Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Понятие и содержание невербального общения).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы невербального проявления эмоций
1.1. Понятие и содержание невербального общения
1.2. Эмоции в невербальном общении
Глава 2. Практические аспекты невербального проявления эмоций
2.1. Проблема оценки достоверности сообщаемой информации, передаваемой по невербальному каналу
Оценка выполнялась в реальном времени без возможности повторного просмотра видеозаписи.
Введение
Актуальность. Течение современной жизни увеличивает поток информационных сообщений, воздействующих на сенсорные системы человека. На наши органы чувств воздействуют стимулы, имеющие внешнее происхождение, – звуковые волны, свет, запахи – невербальные сигналы или средства. Воспринимаемые человеком, эти невербальные сигналы трансформируются в образы, объем которых нарастает и подавляет индивидуума, не позволяя ему приспособиться ко все более изменяющейся вовне ситуации. Можно утверждать, что упорядоченность и регулярность воздействия невербальных средств, как стимулов окружающей среды влияет на способность человека к адаптации в социуме. Чтобы сохранить равновесие, человеку необходимо научиться изберательно формировать, отклонять, ускорять или замедлять изменения, задавая темп своей жизни и планируя ее по-новому, учитывая такое невербальное влияние.
Цель работы – исследование невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.
Задачи работы:
- исследовать понятие и содержание невербального общения;
- рассмотреть проявление эмоций в невербальном общении;
- обосновать проблему оценки достоверности сообщаемой информации, передаваемой по невербальному каналу;
- рассмотреть процедуры и методы исследования оценки достоверности сообщаемой информации, передаваемой по невербальному каналу;
- изложить результаты исследования.
Предмет исследования – невербальное проявление эмоций человека.
Научно-методическая основа работы – литературные источники, публикации, посвященные исследуемой теме.
Глава 1. Теоретические основы невербального проявления эмоций
1.1. Понятие и содержание невербального общения
Невербальная коммуникация представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретацию. Она возможна потому, что за всеми этими знаками и символами в каждой культуре закреплено определённое значение, понятное окружающим. Правда, в случае необходимости им легко придать смысл, понятный лишь нескольким посвященным (обычный кашель может легко стать сигналом, предупреждающим о появлении начальства)[1].
Невербальные сообщения способны передавать обширную информацию. Прежде всего, это информация о личности коммуникатора. Мы можем узнать о его темпераменте, эмоциональном состоянии в момент коммуникации, выяснить его личностные качества, коммуникативную компетентность, социальный статус, получить представление о его лице и самооценке. Также через невербальные средства мы узнаем об отношении коммуникантов друг к другу, их близости или отдаленности, типе их отношений (доминирование — зависимость, расположенность — нерасположенность), а также динамике их взаимоотношений.
И, наконец, это информация об отношениях участников коммуникации к самой ситуации: насколько они комфортно чувствуют себя в ней, интересно ли им общение или они хотят поскорее выйти из нее[2].
Большинство невербальных форм и средств общения являются врожденными и позволяют им взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на различных уровнях — эмоциональном и поведенческом. Именно благодаря невербальному общению, человек получает возможность психологически развиваться ещё до того, как он научится пользоваться речью (возраст 2—3 года).
При коммуникации используются различные виды невербальных компонентов коммуникации (НВК). Существует множество их классификаций, основанных на различных принципах и служащих для удобства тех или иных социальных групп. Мы за основу берём классификацию Г. Е. Крейдлина[3]. Кратко остановимся на их основных характеристиках.
1. Паралингвистический класс невербальных видов коммуникации. Г. В. Колшанский к паралингвистическим явлениям относит «свойства звуковой фонации, а также мимику, жесты и другие выразительные движения, сопровождающие речевое высказывание и несущие дополнительную к его содержанию информацию»[4]. При этом он причисляет фонацию к первородным явлениям, связанным со всеми свойствами голосового аппарата человека. И. Н. Горелов считает фонационный вид НВК одним из классов невербального поведения человека[5]. В работе Г. Е. Крейдлина приводится следующее понятие паралингвистики: это наука, «предметом которой является параязык — дополнительные к речевому звуковые коды, включённые в процесс речевой коммуникации и могущие передавать в этом процессе смысловую информацию»[6]. В этом классе целесообразно выделить фонационные и респираторные НВК.
2. Кинетический класс НВК. Кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику и пантомимику. Язык тела может рассказать очень многое о чувствах и намерениях коммуникантов.
В нём можно различать следующие виды НВК: жестовые, мимические, пантомимические и тактильные. 2.1Под мимикой понимают способы использования выражения лица для передачи той или иной информации. Именно мимика позволяет выразить все универсальные эмоции: печаль, счастье, отвращение, гнев и удивление, страх и презрение. Считается, что в выражении лица участвуют 55 компонентов, сочетание которых способно передать до 20000 смыслов[7].
2.2. Следующим видом кинетического класса невербальных средств являются пантомимические НВК. Под пантомимой мы понимаем значимые движения тела, позу, особенности осанки, походки[8]. Поза — это «положение тела человека, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека»[9]. По мнению психологов, поза — одна из наименее подконтрольных форм невербального поведения, а потому наблюдение за позой может дать значимую информацию о состоянии человека[10].
2.3 Последним видом кинетической формы невербального поведения являются тактильные НВК. Физический контакт в виде прикосновений, поглаживаний, похлопываний является важным источником взаимодействия личности с окружающим миром. Прикосновение — весьма неоднозначная форма поведения, поэтому трактовка того или иного прикосновения зависит от контекста ситуации, характера взаимоотношений собеседников и манеры исполнения, а не от самой по себе конфигурации прикосновения[11].
С тактильными НВК тесно связано понятие проксемики. Под проксемикой понимают способы организации пространства и времени коммуникативного процесса. Этот термин был введен Э. Холлом. Организация времени и пространства в процессе коммуникации выступает особой знаковой системой, несёт собственную смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации.
3. Миремический класс НВК. Термин «миремический» введен Х. Шерером, который предложил назвать взгляд «миремой». Глаза не зря называют зеркалом души. Психологи свидетельствуют, что глаза своими движениями и реакцией зрачка сигнализируют об эмоциональном, психическом и физическом состоянии индивида[12].
1.2. Эмоции в невербальном общении
Эмоциональной считают такую коммуникацию, которая независимо от основной функции, которую она выполняет при общении индивидуумов, передает вместе с фактической эмоциональную информацию или только её[13]. Таким образом, эмоциональность в коммуникации влияет на модус общения, его результат и на отношения коммуникантов[14].
По мнению Ю. Е. Кравченко, нарушение в отношениях и коммуникации является одним из наиболее мощных источников негативных переживаний и факторов возникновения стресса. Как отмечает автор, «если обратиться к спискам событий, наиболее часто приводящих к стрессу, полученным в многочисленных исследованиях, то окажется, что подавляющее большинство этих событий связано с изменением характера отношений человека с окружающими и особенно с близкими людьми»[15].
С недавних пор в ряде современных работ по лингвистике эмоций поднимаются проблемы экологичности коммуникации. В них от культуры речи, экологии (природы) и валеологии (человека) исследователи приходят к экологии языка. На основе лингвистики эмоций разрабатываются параметры экологичности коммуникации.
Создание такого направления в рамках коммуникативистики диктуется острой необходимостью контролировать социальную и языковую ситуацию в современной России, которая представляет собой константную, эмоционально-напряжённую ситуацию с превалированием негативных событий и их негативной вербальной упаковки в различных СМИ и в бытовом общении (естественно, что всем этим процессом управляют административные ресурсы власти). Эта негативность разрушительна для нравственной, духовной культуры общества, языка как культурного компонента, а также для здоровья и психики человека – носителя культуры, нравственности и самого языка. Таким образом, речь идёт одновременно как о здоровье языка, так и о здоровье человека, пользующегося им правильно или неправильно[16].
Однако помимо языка, неотъемлемой частью коммуникации является также ее невербальная составляющая. Вербальное поведение в коммуникации неразрывно связано с невербальным, которое его сопровождает или часто замещает. Трудно переоценить влияние невербальных компонентов на результат коммуникации. Не случайно невербальные средства общения часто называют «windows to the soul» – «окнами души»[17]. Мы разделяем точку зрения Н. А. Красавского, который полагает, что это «обусловлено значительной трудностью психологического контроля за своим неязыковым поведением, коррелирующим с уровнем бессознательного»[18].
По мнению исследователя, невербальные знаки важны в особенности для эмоциональной коммуникации, провоцируемой обычно эмоциогенными (как правило, сопровождаемыми речевыми поступками) событиями. «Невербальные знаки способны эксплицировать (и часто эксплицируют) трудно вербализуемые естественным языком коммуникативные интенции говорящего. Адекватное оязыковление эмоций осложнено самой их природой, диффузным характером[19]. Этим обстоятельством и обусловлено самое активное и, что не менее важно, достаточно результативное обращение коммуникантов в ситуациях эмоционального общения к невербальному коду»[20]. При этом следует также отметить важность адекватного выражения собственных эмоций при помощи невербальных средств, а также умения считывать невербальные посылы собеседника. Данное обстоятельство также, на наш взгляд, объясняет внимание многих, как отечественных, так и зарубежных, исследователей к вопросу невербального поведения.
Так, исследуя невербальное поведение эмигрантов из России и реэмигрантов – наших соотечественников, вернувшихся на родину, Г. Е. Крейдлин, делает вывод о том, что «собственное неправильное поведение или отклонение от правильной интерпретации чужого невербального поведения, как показывают многие общественные события в России и за ее пределами, нередко приводят к взаимной неприязни, ссорам и столкновениям»[21].
Выводы. Невербальная коммуникация представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретацию. Она возможна потому, что за всеми этими знаками и символами в каждой культуре закреплено определённое значение, понятное окружающим. Невербальные средства общения нужны для того, чтобы урегулировать течение его процесса, создавать психологический контакт между партнерами; обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; выражать эмоции и отражать понимание ситуации.
Эмоциональной считают такую коммуникацию, которая независимо от основной функции, которую она выполняет при общении индивидуумов, передает вместе с фактической эмоциональную информацию или только её. Эмоциональность в коммуникации влияет на модус общения, его результат и на отношения коммуникантов. Невербалика призвана передавать самый широкий спектр эмоционального коммуникативного поведения.