает, обостряется проблема их координации и соединения на новой основе. Чтобы их объединить, за каждой функцией закрепляется штат специалистов (отдел, подразделение), а общие координационные функции отдаются менеджменту».[3]


В этом месте очень важно заметить следующую закономерность. В самом начале менеджер и собственник были представлены в одном лице. В дальнейшем управление отделяется от производства и капитала. И в итоге получается вместо одного капиталиста - менеджера возникают два сообщества: наёмных руководителей и акционеров.

Следующий этап развития: менеджеров много и каждый следит за конкретной функцией. После этого единый менеджер-специалист вновь дробится, и вместо него появляется сообщество специалистов. Теперь менеджер координирует работу специалистов, используя для этого специальные инструменты координирования, в частности, систему принятия решений, цели политики компании и др. Именно с учетом этих особенностей современной экономики и формируется эффективная модель менеджмента.

Однако не только и не столько техническое перевооружение и НТП обусловили возникновение научного менеджмента. Один из острых вопросов, стоявших перед практиками того времени было управление персоналом в области мотивации, обучения, повышения квалификации.

Если до начала XX в. наиболее распространенным был авторитарный стиль руководства, ведущий к напряженным отношениями между начальством и рабочими, то к XX в. стало очевидно, что необходимо менять систему управления персоналом. Одна из проблем, возникших в то время — нехватка квалифицированных рабочих и особенно менеджеров. И одним из наиболее популярных способов решения этой проблемы было переманивание работников у конкурентов[4].

Данный период развития управленческой мысли связан с появлением исследований и трудов величайшего теоретика и практика менеджмента, по праву считающегося основателем данной науки —Фредерика Уинслоу Тейлора.[5]

Исследования Ф. Тейлора до сих пор применяются на многих предприятиях. Авторы школы научного управления считали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно улучшить многие операции ручного труда. Первым этапом методологии были исследование содержания работы и установление ее ключевых составляющих. Ф. Тейлор измерял количество руды и угля, которое человек в силах поднять на лопатах разного размера. Характерным для школы было регулярное употребление стимулирования с целью заинтересовать рабочих в повышении выработки и объема производства. Предусматривалась возможность перерывов в производстве, в том числе и для отдыха. Время, выделяемое на осуществление определенных заданий, было реалистичным. Это давало возможность руководству определять нормы выработки, которые были выполнимы, и платить сверх того тем, кто превышал эти нормы. Люди, которые производили больше, получали соответственно больше. Создатели теоретических разработок также признавали значимость отбора кадров, которые физически и интеллектуально отвечали исполняемой деятельности. Подчеркивалась немалая значимость обучения.[6]


Одним из моментов методологии научного управления считается изучение содержания деятельности и формулировка ее основных мероприятий. На базе полученных сведений рабочие операции видоизменяются с целью устранения бесполезных, необдуманных действий и разрабатываются стандартные способы их исполнения. При этом предусматривается, что количество времени, выделяемое на исполнение поставленных задач должно быть реальным и предусматривать возможность небольшого отдыха и перерывов в работе. Ф. Тейлор пришел к заключению, что главный источник низкой выработки заключается в несовершенстве режима стимулирования работников.

Теория НОТ Ф. Тейлора была создана на 5 ключевых принципах:

1. Научный отбор рабочего. Эффективность требовала подбора к каждому виду работы соответствующего работника, который имел для этого какие-то особые способности. Для проверки способностей рабочих выполнять определенные виды деятельности разрабатывались всевозможные тесты. Так, Ф. Тейлор подготовил тест на быструю реакцию для инспекторов по контролю качества.

2. Научное изучение и обучение рабочего. Научное изучение издержек времени, движений, усилий должно развиваться, чтобы тренировать и обучать работника для достижения наибольшей производительности.

3. Специализация работы. Производство было разделено на составные элементы, и все трудящиеся стали специалистами в своих видах работ.

4. Важность побудительных мотивов заработной платы. Рабочие получают оплату за то, что они сделали, и премируются, если они превысили установленную норму.

5. Справедливое разделение ответственности между рабочими и управляющими. Самое лучшее использование штата и ресурсов требует дружественной кооперации между трудом и управлением.[7]

Другим представителем американской модели менеджмента, точнее ее «организационной школы» является Г. Форд (1863 — 1947), названный в свое время «автомобильным королем». Эксперты считают, что благодаря изобретению сборочного потока при изготовлении автомобилей Г. Форд осуществил «революцию в цехе». Он создал систему, где первое место занимали техника и технология, в которые «вписывали» человека.

При организации сборочного процесса для повышения скорости выполнения технологической операции выполнялись следующие правила:

1) рабочие располагались по логике следования технологических операций;

2) рабочий не должен делать больше одного шага и наклоняться;

3) инструменты должны располагаться в порядке технологического процесса;


4) использование нескольких транспортных средств для доставки детали или сборочной единицы на следующую технологическую операцию, чтобы рабочий всегда смог положить обработанную деталь на одно и то же место;

5) для перевозки деталей, сборочных узлов, комплектующих использовать наиболее логичные периоды времени[8].

К основным принципам производства Форд относит:

1. Отсутствие страха перед будущим и благоговения перед прошлым. Кто боится будущего, боится неудач, тот ограничивает свою деятельность. Неудача — это только возможность начать все сначала более умно. Нет позора в честной неудаче: позорен страх перед неудачей. Единственное, для чего прошлое полезно, так это в том, что оно подсказывает нам пути и средства развития.

2. Игнорирование конкуренции. Работать должен тот, кто делает свою работу лучше всех. Преступной является попытка расстроить бизнес другого человека, так как она означает попытку испортить чью-то жизнь в стремлении к собственной выгоде — управлять силой вместо разума.

3. Работа ценится выше прибыли. Без прибыли бизнес не может существовать. Нет ничего неправильного в получении прибыли. Хорошо управляемое предприятие не испытывает проблем с получением прибыли, но прибыль должна и неизбежно будет являться наградой за хорошую работу. Прибыль не может быть самоцелью, она — результат работы.

4. Производство — это не покупка по низким ценам и продажа по более высоким. Это процесс приобретения удовлетворительных материалов и сырья и, с минимально возможными дополнительными издержками, превращение этого материала в потребительскую продукцию и предоставление ее потребителю. Неоправданные риски, спекуляция, нечестные сделки только препятствуют этому процессу[9].

1.1.2 Цели современного менеджмента - стратегическое управление

Стратегический менеджмент является одной из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование — основа для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для всей организации.