Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Понятие и содержание невербального общения).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы невербального проявления эмоций
1.1. Понятие и содержание невербального общения
1.2. Эмоции в невербальном общении
Глава 2. Практические аспекты невербального проявления эмоций
2.1. Проблема оценки достоверности сообщаемой информации, передаваемой по невербальному каналу
Оценка выполнялась в реальном времени без возможности повторного просмотра видеозаписи.
Одним из способов получения информации о признаках обмана могут выступить более сложные методы диагностики невербального поведения, исключающие субъективные отчеты и интерпретации, получаемые от верификаторов. В качестве такого метода в работе использован метод регистрации окуломоторной активности верификатора, выполняющего оценку поведения коммуниканта в условиях различных коммуникативных ситуаций.
В исследовании приняло участие 35 человек – студенты московских вузов первого и второго высшего образования, в возрасте от 18 до 47 лет, с нормальным, или скорректированным до нормального, зрением.
В результате показано, что наблюдатели, не имеющие специальной подготовки, испытывают значительные затруднения при вынесении решения о достоверности/недостоверности сообщаемой информации на основе оценки невербального поведения коммуникантов. Экологически валидные условия порождают более естественное невербальное поведение, которое оценивается наблюдателями как вызывающее доверие.
Заключение
Невербальная коммуникация представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретацию. Она возможна потому, что за всеми этими знаками и символами в каждой культуре закреплено определённое значение, понятное окружающим. Невербальные средства общения нужны для того, чтобы урегулировать течение его процесса, создавать психологический контакт между партнерами; обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; выражать эмоции и отражать понимание ситуации.
Эмоциональной считают такую коммуникацию, которая независимо от основной функции, которую она выполняет при общении индивидуумов, передает вместе с фактической эмоциональную информацию или только её. Эмоциональность в коммуникации влияет на модус общения, его результат и на отношения коммуникантов. Невербалика призвана передавать самый широкий спектр эмоционального коммуникативного поведения.
Проблема невербальных признаков обмана в процессе общения давно изучается в психологической науке и практике. Современные методы детекции лжи группируются по трем направлениям (1) наблюдение за поведением; (2) анализ содержания речи; и (3) контроль физиологической активности. В первом случае, исследователей интересует характер невербальной активности коммуниканта (движения рук, ног и иных частей тела, мимическая активность, направление взора и вокальные характеристики голоса); во втором случае речь идет о качественном содержании вербального материала; третье направление, опирается на показатели физиологических реакций, регистрируемых с использованием полиграфа.
Одним из способов получения информации о признаках обмана могут выступить более сложные методы диагностики невербального поведения, исключающие субъективные отчеты и интерпретации, получаемые от верификаторов. В качестве такого метода в работе использован метод регистрации окуломоторной активности верификатора, выполняющего оценку поведения коммуниканта в условиях различных коммуникативных ситуаций.
В исследовании приняло участие 35 человек – студенты московских вузов первого и второго высшего образования, в возрасте от 18 до 47 лет, с нормальным, или скорректированным до нормального, зрением.
В результате показано, что наблюдатели, не имеющие специальной подготовки, испытывают значительные затруднения при вынесении решения о достоверности/недостоверности сообщаемой информации на основе оценки невербального поведения коммуникантов. Экологически валидные условия порождают более естественное невербальное поведение, которое оценивается наблюдателями как вызывающее доверие.
Список литературы
Андрианов М. С. Невербальная коммуникация: психология и право. – М., 2007.
Бреслав Г. М. Психология эмоций. М.: Смысл, 2004.
Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения. 4-е изд. М. : URSS, 2009.
Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. 4-е. изд. М. : Наука, 1980.
Душкина М. Р. Психология влияния. ‒ СПб.: Питер, 2004. ‒ 224с.
Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: Проспект, 2008.
Кизинюк (Цалиева) Е. А. К теории вопроса о невербальных средствах описания индивидуального портрета говорящего // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014. № 13 (699). С. 129-134.
Колшанский Г. В. Паралингвистика. М. : Наука, 1974.
Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: язык тела и естественный язык. М. : Новое лит. обозрение, 2004.
Крысько В. Е. Социальная психология. СПб.: Питер, 2005.
Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб. : Питер, 2002.
Леонтьев А. А. Психология общения. 3-е изд. М. : Смысл, 1997.
Лабунская В. А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности. Ростов н/Д : Феникс, 2009.
Мечковская Н. Б. Семиотика: язык, природа, культура. М.: Академия, 2004.
Нэпп М., Холл Дж. Невербальное общение. 6-е межд. изд. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК; М. : Олма-Пресс, 2004.
Нэпп М., Джудит Холл. Невербальное общение. Полное руководство. – СПб., 2006.
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 2002.
Потапова Р. К., В. В. Потапов. Язык, речь, личность. – М. : Языки славянской культуры, 2006.
Рогов Е. И. Эмоции и воля. - М.: Владос, 2001.
Романова Н. М. Особенности глазодвигательных реакций человека при произнесении истинной и ложной информации ‒ [Электронный ресурс].‒ Режим доступа: http://www.volsu.ru.
Сергеев А. А. Техника выявления неискренности партнера по общению // Наука и образование. ‒ [Электронный ресурс].‒ Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ru.
Сорокун П. А. Основы психологии. – Псков : ПГПУ, 2005.
Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Изд-во МГУ, 2004.
Фаст Дж. Язык тела. М. : Вече : АСТ, 1997.
Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь: пер. с англ. – СПб.: Питер, 2010.
Юревич Д. Психологический символизм жестов в христианской иконографии: докл. [Электронный ресурс]. URL: http://nesusvet.narod.ru (дата обращения 14.04.2016).
-
Леонтьев А. А. Психология общения. 3-е изд. М. : Смысл, 1997. – С. 23. ↑
-
Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения. 4-е изд. М. : URSS, 2009. – С. 43. ↑
-
Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: язык тела и естественный язык. М. : Новое лит. обозрение, 2004. ↑
-
Колшанский Г. В. Паралингвистика. М. : Наука, 1974. – С. 33. ↑
-
Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. 4-е. изд. М. : Наука, 1980. – С. 75. ↑
-
Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: язык тела и естественный язык. М. : Новое лит. обозрение, 2004. – С. 77. ↑
-
Леонтьев А. А. Психология общения. 3-е изд. М. : Смысл, 1997. – С. 58. ↑
-
Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. 4-е. изд. М. : Наука, 1980. – С. 75. ↑
-
Лабунская В. А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности. Ростов н/Д : Феникс, 2009. – С. 149. ↑
-
Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб. : Питер, 2002. – С. 77. ↑
-
Нэпп М., Холл Дж. Невербальное общение. 6-е межд. изд. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК; М. : Олма-Пресс, 2004. – С. 16. ↑
-
Фаст Дж. Язык тела. М. : Вече : АСТ, 1997. – С. 14. ↑
-
Шаховский В.И., Солодовникова Н.Г. Роль эмоций в формировании экологичности массмедиальной коммуникации //Человек в коммуникации: мотивы, стратегии и тактики: кол. монография / отв. ред. В.И. Шаховский, И.В. Крюкова. – Волгоград: «Перемена», 2010. 248 с – С. 20–34. ↑
-
Леонтьев А. А. Психология общения. 3-е изд. М. : Смысл, 1997. – С. 23. ↑
-
Кравченко Ю.Е. Понимание эмоций как фактор преодоления стресса // Понимание в коммуникации. 2007. Язык. Человек. Концепция. Текст: Тезисы докладов Международной научной конференции (28 февраля – 1 марта 2007 г.) /отв. ред. В.З. Демьянков.– М.: НИВЦ МГУ, 2007. – 150 с. 62. ↑
-
Шаховский В.И., Солодовникова Н.Г. Роль эмоций в формировании экологичности массмедиальной коммуникации //Человек в коммуникации: мотивы, стратегии и тактики: кол. монография / отв. ред. В.И. Шаховский, И.В. Крюкова. – Волгоград: «Перемена», 2010. 248 с – С. 20–34. ↑
-
Красавский Н.А. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах: Монография. – Волгоград: Перемена, 2001. – 495 с. ↑
-
Красавский Н.А. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах: Монография. – Волгоград: Перемена, 2001. – 495 с. ↑
-
Горбенко В.Д. Невербальные компоненты коммуникации как средство выражения модального значения // Понимание в коммуникации. 2007. Язык. Человек. Концепция. Текст: Тезисы докладов Международной научной конференции (28 февраля – 1 марта 2007 г.). – М.: НИВЦ МГУ, 2007. – 150 с. 22 ↑
-
Красавский Н.А. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах: Монография. – Волгоград: Перемена, 2001. – 495 с. ↑
-
Крейдлин Г.Е. Ошибки понимания: проблемы невербальной межкультурной коммуникации эмигрантов и реэмигрантов // Понимание в коммуникации. 2007. Язык. Человек. Концепция. Текст: Тезисы докладов Международной научной конференции (28 февраля – 1 марта 2007 г.) /отв. ред. В.З. Демьянков.– М.: НИВЦ МГУ, 2007. – 150 с. 64 ↑
-
Барабанщиков В.А., Носуленко В.Н., Самойленко Е.С., Хозе Е.Г. Полипозиционное наблюдение за поведением людей в процессе целенаправленной структурированной беседы. Коллективная монография РУДН, 2015. ↑
-
Барабанщиков В.А., Носуленко В.Н., Самойленко Е.С., Харитонов А.Н., Хозе Е.Г. / Оценка психологических характеристик человека по особенностям внешне наблюдаемого поведения. / Коллективная монография РУДН, 2015. ↑