Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Эволюция антимонопольного законодательства в зарубежных странах и России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В экономике одной из наиболее сложных и важных проблем является взаимоотношения между государством и хозяйствующими субъектами. Государство в хозяйственной системе осуществляет важнейшие функции. Объективные предпосылки экономического развития существенно усиливают роль государства в регулировании общественного производства. Одним из наиболее важных видов регулирования экономических аспектов со стороны государства считается регулирование монополий.

Монополия представляет собой исключительное право производства, а также промысла и торговли, и иных видов деятельности, которые могут принадлежать как одному лицу, так группе лиц или в целом государству. Монополия по своей природе является силой, которая подрывает конкуренцию и стихийное развитие рынка. В разные исторические периоды и в разных странах в экономике возникают различные виды монополий.

Абсолютная монополия, которая охватывает всю экономику, целиком исключает механизм действия свободной рыночной конкуренции. Проблемы монополизации экономики и хозяйственной жизни, конкуренция на рынках сегодня привлекают пристальное внимание, как специалистов, так и широкие слои населения, в связи с тем, что существование монополий оказывает негативное влияние на рынок. Одним из самых отрицательных факторов является монопольная цена, которая отклоняется от рыночных цен, создает дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагает потребителя своеобразной «данью» в свою пользу. Также негативным фактором существования монополий является торможение развития научно-технического прогресса. Монополизация, в том числе вызывает деформацию хозяйственных процессов и отношений.

Правительства стран с развитой моделью рыночной экономикой принимая в расчет двойственный характер монополистических объединений, пытаются противостоять монополизму, поощряя и поддерживая конкуренцию.

Актуальность курсовой работы заключается в том, что роль государства имеет большое значение в поддержке конкурентной среды, которая немыслима без реализации активной антимонопольной политики, которая должно содействовать функционированию и развитию экономики, и базируется на разработке и внедрении в практику специальных законодательных актов.

Безусловно, антимонопольная политика, очень важна для экономики государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции и стабилизации рынка, и в целом совершенствованию экономики.


Антимонопольную политику и антимонопольное законодательство можно охарактеризовать в качестве важнейших основ структурной реорганизации в различных сферах экономики государств. Антимонопольное законодательство в различных странах имеет свои акценты и отличия, что связано с особенностями развития национальных экономик.

Объект курсовой работы – антимонопольное регулирование и антимонопольное законодательство.

Предмет курсовой работы – особенности антимонопольного регулирования и антимонопольного законодательства в разных странах.

Цель курсовой работы заключается в изучении и рассмотрении особенностей развития и становления антимонопольного законодательства в и зарубежных странах и странах СНГ.

Исходя из цели курсовой работы, можно выделить следующие задачи работы:

– рассмотреть общие понятия монополий, ее виды и формы;

– изучить сущность антимонопольной политики;

– рассмотреть особенности антимонопольного законодательства в зарубежных странах;

– изучить специфику становления антимонопольного законодательства в государствах СНГ.

1. Сущность монополии, монопольное регулирование и этапы развития антимонопольного законодательства

1.1. Сущность монополии, ее виды и формы

Для рассмотрения вопросов, которые связаны с антимонопольной политикой и законодательством, в первую очередь необходимо осознать сущность самого понятия «монополия».

При глубоком исследовании понятия «монополия» необходимо учитывать неоднозначность данного термина. Нельзя, прежде всего, делать вывод сущности данного явления исходя из этимологии слова «моно», что значит один, и «полио», которое переводится, как продаю.

В действительности фактически невозможно найти реальную ситуацию, при которой на рыночном сегменте действовала бы только одна единственная фирма – производитель товаров, которые не имеют товаров заменителей[[1]]

В использовании термина монополия, следовательно, всегда присутствует некоторая доля условности. Некоторые экономисты неслучайно находят замену термину «монополия»: «ценоискатель» (П. Хейне) и «несовершенный конкурент» (П. Самуэльсон)[[2]]


В экономической литературе представлено большое количество определений термина «монополия», так как он является многоаспектным понятием. В связи с чем в мировой экономической теории выделено такой термин, как теория монополии. В рамках данной теории монополию следует рассматривать через призму трех основных аспектов, а именно с точки зрения рыночной структуры, рыночного поведения и рыночных итогов.

Основываясь на рыночной структуре, можно дать следующее определения понятию «монополия»:

Монополия – явление, при котором в определенной отрасли господствует только одна единственная фирма и где ее границы и границы отрасли полностью совпадают[[3]]

Согласно определению монополии, исходя из рыночного поведения, теория монополии, исследует использование субъектом главных инструментов, таких например как цена и реклама. Субъект при монополии оперирует данными инструментами, игнорируя конкуренцию, и как следствие интересы конкурентов. Теория монополии, уделяя наибольшие внимание рыночным итогам, обозначает то, что при монополии итоги связаны с такими факторами как монопольно высокие цены и ограниченная готовность монополии к инновациям. Монополия – это рыночная структура, которая предполагает, что одна фирма является единым производителем продукта, не имеющего аналогов[[4]]

В сфере экономики монополия представляет собой рыночную ситуацию, характеризующуюся наличием незначительного числа продавцов, в некоторых случаях и единственного продавца, каждый из которых может воздействовать на общий объем предложения и на цену услуги или товара. В данной ситуации осуществляется контроль над вхождением в конкретную отрасль иных организаций и фирм в качестве потенциальных конкурентов.

Таким образом, в узком смысле под монополией понимается наличие единственного продавца, в широкой трактовке господство крупных покупателей и продавцов вне зависимости от их числа на рынке[[5]]

Продукт монополии является уникальным в том смысле, что не имеет место близких или хороших заменителей данного товара. С покупательской точки зрения, это обозначает, что нет приемлемых альтернатив, в результате чего покупатель должен обходиться без продукта или покупать его у монополиста. В противоположность потребителю рынка совершенной конкуренции, который «соглашается с ценой», монополист, выполняет существенный контроль над показателем цены, то есть в принципе ее диктует[[6]] Причина этого состоит в следующем: монополист выпускает и следовательно, контролирует общий объем предложения товаров и услуг. Монополист при нисходящей кривой спроса на продукт может изменить его цену, например, изменить количество предложенного продукта.


Монополия – крупный собственник, который захватывает в целях своего обогащения большую часть рыночного пространства[[7]] Монопольное положение считается наиболее желанным и удобным для любого предпринимателя и предприятия. Монопольное положение дает возможность избежать некоторые риски и проблемы, которые связаны с конкуренцией, и занять на рынке привилегированную позицию, концентрируя при этом в своем распоряжении хозяйственную власть. Предприятия в условиях монопольного положения имеют возможность с позиций силы воздействовать на всех остальных участников рынка и навязывать им свои условия. Можно считать, что в данном случае они свои контрагентам, а в некоторых случаях и социуму, навязывают свои личные интересы.

В экономике, в частности различают четыре варианта монопольного положения хозяйствующего субъекта, представленные на рисунке 1

Рисунок 1 – Формы монопольного (господствующего) положения

«Источник: Куликов Л. М. Основы экономической теории: учебник / Л.М. Куликов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 455 с.»

Успех в конкурентной борьбе, экономические прибыли и технические новшества, а также при снижающихся издержках растущие масштабы выпуска – вот главные составляющие монопольного захвата ведущих позиций на рынках сбыта и в отрасли[[8]]

Основные плюсы и минусы монополии представлены в Приложении А.

Монополия является обширным понятием, оно включает в себя ее формы и виды. Существуют различные монополии, которые условно можно классифицировать на следующие основные виды:

1. Естественная монополия является видом монополии, которая возникает по ряду объективных причин. В ее основе лежат особенности обслуживания потребителей и технологий производства. Здесь конкуренция нежелательна и невозможна. Естественная монополия отображает ситуацию, когда спрос на определенный товар в лучше всего удовлетворяется одной или несколькими фирмами[[9]]

2. Административная монополия является монополий, которая образуется только вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным предприятиям и фирмам исключительного права на реализацию определенного рода деятельности, с другой стороны, это организационные структуры для отдельных государственных предприятий, когда они соединяются и при этом подчиняются различным министерствам и ассоциациям. Как правило, в условиях административной монополии группируются предприятия и организации одной отрасли, которые выступают на рынке в качестве одного хозяйственного субъекта.


3. Искусственная монополия – это монополия «рукотворная», то есть специально созданная путем концентрации в чьих-то руках определенной хозяйственной деятельности[[10]]

4. Экономическая монополия является самым распространенным видом монополи. Ее появление определено экономическими причинами и закономерностями хозяйственного развития. В данном случае речь идет о предпринимателях, которые смогли завоевать на рынке одним из двух путей монопольное положение. Первый путь заключается в успешной деятельности и развитии предприятия, а также постоянном увеличении масштабов посредством концентрации его капитала. Второй путь, который наиболее быстрый, базируется на процессе централизации капиталов, то есть на добровольном объединении предприятий или поглощении банкротов победителями. Предприятие, одним из двух путей или при помощи их обеих, достигает крупных масштабов и начинает полностью доминировать на рынке.

5. Легальные монополии – это монополии, которые образуются на законном основании[[11]] К ним можно причислить такие формы монополистических организаций: патентная система, авторские права и торговые знаки.

Чистые монополии в настоящее время достаточно редко явление[[12]]

Исторически сложилось три главные формы монополистических союзов, а именно картели, трест и синдикаты, характеристика, которых представлена в Приложении Б.

Таким образом, монополия является такой формой рынка, при которой полный объем предложения приходится только на одного хозяйствующего субъекта. Любая форма монополии сопряжена с целым комплексом отрицательных последствий в целом для экономики.

1.2. Сущность и значение антимонопольной политики

Все виды неконкурентных рынков, или тенденции к монополизации или сформировавшиеся монополии являются объектом особого – антимонопольного регулирования, реализуемого со стороны государства[[13]]

В экономической литературе для обозначения действий государства, направленных против монополий в защиту конкуренции, используются термины «антимонопольная политика» и «антимонопольное регулирование». В экономической литературе они рассматриваются в качестве синонимов, а в некоторых случаях отождествляются экономистами с контролем над антимонопольным законодательством[[14]]