Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы группового поведения в организации
1.1 Основные признаки коллектива
1.2 Межличностные отношения в коллективе
Глава 2 Анализ группового поведения в ООО «ЕВРОСТРОЙ»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ межличностных взаимодействий персонала
2.3 Проблемы в системе группового поведения
Глава 3 Программа по формированию группового поведения в ООО «ЕВРОСТРОЙ»
3.1 Обоснование кадровой стратегии развития персонала
Введение
Организационное поведение, так или иначе, проявляется и оценивается во времени. Каждый сотрудник, работая в организации, руководствуется «чувством времени». Оно возникает и как объективно заданные сроки выполнения заданий, и как собственные переживания «успею - не успею». Задания планируются как постановка сроков и определение конечных результатов и направляют поведение работника на их достижение. Он может хорошо или плохо справляться с заданиями в зависимости от того, как совмещает в своем поведении прошлое, настоящее и будущее время. У каждого есть своя временная концепция поведения.
Чтобы объяснить проявления организационного поведения в тех или иных поступках работников, важно понять, от каких плюсовых и минусовых факторов зависит формирование сотрудничества работников в организации. Если исходить из того, что работника можно рассматривать, с одной стороны, как «человека действующего», который проявляет себя во взаимодействиях и противодействиях, а с другой - как «человека общающегося», который чувствует себя приобщенным или отчужденным в коммуникативном пространстве организации, то, оказывается, можно в самом общем виде определить понятие «организационное поведение». Этим понятием описываются способы «сотрудничества - конфронтации» работников организации, способы, которые зависят от их взаимодействий и противодействий, а также от приобщенности к организации или их отчужденности от нее.
Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы.
Коллектив – это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям. Коллектив, образно говоря, социально-психологический организм, требующий индивидуального подхода. Очень важно руководителю ясно видеть структуру межличностных взаимоотношений в коллективе, чтобы уметь найти индивидуальный подход к членам коллектива и влиять на формирование и развитие сплоченного коллектива. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов.
Общение в трудовом коллективе – это сложный процесс, протекающий от установления контактов до развития взаимодействия и складывания взаимоотношений. Главная функция общения - это организация совместной деятельности людей, которая предполагает выработку единой стратегии взаимодействия, что возможно только на основе согласования их позиций. Другая функция общения - это познание людьми друг друга, а также формирование и развитие межличностных отношений.
Цель исследования – анализ межличностных отношений в коллективе с теоретической и практической точки зрения и разработка рекомендаций по совершенствованию управления межличностными отношениями в исследуемой организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
- Рассмотреть теоретические основы межличностных отношений в коллективе;
- Провести анализ социально-психологического климата в коллективе ООО «ЕВРОСТРОЙ»;
- Разработать рекомендации по управлению социально-психологи-ческим климатом ООО «ЕВРОСТРОЙ».
Предмет исследования – (межличностные отношения) социально-психологический климат коллектива ООО «ЕВРОСТРОЙ».
Объект исследования – сотрудники ООО «ЕВРОСТРОЙ».
Данная курсовая работа состоит из введения, трех разделов, выводов и предложений и списка использованной литературы.
Глава 1 Теоретические основы группового поведения в организации
1.1 Основные признаки коллектива
Коллектив – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития.
Коллектив – это общность людей, в основе жизнедеятельности которой лежит целостно-ориентационное единство ее членов, причем целостные основные ориентации являются общественно значимыми. Коллективом сегодня называют социальные группы, совершенно различные по масштабу, уровню развития, содержанию деятельности и социально-психологическим отношениям[1].
Коллектив – высшая форма развития группы. Однако любой коллектив, достигнув целостно-ориентационного единства деятельности, развитой на основе общественно значимых ценностей, не может останавливаться в своем развитии. Жизнь коллектива – в движении, в постоянном стремлении к новым целям и достижениям. Коллектив – это постоянно развивающееся объединение людей. Социально-психологическими признакам коллектива является следующее:
1. Сплоченность вокруг общественно значимых целей деятельности – признак развитого коллектива, указывающий на предпочитаемую им иерархию целей деятельности, которые могут либо замыкаться только на собственные интересы, либо ориентироваться на гармоничное сочетание интересов коллектива и общества. В последнем случае он органически включается во все другие общественные структуры народного хозяйства. Вследствие этого возрастает уровень самосознания коллектива в целом и каждого его, что составляет основу сплоченности.
2. Взаимная требовательность и ответственность членов коллектива, друг к другу и в целом коллектива к каждому члену служат важнейшим показателем уровня развития. На этой основе формируется сознательная дисциплина, моральные ценности коллектива, его трудовые традиции. Взаимная требовательность находит выражение в широкой возможности осуществлять действенную критику снизу вверх (т.е. со стороны рядовых сотрудников) и сверху вниз (т.е. со стороны руководства), в осуществлении всех форм контроля за нормами и качеством труда.
3. Управляемость – признак сложный. В нем органически сочетаются способность самостоятельно вырабатывать решения, координирующие деятельность как коллектива в целом, так и каждой его группы или члена. Управляемость предполагает психологическую и организационную готовность коллектива осуществить необходимые действия вследствие распоряжения со стороны руководства или вследствие определенного соглашения между членами коллектива.
4. Стабильность коллектива проявляется в сохранении постоянного состава в течение длительного времени или незначительной, постепенной его изменчивости. Стабильность отражается, прежде всего, в показателях текучести кадров. Высокая текучесть – наиболее существенный признак нестабильности. Устойчивость также проверяется по способности коллектива выходить из конфликтных ситуаций. Конфликты бывают даже в самых хороших коллективах. Они неизбежны. Способность же разрешать конфликтную ситуацию всецело определяет уровень развития коллектива.
5. Сотрудничество и взаимопомощь – важнейший признак коллектива. Группы высокого развития, образованные на основе целостно-ориентационного единства, характеризуются сопереживанием людей друг другу. А группа, достигаемая уровня развития коллектива, характеризуется высокой взаимопомощью, т.е. действенным сопереживанием, выраженным, прежде всего в действии, направленном на помощь другому человеку. Данный признак присущ только коллективу. Коллектив отличается еще и тем, что в нем взаимопомощь и сотрудничество не ограничиваются только производственной сферой. Они распространяются на досуг, быт.
6. Восприимчивость к новым целям и нововведениям – нововведения не встречают противодействия в форме социально-психологических барьеров. Это результат готовности к освоению нового.
7. Установка на сотрудничество с другими коллективами – проявляется в действиях, ориентированных на деловую ответственную взаимозависимость между коллективами.
8. Благоприятный морально-психологический климат – это позитивный настрой коллектива по отношению к руководителю, членам коллектива, к условиям работы в целом[2].
В развитом коллективе благоприятный климат должен складываться на основе общественно значимых целей деятельности. Морально-психологический климат – это преобладающий настрой коллектива, проявляющийся во всех многообразных формах их деятельности. В ценностных ориентациях заключена внутренняя основа отношений человека к различным ценностям морального, материального и духовного порядка. Именно ценностные ориентации определяют состояние морально-психологического климата в коллективе, т.к. коллектив характеризуется единством его членов. Там, где ценностно-ориентационное единство не достигнуто и в человеческих отношениях преобладают индивидуальные, личностные ценности, в коллективе всегда будет сохраняться почва для отрицательного морально-психологического климата. Морально-психологический климат – один не только из наиболее подвижных, но и из наиболее значимых компонентов в структуре социально-психологических условий и важнейших факторов всей жизнедеятельности трудового коллектива.
1.2 Межличностные отношения в коллективе
Межличностные отношения – это отражение объективных связей и взаимодействий между людьми, состоящими членами одной группы[3].
Межличностные отношения можно разделить на официальные и неофициальные. В первом случае они обусловлены какой-то определенной формальной организованной структурой, во втором – желаниями, стремлениями, предпочтениями людей. Официальные отношения закрепляются документально, контролируются; они, как правило, строго регламентированы. Неофициальные отношения могут признаваться и даже поощряться группой, но они не регулируются какой-либо официальной структурой, какими-либо документами.
Межличностные отношения могут быть оценочными (восхищение, популярность) и действенными (связанные взаимодействием). Они формируются не столько объективными условиями, сколько субъективными потребностями в общении и их удовлетворении. Во многом характер и развитость межличностных отношений определяются уровнем развития коллектива.
Межличностные отношения возникают и развиваются в процессе общения. Общение – это не только информационное и предметное взаимодействие, оно сопровождается обменом эмоциональных состояний, переживаний, чувств.
Общение и межличностные отношения неразрывно связаны друг с другом. Именно совместная деятельность общения вскрывает характер межличностных отношений, которые в этом случае могут быть положительны и индифферентны, отрицательны, отличаться разнообразием эмоциональных переживаний и сопереживаний, адекватностью или неадекватностью взаимопонимания, готовностью к содействию, бездействию, сопротивлению друг другу.
Во взаимодействии, общении, совместной деятельности возникают и формируются межличностные отношения. Они охватывают широкий диапазон психологических явлений: восприятие и понимание людьми друг друга, межличностная привлекательность (притяжение, симпатия), взаимовлияние.
Межличностные отношения в трудовом коллективе, совместимость его членов создают то важнейшее общественно-психологическое явление, которое называют психологическим климатом[4]. Социально-психологический климат может во многом определить как удовлетворенность, так и неудовлетворенность членов коллектива межличностными отношениями.
Социально-психологический климат, по сути, есть отражение всего комплекса явлений, связанных взаимодействиями людей, выражающиеся в настроениях и эмоциях.
«Человек, - писал Антуан де Сент-Экзюпери, - это узел связи». И еще «Одинокой личности не существует. Тот, кто замыкается в своем одиночестве, наносит ущерб общине. Тот, кто грустит, наводит грусть на других».
Чтобы мы не делали, о чем бы ни думали, всегда наши мысли, чувства, дела так или иначе кому-то адресованы. Человек всегда ощущает себя частью целого. Одно дело быть наедине с самим собой и совсем другое – находиться среди людей. Здесь, во-первых, в какой-то мере меняется сам человек – его реакция на окружающий мир, его переживания и размышления, наконец, выражение лица; во-вторых, возникают совершенно новые психические явления, которые могут существовать в процессе непосредственного общения.
Общее переживание порождает между людьми особую эмоциональную и смысловую связь. Вы как бы оказываетесь в едином, очень плодотворном для любой совместной деятельности психологическом поле. Но это поле может оказаться и ареной невидимого конфликта, если рядом неприятный, чуждый или враждебный вам человек. Вы выпускаете в его сторону «психологические щипы», которые должны нейтрализовать или подавить отрицательные воздействия. На это тратится много энергии и успешность деятельности конечно снижается. Главное, что из-за этого портится настроение, появляется чувство тревоги. Фактически мы ведем разговор о психологической совместимости или несовместимости тех, кто вместе живет или работает. В полной мере законы совместимости – несовместимости работают и в семейной жизни. Социальная психология как раз и занимается изучением психологических явлений, которые возникают в результате общения людей, в результате их социального взаимодействия[5].