Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы группового поведения в организации
1.1 Основные признаки коллектива
1.2 Межличностные отношения в коллективе
Глава 2 Анализ группового поведения в ООО «ЕВРОСТРОЙ»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ межличностных взаимодействий персонала
2.3 Проблемы в системе группового поведения
Глава 3 Программа по формированию группового поведения в ООО «ЕВРОСТРОЙ»
3.1 Обоснование кадровой стратегии развития персонала
Ответы респондентов показали, что конфликтные ситуации в коллективе бывают и их причины распределяются следующим образом:
- предвзятое отношение начальства – 10%
- отношение работников между собой – 13%
- распределение благ – 23%
- внедрение новой техники и оборудования – 47%
- другие – 7%.
Поскольку на причину конфликтов, связанную с внедрением новой техники приходится почти 47% опрошенных, то представляется важным изучение этой конфликтной ситуации. Век высоких технологий коснулся всех предприятий и на всех уровнях. В ООО «ЕВРОСТРОЙ» стали внедряться технологические новинки, требующие от людей определенных знаний. Особенно широкое распространение получило компьютеризация на производстве. Необходимость работы на компьютерах изначально возникла в бухгалтерии, она облегчила работу сотрудникам, но потребовала от них дополнительных знаний и умений. Это повлекло за собой возникновение конфликтных ситуаций.
2.3 Проблемы в системе группового поведения
Исследование системы управления персоналом в ООО «ЕВРОСТРОЙ» позволило автору сделать вывод, что в целом управление персоналом построено на принципах стандартизации, индивидуальные и групповые межличностные отношения не берутся в учет.
Проанализируем движение персонала ООО « ЕВРОСТРОЙ» за 2012-2014 года в Таблице 2.4.
Таблица 2.4
Анализ движения персонала ООО «ЕВРОСТРОЙ» в 2012-2014гг.
Показатели |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Изменение по сравнению с предыдущим годом |
|
в 2013 г. |
в 2014 г. |
||||
Численность на начало года, чел. |
102 |
104 |
116 |
2 |
12 |
Численность на конец года, чел. |
104 |
116 |
120 |
12 |
4 |
Среднегодовая численность, чел. |
103 |
110 |
118 |
7 |
8 |
Принято за год, чел. |
22 |
30 |
28 |
8 |
-2 |
Уволено за год, чел. |
20 |
18 |
24 |
-2 |
6 |
Общий оборот, % |
40,8 |
43,6 |
44,1 |
2,9 |
0,4 |
Оборот по приему, % |
21,4 |
27,3 |
23,7 |
5,9 |
-3,5 |
Оборот по выбытию, % |
19,4 |
16,4 |
20,3 |
-3,1 |
4,0 |
Восполнение, % |
110,0 |
166,7 |
116,7 |
56,7 |
-50,0 |
Постоянство кадров, % |
77 |
76,2 |
77,4 |
-0,8 |
1,2 |
На основании расчетов интенсивности движения персонала в ООО «ЕВРОСТРОЙ» можно сделать следующие выводы:
1. Общий оборот за последние три года увеличился, составив в 2014 году 44,1% (достаточно высокий показатель).
2. Оборот по приему в ООО «ЕВРОСТРОЙ»в исследуемом периоде также увеличился и составил в 2014 году 23,7%. Это говорит о том, что каждый пятый сотрудник компании является новым сотрудником, принятым в 2014 году.
3. Оборот по выбытию в ООО «ЕВРОСТРОЙ» в 2014 году по сравнению с 2013 годом также увеличился и составил 20,3%. Оборот по выбытию ниже, чем оборот по приему, что говорит о тенденции к росту численности персонала.
4. Показатель восполнения в 2014 году больше 100%, следовательно, что число принятых сотрудников превышает число уволеных.
5. Показатель постоянства кадров был примерно одинаков на протяжении трех лет - 76-77%, т.е. не достаточно высокий показатель, что оценивается негативно. В мобильном коллективе по сравнению со стабильным коллективом ниже эффективность труда из-за отсутствия устоявшихся норм, необходимой взаимной требовательности, непредсказуемости реакции на управленческие воздействия. Существует прямая связь между сроком пребывания человека в организации и результатами его труда: при наличии большого стажа он лучше знает тонкости места работы, а поэтому показывает более высокую результативность. Таким образом, в ООО « ЕВРОСТРОЙ» существует проблема высокой текучести кадров.
Для оценки социально-психологического климата в ООО «ЕВРОСТРОЙ» были применены: метод наблюдения за трудовым коллективом в естественных условиях, а также метод диагностики психологического климата в малой производственной группе В. Шпалинского и Э.Г. Шелеста.
Проведенное наблюдение показало, что в офисном коллективе ООО «ЕВРОСТРОЙ» наблюдаются признаки неблагоприятного социально-психологического климата. Не смотря на то, что работники приветливы, обмениваются личной информацией, выявлена антипатия друг к другу отдельных сотрудников, а значит и повышается степень конфликтности в коллективе. Наблюдается некоторое соперничество между отдельными работниками, в частности между менеджерами по сбыту и фармацевтами, работающими в одну смену.
По итогам проведенного наблюдения в естественных условиях работы трудового коллектива ООО «ЕВРОСТРОЙ», можно отметить, что выявлена напряженная ситуация между всем коллективом и руководителем, с которым создаются конфликтные ситуации.
Диагностика психологического климата в малой производственной группе В. Шпалинского и Э.Г. Шелеста в ООО «ЕВРОСТРОЙ» предназначена для изучения состояния психологического климата в коллективе. Опросный лист состоит из двух колонок с противоположными по смыслу суждениями (Приложение 1). Каждое из них - своеобразный параметр психологического климата первичного коллектива. В левой колонке – суждения, соответствующие признакам здорового психологического климата, в правой – антипод каждого суждения. Пример заполненной анкеты представлен в Приложении 1А.
После суммирования полученных данных итоговые показатели соотносят со шкалой благоприятности социально-психологического климата.
Количество опрошенного персонала составляет 20 человек – офисный персонал ООО «ЕВРОСТРОЙ». После обработки опросных листов получились первичные данные, которые представлены в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Первичные данные диагностики психологического климата В. Шпалинского и Э.Г. Шелеста в ООО «ЕВРОСТРОЙ»
Номер респондента |
Фамилия |
Баллы |
Номер респондента |
Фамилия |
Баллы |
1 |
Ковальчук |
32 |
11 |
Коваль |
34 |
2 |
Ефимов |
31 |
12 |
Анисимова |
29 |
3 |
Петрова |
28 |
13 |
Касимова |
18 |
4 |
Шинкарук |
27 |
14 |
Данилюк |
34 |
5 |
Лукьянов |
29 |
15 |
Гордасевич |
28 |
6 |
Мосейчук |
25 |
16 |
Зущик |
36 |
7 |
Громов |
25 |
17 |
Кукуруза |
32 |
8 |
Клеменчук |
24 |
18 |
Куришин |
34 |
9 |
Бондарчук |
23 |
19 |
Гарбар |
26 |
10 |
Штейнберг |
30 |
20 |
Колесник |
28 |
Итоговые показатели психологического климата по данной методике находятся в диапазоне от 13 до 65 баллов. Высокой благоприятности психологического климата соответствуют показатели в диапазоне 42-65 баллов; средней благоприятности – 31-41 баллов; незначительной благоприятности – 20-30 баллов. Количественные показатели менее 20 баллов свидетельствуют о неблагоприятном психологическом климате.
Распределение полученных результатов (баллов) по методике В. Шпалинского и Э.Г. Шелеста в ООО «ЕВРОСТРОЙ» показано на Рисунке 2.4
Рисунок 2.4. Распределение полученных результатов (балов) по методике В. Шпалинского и Э.Г. Шелеста в ООО «ЕВРОСТРОЙ»
Можно сделать вывод, что 35% опрашиваемых человек считают свой психологический климат средней благоприятности, а именно 7 человек. 60% респондентов оценивают психологический климат с точки зрения незначительной благоприятности (12 человек). 5% респондентов оценивают свой психологический климат, как неблагоприятный (1 человек). По данным исследования видно, что целом большинство респондентов оценили психологический климат с точки зрения незначительной благоприятности.
Автор считает, что одной из самых главных проблем, требующих незамедлительного разрешения, является построение благоприятного социально-психологического климата.
Глава 3 Программа по формированию группового поведения в ООО «ЕВРОСТРОЙ»
3.1 Обоснование кадровой стратегии развития персонала
Отсутствие эффективной системы управления персоналом в ООО «ЕВРОСТРОЙ» является причиной ряда проблем:
большая текучесть кадров (вследствие отсутствия должного материального стимулирования);
низкая инициативность персонала (т. к. не ведется эффективное материальное и моральное стимулирование сотрудников).
Кадровая стратегия ООО «ЕВРОСТРОЙ» - создание крепкого и профессионального коллектива, способного к творческому поиску наиболее верных эффективных решений, совершенных способов, приемов в работе с клиентами.
Внедряя мероприятия по повышению надежности персонала, кадровый менеджмент ООО «ЕВРОСТРОЙ» должен уделять внимание таким критериям его оценки, как профессиональность, компетентность, надежность, стабильность, наличие потенциала, способность успешно осваивать новые направления и технологи консультационной деятельности.
Выявленные в процессе исследования основные проблемы, сдерживающие повышение кадрового потенциала ООО «ЕВРОСТРОЙ» позволяют сформулировать цель оргпроектирования стратегии кадровой политики.
Цель оргпроектирования - совершенствование системы кадровой политики, следствием которой должно стать снижение текучести кадров, предотвращение возникновения потерь и общего экономического ущерба от текучести кадров, дальнейшее повышение производительности труда и, как результат, повышение экономической эффективности деятельности предприятия.
Стратегические направления кадровой политики ООО «ЕВРОСТРОЙ» представлены на рис. 3.1:
Стратегические направления кадровой политики
Развитие корпоративной культуры
Повысить мотивацию персонала к высокопрофессиональной деятельности
Обеспечить знание работниками процедур, действующих в компании
Повысить уровень профессиональной компетенции персонала
Рис. 3.1. Стратегические направления кадровой политики ООО «ЕВРОСТРОЙ»
Для совершенствования кадровой политики в ООО «ЕВРОСТРОЙ» можно предложить следующие рекомендации:
1. Изменить характер кадровой политики. Для этого рекомендуется сделать основной упор на отборе новых сотрудников и ротации кадров. Для кандидатов на должности в ООО «ЕВРОСТРОЙ» предлагается разработать более конкретные и учитывающие личностные и профессиональные требования должностные инструкции. Рекомендуется использовать метод собеседования с кандидатами на должность, поскольку, как показала практика, это наиболее эффективный метод отбора новых сотрудников.
2. Разработка мероприятий по закреплению и отбору специалистов в ООО «ЕВРОСТРОЙ» предполагает решение следующих задач.
Во-первых, необходимо разработать комплекс мер, направленных на привлечение профессиональных кадров в ООО «ЕВРОСТРОЙ».
Во-вторых, необходимо разработать меры по адаптации и обучению специалистов, направленных на овладение профессиональными знаниями и включение в трудовой коллектив предприятия. В-третьих, необходимо разработать меры по закреплению специалистов на предприятии путем стимулирования трудовой деятельности специалистов. В-четвертых, необходимо разработать меры по повышению эффективности труда специалистов.
3.2 Мероприятия по формированию группового поведения
Для формирования группового поведения персонала ООО «ЕВРОСТРОЙ» предлагается усилить социальное обеспечение и обеспечить психологическую поддержку и развитие сотрудников.