Файл: Проектирование и открытие гостиничного и ресторанного бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Маркетинг – относительно молодая научно-прикладная дисциплина. Впервые термин «маркетинг» появился в американской экономической литературе в 1902 году. Начиная с середины двадцатого века, концепция маркетинг была признана как теоретиками, так и практиками – менеджерами и экономистами.

Понятие «маркетинга» означает изучение рынка с конкретной целью. Ученные утверждают, что маркетинг предназначен для удовлетворения потребностей потребителей, где исследования имеет огромное значение. В условиях рыночной среды получают преимущества те предприятия, которые лучше всех знают потребности потребителей и производят товары, которые способны их удовлетворить. Так как на рынке постоянно присутствует конкуренция, то он вынужден постоянно меняться, потребности людей под воздействием различных факторов тоже вынуждены меняться, поэтому предприятия должны постоянно следить за конъюнктурой рынка.

Именно поэтому предприятия используют маркетинговые исследования. Маркетинговые исследования – это одна из процедур маркетинга по исследованию рынка, отслеживанию изменений потребностей покупателя.

Потребность проведения маркетинговых исследований возникает в следующих случаях:

1. Предприятие не достигло поставленных маркетинговых целей;

2. Слабая конкурентная позиция на рынке;

3. Предприятие собирается диверсифицировать свою деятельность;

4. Разработка нового бизнес-плана;

5. Другое.

Маркетинговые исследования позволяют предприятиям увеличить свои знания о стоящих перед ними проблемами маркетинга, а именно, снизить неопределенность при принятии какого-либо решения. Зачастую целью маркетингового исследования является стремление дать правдоподобную характеристику рыночным процессам и явлениям, а именно отразить позицию и возможность предприятия на рынке. Обычно маркетинговые исследования затрагивают рынок, потребителей, товары, конкурентов, цены товаров, продвижение товаров и среда маркетинга.

Результатом маркетинговых исследований являются разработки, которые в дальнейшем используются при выборе маркетинговой стратегии на рынке.

Массовое питание играет огромную роль в жизни общества, так как оно наиболее полно удовлетворяет потребности потребителей в питании.

Предприятия питания выполняют следующие функции:

  1. Производство;
  2. Реализация;
  3. Организация потребления кулинарной продукции населением в специально организованных местах.

Целью курсовой работы является – разработка формы маркетинговых исследований для изучения локального места расположения будущего объекта общепита.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Сформировать основные цели маркетинговых исследований;
  2. Проанализировать этапы и виды маркетинговых исследований;
  3. Описать структуру маркетинговой информации;
  4. Разработать форму маркетинговых исследований для изучения локального места расположения будущего объекта общепита;
  5. Провести исследование.

Объектом исследования является мини-объект общепита

1. Предметом исследования является разработка маркетингового исследования.

Теоретическую базу курсовой работы составили работы отечественных и зарубежных ученных в области управления и вопросов, связанных с разработкой бизнес-планов. Для написания курсовой работы была использована методическая, научная и учебная литература, нормативные документы, статьи периодической печати, материалы организации.

В ходе написания курсовой работы была использована учебная литература следующих авторов: Бережная Н.В., Усов В.В., Кокурин Д.Н. и других, а также материалы сети Интернет.

Теоретическая значимость курсовой работы заключается в том, что в ней непосредственно рассмотрены методы и подходы к разработке маркетинговых исследований для изучения локального места расположения будущего объекта общепита.

Курсовая работа выполнена на 33 страниц и состоит из введения, трех глав, составляющих основную часть, заключения, списка использованной литературы.

1.1. Сущность маркетинговых исследований

Маркетинговые исследования – это поиск, сбор, анализ, обработка данных и сведений, которые относятся к конкретной рыночной ситуации, с которой пришлось столкнуться предприятию. Другими словами, маркетинговые исследования – это систематический сбор, анализ и учет данных по маркетинговым проблемам в целях улучшения качества процедур над контролем в маркетинговой среде.

Выделяют две основные цели маркетинговых исследований:


  1. Уменьшение неопределенностей и минимизация рисков в принятии управленческих решений;
  2. Контроль над процессом реализации маркетинговых задач.

Глобальные цели маркетинговых исследований заключаются в информационном обеспечении маркетинга, а именно в использовании математических моделей для анализа данных, с помощью которых спрогнозировать возможность оптимальных решений.

На макроуровне маркетинговые исследования выявляют и моделируют закономерности и тенденции развития рынка, дают оценку рыночной ситуации и определяют емкость рынка, прогноз.

На микроуровне осуществляется анализ и прогноз возможностей предприятия (анализ конкурентов, потенциала), перспектив и состояния того сегмента рынка, в котором предприятие действует.

Типичные задачи маркетингового исследования:

  • Изучение рынка;
  • Анализ потенциальных возможностей рынка;
  • Анализ долей рынка между предприятиями;
  • Анализ сбыта;
  • Изучение деловой активности предприятий;
  • Анализ конкурентов;
  • Краткосрочное прогнозирование;
  • Долгосрочное прогнозирование;
  • Анализ реакций потребителей на новый товар;
  • Ценообразование.

Маркетинговые исследования могут проводиться в следующих случаях:

  • Недостаточный объем знаний для принятия дальнейшего решения;
  • Наличие разногласий при принятии маркетинговой стратегии;
  • Ухудшения позиций на рынке;
  • Анализ успеха предприятий;
  • Разработка новых стратегий.

Маркетинговые исследования могут осуществляться на коммерческой основе специализированными предприятиями или собственными маркетинговыми отделами предприятия.

1.2 Этапы и виды маркетинговых исследований

В настоящее время существует много видов маркетинговых исследований, которые проводятся предприятиями, но в основе каждого вида лежит методология, которая определяет порядок выполнения.

Процесс проведения маркетингового исследования состоит из пяти основных этапов:

  1. Выявление проблем/потребностей и формулирование целей исследования.

Данный этап считается важнейшим, так как правильно выявленная проблема и сформулированная цель является залогом его успеха.

  1. Анализ и отбор источников, сбор информации.

Внутренние источники:

  • информационная база фирмы Я( организация производства, закупки, продажи, финансовая, маркетинговая деятельность, управление кадрами).

Внешние источники:

  • Нормативно-правовые акты;
  • Доклады и отчеты коммерческих исследовательских центров;
  • Публикации некоммерческих исследовательских центров, например, материалы конференций;
  • Газеты;
  • СМИ;
  • Специализирующие журналы.
  1. Организация и планирование сбора первичной информации (самый трудоемкий процесс маркетингового исследования).

На данном этапе необходимо определить объект исследования, структуры выработки и объем выработки.

Основные методы сбора первичной информации:

  • Эксперимент;
  • Наблюдение;
  • Опрос;
  • Имитация.
  1. Анализ собранной информации (обсуждение полученных данных).
  2. Представление полученных результатов маркетингового исследования (например, рекомендации).
  3. Проверка результатов и выводы.

1.3 Анализ структуры маркетингового исследования

Маркетинговые исследования можно разделить на четыре блока:

  • Разработка концепции исследования:
  • Определение целей исследования и проблемы;
  • Формирование рабочей гипотезы
  • Разработка программы исследования
  • Определение потребностей в информации;
  • Выбор методов и инструментария исследования;
  • Формирование выборки.
  • Процесс получение данных
  • Техническая организация сбора данных;
  • Сбор данных.
  • Процесс обработки и представления данных
  • Процесс технической обработки данных.
  • Анализ данных.
  • Разработка выводов и рекомендаций.
  • Оформление и презентация отчетов.

2. Создание формы маркетинговых исследований для изучения локального места расположения будущего общепита

2.1 Класс предприятия общественного питания

В зависимости от характера деятельности предприятия общественного питания подразделяются:


  • Предприятия, которые организуют производство продукции общественного питания (заготовочные фабрики, специализированные кулинарные цеха и другое) с возможностью доставки потребителям;
  • Предприятия, организующие производство и реализацию продукции общественного питания, а также обслуживание потребителей с потреблением на месте и на вынос (кафе, бары, закусочные, рестораны, столовые фаст-футы);
  • Предприятия, организующие реализацию продукции общественного питания с возможным потреблением на месте (буфеты, кафетерии, магазины кулинарии и другое);
  • Предприятия выездного обслуживания;
  • Предприятия, организующие доставку и обслуживание потребителей в номерах гостиниц и других средствах размещения.

Предприятия общественного питания

Ресторан

Бар

Кафе

Столовая

Закусочная

Предприятия быстрого обслуживания

Буфет

Кафетерий

Кофейня

Магазин кулинарии

Рисунок 1 – Классификация предприятий общественного питания

Факторы, которые учитываются при определении типа предприятия общественного питания:

  • Ассортимент реализуемой кулинарной продукции;
  • Техническая оснащённость (оборудование, состав помещения, материальная база и другое);
  • Формы и методы обслуживания;
  • Время обслуживание потребителей (время ожидания заказа);
  • Профессиональная подготовка и уровень квалификации персонала;
  • Условия обслуживания (комфортность зала, мебель, интерьер и другое).

Ресторан – предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного изготовления, включая заказные и фирменные блюда и изделия; алкогольные, прохладительные, горячие и другие виды напитков, мучные кондитерские и булочные изделия, табачные изделия, покупные товары, с высоким уровнем обслуживания и, как правило, в сочетании с организацией отдыха и развлечений.

Рестораны

по ассортименту реализуемой продукции;

по местонахождению;

по интересам потребителей

по интересам потребителей

по интересам потребителей

Рисунок 2 – Классификация ресторанов

Бар – предприятие общественного питания, оборудованное барной стойкой и реализующее в зависимости от специализации алкогольные и(или) безалкогольные напитки, горячие и прохладительные напитки, коктейли, холодные и горячие закуски и блюда в ограниченном ассортименте, покупные товары.