Файл: Роль мотивации в поведении организации (Анализ современных теорий мотивации персонала в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Практически все организации пытаются мотивировать своих сотрудников для улучшения производительности труда. Последнее время руководители сталкиваются с проблемой неправильной мотивации персонала, так как менеджеры, занимающиеся этим, не понимают и не разбираются в методах и основных понятиях данного процесса. Умение мотивировать других – важная составляющая успеха любой организации. В современных условиях особенностью управления персоналом является возрастающая роль личности работника. Руководители стараются брать на работу тех сотрудников, кто остро в ней заинтересован и имеет нужную квалификацию. Первый год сотрудник быстро, тщательно выполняет свою работу, обязанности, но спустя некоторое время пыл утихает и перед руководителем возникает главная задача – промотивировать сотрудника так, чтобы он и дальше продолжал активно выполнять свои обязанности.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что мотивация персонала является главным средством обеспечения оптимального использования ресурсов организации. Целью процесса мотивации является получение максимального результата для повышения прибыльности организации.

Целью курсовой работы является – исследование роли мотивации в поведении организации на примере ООО «Адидас».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Провести исследование теоретических аспектов роли мотивации персонала в поведении организации;
  2. Проанализировать методы мотивации персонала и подходы к построению системы мотивации персонала в организации;
  3. Провести анализ систем управления персоналом ООО «Адидас»;
  4. Провести анализ систем мотивации персонала в ООО «Адидас»;
  5. Разработать рекомендации по оптимизации политики мотивации персонала в ООО «Адидас».

Объектом исследования является ООО «Адидас».

Предметом исследования является роль мотивации в формировании поведения персонала.

Теоретическую базу курсовой работы составили работы отечественных и зарубежных ученных в области управления и вопросов, связанных с мотивацией персонала в организации. Для написания курсовой работы была использована методическая, научная и учебная литература, нормативные документы, статьи периодической печати, материалы организации.

В ходе написания курсовой работы была использована учебная литература следующих авторов: Вишнякова О. Л., Герчикова В.И., Маслоу А., Гавриловой А.Н., Егоршина А.П., Малуева П.А. и других, а также материалы сети Интернет, в числе которых сайт ООО «Адидас».


Теоретическая значимость курсовой работы заключается в том, что в ней непосредственно рассмотрены методы мотивации персонала в организации, а также подходы к построению системы мотивации персонала в организации.

Практическая значимость курсовой работы позволит предприятию разработать, используя предлагаемые рекомендации, стратегию мотивации персонала, основанную на принципах мотивационного управления.

Курсовая работа выполнена на 37 страниц и состоит из введения, трех глав, составляющих основную часть, заключения, списка использованной литературы.

1.Теоретические аспекты роли мотивации персонала в поведении организации

1.1. Понятие и роль мотивации в поведении персонала

В последнее время увеличилось внимание к вопросу мотивации персонала как функции управления с помощью которой руководство каждой организации может заставить сотрудников работать результативно для увеличения производительности труда и прибыльности организации. Процесс формирования организационной структуры управления объединен с разработкой систем управления персоналом, информационного обеспечения, контроля, где сотрудники являются основным источником эффективного формирования организации.

Различные авторы трактуют мотивацию исходя из собственной точки зрения. Например, Г.Г. Зайцев дал такое определение: «Мотивация-это побуждение к активной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности» [1], Б. Ю. Сербиновский: «Мотивация — это побуждение людей к деятельности» [2], Э. А. Уткин трактует понятие мотивация как «состояние личности, определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации» [3].

В общем виде мотивация рассматривается как совокупность движущих сил, которые побуждают человека к желанию, стремлению, работать с высокой отдачей и достижению поставленной цели.

В процессе работы человека мотивация воздействует на такие характеристики деятельности:


  • Усилия (на любую работу можно затратить разное количество усилий (больше или меньше));
  • Старание (влияет на качество труда и результат);
  • Настойчивость (способность довести любое дело до конца, несмотря на трудности);
  • Добросовестность (ответственное отношение к работе);
  • Направленность (стремление человека, выполняя работу получить удовлетворение и помочь достичь организации поставленной цели).

Главным в мотивации является неразрывная связь с потребностями человека, которые невозможно измерить или наблюдать. Потребности можно выявить исходя из поведения человека. Наблюдая за людьми, психологи определили, что потребности служат мотивов к действию. Любая потребность пробуждает в человеке состояние устремленности.

Побуждение – это ощущение недостатка в чём-либо, которое имеет определенную направленность. Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении поставленной уели. Цели в данном случае — это средство удовлетворение потребностей. После того, как человек достиг поставленной цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной (рис. 1.1) [4].

Потребности

(недостаток

чего-либо)

Побуждение

или мотивы

Поведение

(действие)

Цель

Результат удовлетворения потребностей

Удовлетворение

Частичное удовлетворение

Отсутствие удовлетворения

Рисунок 1.1 — Упрощённая модель мотивации поведения через потребности

Каждый человек стремиться снизить напряжение, когда он испивает нужду в чем-либо путем удовлетворения потребности.

Потребности

(недостаток

чего-либо)

Потребности

(недостаток

чего-либо)

Потребности

(недостаток

чего-либо)

В процессе работы люди стремятся удовлетворить различные потребности, как социальные, так и физиологические. Во многие случаях для людей работа — это способ зарабатывания денег, с помощью которого могут быть удовлетворены биологические (основные) потребности (в еде, жилье, одежде и т.д.).

Профессиональный труд удовлетворяет не только биологические, но и социальные потребности. Человек, помимо зарабатывания денег, стремится производить хорошее впечатление на окружающих, развиваться, устанавливать хорошее отношение, самоутверждаться.

Мотивация создает поведение человека целенаправленным. Достижение поставленной цели восстанавливает психологическое и физиологическое равновесие (рис. 1.2).


Неудовлетворенная потребность

Напряжение, связанное с этим

Побуждение, цель

Уменьшение напряжения

Удовлетворенная потребность

Целенаправленное поведение

Рисунок 1.2 — Простейшая модель мотивированного поведения

1.2 Основные функции мотивации

На рисунке 1.3 представлены основные функции мотивации человека.

Основные функции мотивации

Направление деятельности

Побуждение к действию

Контроль и поддержание поведения

Рисунок 1.3 — Основные функции мотивации

Побуждение к действию:

Существует мотив, который вызывает определенное действие человека, он находится внутри каждого человека. Мотив не только побуждает к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие [5]. В этом смысле человек рассматривается как мотивированный, так как он действует активно для достижения поставленной цели или как пассивный (бездействующий, равнодушный), который обладает низкой мотивацией.

Направление деятельности:

При достижении своих целей люди постоянно принимают решения. Каждое действие при достижении решения представляет собой некоторые выборы, направляющие усилия человека на достижение поставленной цели, позволяющей удовлетворить возникшие потребности.

Контроль и поддержка поведения:

Данная функция выражается в определенной настойчивости в достижении поставленной цели. Любая мотивация делает человека заинтересованным и пристрастным.

Для того, чтобы была высокая отдала от человека необходимо его заинтересовать в конечном результате и сделать так, чтобы он положительно относился к выполняемой работе. Это осуществимо лишь тогда, когда процесс работы и конечные ее результаты позволяют человеку удовлетворить важнейшие из его потребностей. Если это будет осуществляться, то фирма имеет высокий уровень мотивации персонала.

1.3 Процессы мотивации персонала

В курсовой работе мотивация рассматривается как процесс, который может быть представлен в шести последующих стадиях.

Ниже будет представлена модель для разъяснения того, как будет разворачиваться процесс мотивации [6].


  1. Стадия возникновения потребностей:

В данной стадии у человека появляется ощущение (потребность), что ему что-то не хватает. Потребности условно моно разделить на три группы:

  • Физиологические;
  • Психологические;
  • Социальные;
  1. Стадия поиска путей устранения потребности:

После возникновения потребности человек начинает искать возможность её устранить, удовлетворить подавить или не замечать. На данной стадии возникает необходимость что-то сделать или предпринять.

  1. Стадия определения целей (направления) действия:

Человек планирует, что и какими средствам он будет добиваться, устранять потребность.

На данной стадии могут возникнуть четыре уязвимых момента6

  • что я должен получить, чтобы устранить потребность;
  • что я должен сделать, чтобы получить то, что я желаю;
  • в какой мере я могу добиться того, чего желаю;
  • насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.
  1. Стадия осуществления действия:

На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действие, которое предоставляет возможность получения устранения потребности. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии возможна корректировка целей.

  1. Стадия получения вознаграждения за осуществления действия:

Проделав соответствующую работу, человек получает то, что он может в дальнейшем использовать для устранения возникшей потребности. Данная стадия показывает насколько был достигнут результат исходя из проделанной работы. В зависимости от этого происходит сохранение или ослабление, или усиление мотивации к дальнейшим действиям.

  1. Стадия устранения потребности:

В зависимости от снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от устранения или ослабления, усиления мотивации, человек может прекратить деятельность до возникновения новой потребности или продолжит осуществлять дальнейшие действия по устранению потребности (рис. 1.5) [7].

Рисунок 1.5 — Схема мотивационного процесса

Существует несколько факторов, которые усложняют процесс практического развертывания мотивации:

  1. Неочевидность является важным фактором (можно предполагать какие мотивы действуют, но выявить их практически невозможно);
  2. Изменчивость мотивационного процесса (характер мотивационного процесса зависит от тех потребностей, которые инициируют их. Потребности в многих случаях противоречат друг ругу или усиливают действие отдельных потребностей);
  3. Различие мотивационных структур отдельных людей (разная степень влияния идентичных мотивов на различных людей).