Файл: Анализ движения денежных средств. Структура движения денежных средств. Взаимосвязь чистой прибыли и движения денежных средств (Методологические подходы к анализу прибыли).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Взносы предприятий из прибыли в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других предприятий на развитие.

Распределение прибыли на социальные нужды включает расходы на эксплуатацию социально — бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения и т. п.

К затратам на материальное поощрение относятся единовременные поощрения за выполнение особо важных производственных заданий, единовременные пособия ветеранам труда, надбавки к пенсиям и т. п.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления. Вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом не обязательно всю прибыль, направленную на накопление, использовать полностью.

Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение, и может быть в последующие годы направлен для покрытия возможных убытков, финансирование различных затрат.

    1. Управление формированием прибыли

Управление включает анализ прибыли, ее планирование и постоянный поиск возможностей увеличения прибыли.

Экономический анализ — важнейшая стадия работы, предшествующая планированию и прогнозированию финансовых ресурсов предприятия, эффективного их использования.

В задачи анализа финансовых результатов входят:

1) оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли;

2) изучение составных элементов формирования балансовой прибыли;

3)выявление и измерение влияния факторов, воздействующих на прибыль;

4)выявление и оценка резервов роста прибыли, способов их мобилизации.

Результаты анализа могут свидетельствовать о снижении темпов прироста чистой прибыли по сравнению с балансовой, и наоборот.

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую продукцию. Количественно в структуре цены себестоимость занимает значительный удельный вес, поэтому снижение себестоимости очень, заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.


Увеличение объема реализации продукции в натуральном выражении при прочих равных условиях ведет к росту прибыли. Возрастающие объемы производства продукции, пользующейся спросом, могут достигаться с помощью капитальных вложений, что требует направление прибыли на покупку более производительного оборудования, освоение новых технологий, расширение производства.

Не требует капитальных затрат ускорение оборачиваемости оборотных средств, которое так же ведет к росту объемов производства и реализации продукции.

Прибыль от реализации продукции влияет на состав и размет нереализованных остатков на начало, и конец отчетного периода. Значительная величина остатков приводит к неполному поступлению выручки и недополучению ожидаемой прибыли.

Финансовый результат от реализации иного имущества предприятия может быть и положительным, и отрицательным. Это зависит от состава и продажной цены реализуемых активов.

Прибыль может быть получена от реализации нематериальных активов, имеющих спрос на рынке. Их продажная цена определяется способностью приносить доход. Для исчисления прибыли из продажной цены исключаются затраты, связанные с созданием или покупкой нематериальных активов с учетом расходов по их доведению до состояния, в котором они способны приносить доход.

Так как прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то она составляет основу экономического развития всего предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляет расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками, банками и другими предприятиями. Таким образом, прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности. Она характеризует сметы его деловой активности.

     1.4.Методологические  подходы к анализу прибыли 

       Финансовый  результат деятельности предприятия  выражается в изменение величины его собственного капитала за отчётный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. Обобщенно, наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 годовой и квартальной бухгалтерской отчётности. 
       К ним относятся: прибыль (убыток) от реализации; прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной  деятельности; прибыль (убыток) отчётного  периода; нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода. Непосредственно по данным формы №2 могут быть рассчитаны также следующие показатели финансовых результатов; прибыль (убыток) от финансовых и прочих операций; прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль и иных обязательных платежей (чистая прибыль); валовый доход от реализации товаров, продукции, работ, услуг. В форме №2 по всем перечисленным показателям приводятся также сопоставимые данные за аналогичный период прошлого года.
       Показатели  финансовых результатов (прибыли) характеризует абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.
       Однако  различные показатели бухгалтерской отчетности отражают только определённые качества финансовых результатов. Например, администрацию предприятия интересуют масса полученной прибыли и ее структура, факторы, воздействующие на ее величину. Налоговые инспекции заинтересованы в получении достоверной информации обо всех слагаемых налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Потенциальных инвесторов интересуют вопросы качества прибыли, т.е. устойчивости и надежности получения прибыли в ближайшей и обозримой перспективе, для выбора и обоснования стратегии инвестиций, направленной на минимизацию потерь и финансовых рисков от вложений в активе данной организации.
      Для решения конкретных задач управления прибылью применяется целый ряд специальных методов, позволяющих получить количественную оценку отдельных аспектов ее формирования, распределения и использования, как в статистике, так и в динамике. В практике управления прибылью в зависимости от используемых методов различают следующие основные системы проведения анализа на предприятии:


горизонтальный анализ; 
вертикальный анализ; 
сравнительный анализ;
анализ рисков; 
анализ коэффициентов;
интегральный анализ.

Горизонтальный (или трендовый) анализ прибыли базируется на изучении динамики отдельных ее показателей во времени. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных видов прибыли, определяются общие тенденции ее изменения (или тренда). В практике управления прибылью наибольшее распространение получили следующие виды горизонтального анализа: сравнение показателей формирования, распределения и использования прибыли отчетного периода с показателями предшествующего периода; сравнение показателей формирования, распределения и использования прибыли отчетного периода с показателями аналогичного периода прошлого года; сравнение показателей формирования, распределения и использования прибыли за ряд предшествующих периодов. 
       Все виды горизонтального анализа прибыли дополняются обычно исследованием влияния отдельных факторов на изменение соответствующих результативных показателей. 
       Вертикальный (или структурный) анализ прибыли базируется на структурном разложении агрегированных показателей ее формирования, распределения и использования. В процессе применения этой системы анализа рассчитываются удельные веса отдельных структурных составляющих агрегированного показателя прибыли. В практике управления прибылью наибольшее распространение получили следующие виды вертикального анализа:
        структурный анализ прибыли (доходов, затрат). сформированной по отдельным видам деятельности;
       структурный анализ прибыли (доходов, затрат) по отдельным  видам продукции;

 структурный анализ отдельных видов налоговых платежей в общей их сумме, уплачиваемой предприятием.
       структурный анализ активов;
       структурный анализ капитала;
       структурный анализ распределения или использования  полученной прибыли. 
        Сравнительный анализ прибыли базируется на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных ее показателей между собой. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей. В практике управления прибылью наибольшее распространение получили следующие виды сравнительного анализа: 
– сравнительный анализ показателей уровня прибыли данного предприятия и среднеотраслевых, его цель – оценка своей конкурентной позиции по уровню хозяйствования и выявления резервов дальнейшего повышения эффективности производственной деятельности; 
– сравнительный анализ показателей прибыли данного предприятия и предприятий – конкурентов; 
– сравнительный анализ показателей прибыли отдельных структурных подразделений предприятия; 
– сравнительный анализ отчетных и плановых (нормативных) показателей прибыли, его цель – контроль процесса текущего формирования и использования прибыли и внесение необходимых корректив в направления хозяйственной деятельности предприятия. 
         Анализ уровня риска неотделим от анализа уровня прибыли по операциям всех сфер деятельности предприятия – производственной, инвестиционной и финансовой. Это связано с тем, что, определяя меру прибыли по хозяйственной деятельности, следует всегда одновременно определять и меру риска ей сопутствующего. Под хозяйственным риском понимается вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь в ситуации неопределенности, условий осуществления отдельных видов деятельности предприятия. В связи с этим система анализа уровня рисков должна получить широкое использование в процессе управления прибылью предприятия. 
           Анализ коэффициентов базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей между собой. В процессе использования этой системы анализа определяются различные относительные показатели, характеризующие отдельные аспекты формирования, распределения и использования прибыли предприятия. В практике управления прибылью наибольшее распространение получили следующие системы аналитических коэффициентов: 
– коэффициенты рентабельности, определяющие эффективность формирования прибыли предприятия (коэффициент рентабельности активов, коэффициент рентабельности собственного капитала, коэффициент рентабельности операционных активов, коэффициент валовой рентабельности реализации продукции, коэффициент рентабельности инвестиций); 
– коэффициенты эффективности распределения прибыли, определяющие степень оптимальности распределения и использования полученной предприятием прибыли (коэффициент налогообложения прибыли, коэффициент чистой прибыли, коэффициент капитализации прибыли, коэффициент потребления прибыли, коэффициент инвестирования прибыли); 
– другие группы финансовых коэффициентов, характеризующие отдельные аспекты формирования прибыли предприятия (коэффициент платежеспособности, коэффициент финансовой устойчивости, коэффициенты оборачиваемости активов). 
       Интегральный анализ прибыли позволяет получить наиболее обобщенную характеристику условий ее формирования.
      Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать следующие в воды: прибыль (убыток) представляет собой сумму финансовых результатов от реализации продукции (товаров, работ, услуг), основных средств, материальных ценностей, нематериальных и прочих активов и прибыли (убытков), полученных от внереализационных операций. Являясь важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой промышленной организации, прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет следующие функции: оценочную, распределительную, стимулирующую. Значение прибыли в системе национальной экономики обусловлено тем, что она является одним из важнейших источников накопления и пополнения доходной части государственного и местных бюджетов, развития предприятия, удовлетворения интересов собственника имущества и членов трудового коллектива. В практике учета и планирования различают следующие виды прибыли: балансовую (валовую) прибыль; прибыль от реализации продукции; прибыль от внереализационных операций; прибыль налогооблагаемую; льготируемую прибыль; прибыль по изделию; прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия; чистую прибыль. Для решения конкретных задач управления прибылью применяется целый ряд специальных методов, позволяющих получить количественную оценку отдельных аспектов ее формирования, распределения и использования, как в статистике, так и в динамике. В практике управления прибылью в зависимости от используемых методов различают следующие основные системы проведения анализа на предприятии: горизонтальный анализ; вертикальный анализ; сравнительный анализ; анализ рисков; анализ коэффициентов; интегральный анализ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО«ВИТЕБСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»

2.1. Краткая характеристика производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

ОАО «Витебский мясокомбинат» создано в процессе приватизации государственного имущества Витебского мясокомбината в соответствии с решением Витебского областного исполнительного комитета от 29 декабря 1997 г. № 589, и было зарегистрировано решением Витебского областного исполнительного комитета № 50 от 12 февраля 1998 г. (рег. №29/165).

Юридический адрес: 210604, Республика Беларусь г.Витебск, Бешенковичское шоссе, 46. Форма собственности – частная. Ведомственная подчиненность: концерн Белгоспищепром [25].

Размер уставного фонда по состоянию на 01.01.2007г. составляет 14,6 млн. руб. На сумму уставного фонда выпущено 1361899 акций номинальной стоимостью –10700 руб. Акции зарегистрированы в комитете по ценным бумагам при Министерстве финансов РБ 6февраля 1998г. № 2-401-01-4531.

По состоянию на 1 января 2016 г. пакет акций распределяется следующим образом:

  • Доля государства-98,84 %
  • Физические лица -1,05 %
  • Производители с/х продукции-0,02 %
  • Республиканская собственность-0,09%.

На сегодняшний день ОАО «Витебский мясокомбинат» является одним из крупнейших предприятий мясомолочной промышленности Республики Беларусь. Продукция предприятия имеет достаточно устойчивый покупательский спрос и по ценовому фактору, и по качеству продукции.

Предприятие является постоянным участником отечественных и международных специализированных выставок и конкурсов качества, где мясные изделия ОАО «Витебский мясокомбинат» неизменно получают высокую оценку [12].

Основным видом деятельности является переработка сельскохозяйственного сырья, производство мяса, субпродуктов, колбасных изделий, полуфабрикатов.

Гарантией высокого качества и безопасности продукции является функционирование на предприятии систем ИСО 9001, НАССР и ИСО 22000.


В 2014 году предприятие ОАО «Витебский мясокомбинат» осуществляло реализацию продукции на внутреннем и зарубежных рынках. Более 70% общего объема продукции предприятия реализуется на внутреннем рынке, а 99% общего объема экспорта продукции ОАО «Витебский мясокомбинат» приходится на рынок России (таблица 2.1) [13].

Таблица 2.1 – Географическая структура сбыта продукции ОАО «Витебский мясокомбинат» за 2012-2016 гг.

Рынок

2012

2013

2014

2015

2016

Объем сбыта продукции, тонн

Республика Беларусь

24610,7

28151,7

29174,8

30260,3

20868,0

Россия

10492,1

8362,9

10613,8

10577,4

7957,9

Республика Казахстан

76,7

-

41,2

310,1

57,7

Всего

35179,5

36514,5

39829,7

41147,9

28883,6

В % к общему итогу

Республика Беларусь

70,0

77,1

73,2

73,5

72,2

Россия

29,8

22,9

26,6

25,7

27,6

Республика Казахстан

0,2

-

0,1

0,8

0,2

Всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

На рынке г. Витебска основными конкурентами ОАО «Витебский мясокомбинат» из числа производителей продукции из мяса птицы являются ОАО «Витебская бройлерная птицефабрика», которая продает различные виды мясной продукции под торговой маркой «Ганна», и СООО «Витконпродукт», мясокомбинат ООО «Славянский».

Как показывают результаты анкетного опроса потребителей, проведенного в апреле 2015 года, по ассортиментной позиции «вареные колбасы», которая занимает наибольшую долю в общем объеме продаж, ОАО «Витебский мясокомбинат» является лидером на рынке г. Витебска. Ближайшим конкурентом предприятия здесь является ОАО «Глубокский мясокомбинат». Аналогичная ситуация наблюдается и по другим видам колбасных изделий (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 – Рейтинг известности отдельный производителей вареных колбас в г. Витебск

По данным мониторинга цен и конкурентов за 2015 год в магазинах
г. Витебска, основными конкурентами ОАО «Витебский мясокомбинат» по цене на колбасные изделия кроме ОАО «Глубокский мясокомбинат» являются СООО «Витконпродукт», ОАО «Витебская бройлерная птицефабрика» и ОАО «Березовский мясоконсервный комбинат». При этом ООО «Славянскит» представляет самую низкую ценовую категорию.