Файл: Приемы психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями (Особенности изучения индивидуально-типологических особенностей личности в психологии руководства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Нейтральное, оценивается как «0».
  2. Положительное, оценивается как «+».
  3. Отрицательное, оценивается как «-».

Количественный показатель подсчитывается по каждой сфере отдельно в виде общей суммарной оценки каждого тз 4-х входящих в нее предложений. Его величина располагается в пределах от «+8» до «-8», может быть нулевой. Всего таких показателей 15, в соответствии с количеством сфер.

В результате тестирования определяются сферы в которых преобладают положительные установки (положительный опыт, положительное восприятие, положительные ожидания). Отрицательные (отрицательный опыт, отрицательное восприятие, отрицательные ожидания).

Шкала оценок:

  • «+2» - максималоьное, отчетливо выраженное, сильно положительное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь.
  • «+1» - положительное отношение;
  • «0» - нейтральное отношение;
  • «-1» - отрицательное отношение;
  • «-2» - максимальное, отчетливо выраженное, сильно отрицательное отношение к субъекту и объекту, о котором идет речь в предложении.

2.2. Диагностика индивидуальных и личностных, гендерных особенностей отношения испытуемых к себе, к делу или к окружающим

Описание данных опроса в группе А.

Женщины ответили на вопрос о характере следующим образом:

  1. «Характер это черты моей личности; это то, что делает меня собой; характер это то, что бросается в глаза и тд.».
  2. Характер определяется материальным достатком, жизненными обстоятельствами, самим человеком, генотипом и тд.
  3. Основной способ воздействия – похвала (хотят, чтобы хвалили их внешние данные 4 из 10ти), хотят, чтобы хвалили результат работы 3 из 10 ти. Критику конструктивную воспринимают 3из 10ти. Убеждение отвергли все 10 испытуемых. Аргумент состоит в том, что возраст не позволяет убедить кого-то в чем-то. Возможно это связано с регитностью мышления и страхом потери авторитета.

Ход исследования по определению отношения.

В исследовании участвовало 10 респондентов. Женщины. Средний возраст 48 лет. Работа проводилась индивидуально. В курсовой работе мы представим средние данные по методике. Данные количественной обработки по методике «Незаконченные предложения» испытуемых п=10 а представлены в таблице 1.


Таблица №1

Вид отношения

направленность

балы

I

Отношение к окружающим

К матери

-1

-4

К отцу

-1

К семье

0

К мужчине женщине

-2

К друзьям

0

II

Отношение к себе

К половой жизни

0

7

Страх и опасение

-3

Сознание вины

1

Отношение к себе

1

К прошлому

-1

К будущему

4

Жизненная цель

4

III

Отношение к делу

К вышестоящим лицам

3

6

К подчиненным

3

К сотрудникам

0

График 1. Данные испытуемых женщин

Выводы по группе испытуемых женщин

  1. Негативное отношение к другим. В основном к матери и отцу и к мужчинам. Выраженная обида.
  2. Позитивное отношение к себе, негативное отношение к прошлому (возраст воспринимается негативно) , наличие страхов.
  3. Отношение в коллективе. Потребность в успешном управлении и руководстве. Потребность занимать руководящую должность. Имеют некоторые трудности в личностном общении.

В целом, характер определяется рассогласованностью внутренних и внешних детерминант на фоне наличных обид, страхов идущих из восприятия возраста.

Анализ данных по группе испытуемых мужчин, п=10 средний возраст 49 .

Ответы на опросник.

  1. Характер – это мой стержень. Это то, что делает мужчину мужчиной. Характер это мужское начало. Это личность и воля.
  2. Чем он определяется? Характер определяется принципами Мужчины его идеалами. Характер определяется жизненными обстоятельствами. Характер определяется поступками.
  3. Какой способ психолого-педагогического воздействия на ваш взгляд подходит в большей степени вам лично? Похвала – 8 ответов из 10 ти. Похвала в адрес процесса реализации профессиональной задачи (6 из 10 ти) и результата работы (2ое из 10ти). 2 испытуемых выбрали критику. Убеждение отвергли все. Они отметили, что не воспринимают убеждение как прием. Трудно в чем-то убедить или переубедить.

Средние данные количественной обработки незаконченных предложений испытуемых мужчин, представлены в таблице №2.


Данные количественного анализа представлены в таблице 2. «Средние данные количественной обработки незаконченных предложений испытуемых мужчин»

Таблица №2

Вид отношения

направленность

балы

I

Отношение к окружающим

К матери

5

17

К отцу

-1

К семье

5

К мужчине женщине

3

К друзьям

5

II

Отношение к себе

К половой жизни

0

15

Страх и опасение

-2

Сознание вины

1

Отношение к себе

3

К прошлому

3

К будущему

6

Жизненная цель

4

III

Отношение к делу

К вышестоящим лицам

-1

4

К подчиненным

5

К сотрудникам

0

Гистограмма 2. выраженность факторов отношения испытуемого

График 2

Выводы по группе мужчин

  1. В целом выявлено позитивное отношение. Направленность на общение. Успешность общения. Негатив выявлен лишь в наличии объективного отсутствия (смерть) отца (один испытуемый).
  2. Отношение к себе в целом позитивное. Особенно к идеальному своему образу Я. Однако выявлены наличные страхи (отношение к возрасту: кем я был, кем стал).
  3. В отношении к делу выявлено негативное восприятие вышестоящих лиц, что выражается в нежелании подчиняться. Индивидуальный стиль работы. Неприемлемость критики. Положительное отношение к подчиненным, что свидетельствует о потенциальных возможностях лидера и желание занимать руководящий пост.

Анализ полученных результатов.

Самоотношение определяется наличием неосознанного скрытого напряжения связанного с переживанием страха потери уважения к себе.

Отношение к делу зависит от отношения с руководством. Желание уважения со стороны руководства. Руководителей не принимает, а подчиненными хочет управлять. Не желает брать на себя ответственность.

Сравнительный анализ данных с целью определения гендерных особенностей.

По данным опроса.

  1. Характер в группе женщин связан с внешними показателями «то что бросается в глаза». Характер в понятии испытуемых мужчин внутренний показатель детерминант мужских принципов и ценностей.
  2. По мнению женщин испытуемых, характер определяется материальным достатком, жизненными обстоятельствами, самим человеком, генотипом. Мужчины испытуемые считают, что характер определяется поступками.
  3. В качестве наиболее приемлемого психолого-педагогического приема в двух группах выбрали «Похвалу». В группе женщин важна похвала внешних данных, тогда как в группе мужчин важна похвала процесса деятельности. 2 испытуемых в группе мужчин и 3ое в группе женщин выбрали похвалу результата деятельности. Убеждение как прием вызывает раздражение у всех испытуемых. Критику выбрали 2ое испытуемых мужчин и 3ое женщин.
  4. Выявленные гендерные особенности связаны с восприятием возрастных изменений и приоритетов возраста. Убеждение, навязывание своего мнения воспринимается негативно, как неуважение со стороны руководителя. Желательно учитывать этот факт при управлении лиц зрелого возраста.

Сравнительный анализ данных отношений к окружающим, к себе и к делу, отражены на графике №3.

График №3

Подводя итоги изучения данных, полученных при помощи количественного и качественного анализа незаконченных предложений испытуемых двух групп, можно сделать следующие выводы относительно сформированости системы отношения.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

  1. Выявлено явное расхождение по показателям отношения к окружающим. Испытуемым мужчинам важно находиться в обществе, важно общественное признание. Тогда как испытуемые женщины ( ср.возраст 50) предпочитают не ограничить круг общения.
  2. Отношение к себе у мужчин более позитивное ( внешне) тогда как внутреннем плане выявлен страх.
  3. Отношение к делу более выражено у женщин. Желание руководить, уважение к руководству. Тогда как у мужчин работа вызывает не желание подчинятся.
  4. Желание получить уважение к своему труду и его результатам выражено в двух группах. Нравоучение вызывает раздражение. Не хотят, чтобы их учили работать.
  5. Система отношений сформирована согласно возрастным особенностям. Лабильность эмоциональной сферы, низкая рефлексия, наличие психоэмоционального напряжения.
  6. На основании полученных данных можно наметить план работы с испытуемыми с учетом возрастных особенностей. А именно со стороны руководство быть более чувствительным к возрастным особенностям проявлять уважение к личности, к результатам труда, с конструктивной критикой без нравоучений и убеждений. Проявлять уважение к мужской и женской сущности.

Заключение

Факторы, определяющие специфику управления персоналом разнообразны. Среди них выделяются индивидуально типологические особенности личности. Личность социальное проявление психических качеств человека. Под воздействием целого ряда нагрузок человек может развить в себе необходимые качества и свойства, позволяющие ему успешно социализироваться и реализоваться, как Личности. Социальные достижения Личности, способствуют духовному росту. Особенно противостоит воздействию даже конструктивному система ценностей личности и её специфическое отношение к самой себе, к делу и к окружающим. Этот рефлексивный процесс делает из человека, личность и индивидуальность. Однако именно специфическое отношение становится причиной нарушения взаимодействий с окружением самим собой, что негативно сказывается на его профессиональной деятельности в целом. Целью курсового исследования стало изучение особенностей отношения к себе, к окружающим и к делу, составляющих основу характера персонала организации. Было выявлено предположение о том, что возможно, что особенности отношения к себе, к людям и к делу, составляющие основу характера в зрелом возрасте, необходимо учитывать в управлении персоналом при выборе приема воздействия. Исследование показало, что 100% испытуемых отвергли убеждение, а выбрали похвалу. Похвала как признание себя как личности, в глазах окружающих (женщины), себя как специалиста (мужчины), признание результатов своего труда. Зрелые специалисты не боятся критики в свой адрес. Тогда как убеждение (нравоучение) они воспринимают как неуважение.


Данные исследования требуют проверки на репрезентативной выборке.

Литература

  1. Александров В.И. Основы психофизиологии. М.МГУ, 2014.
  2. Бернштейн Н. Современные искания в физиологии нервного процесса. М., 2003
  3. Бодалёв А.А. Психология о личности. – М., МГУ, 1988. – 188с.
  4. Гримак Л.П., Понамаренко В.А. Психические состояния и надежность деятельности оператора.- В кн.: Эффективность деятельности оператора.М.,1982,с. 145-156.
  5. Дикая Л.Г., Гримак Л.П. Теоретические и экспериментальные проблемы управления психическим состоянием человека// Психические состояния и эффективность деятельности.М., 1982, с. 84 – 96
  6. Забродин Ю.М., Зазыкин В.Г.. Саакян Э.Д. исследование изменений структуры деятельности оператора в состоянии монотонии. С.93 - 109// Психические состояния и эффективность деятельности. ., 1982,
  7. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М.1981.
  8. Ломов Б.Ф. Человек и техника. М.1966.
  9. Мировой опыт в управлении персоналом. Журавлев А.В. М. http://bookap.info/psyhofizio/aleksandrov_osnovy_psihofiziologii_aleksandrov_yui_red/gl59.shtm
  10. Наичаджан А.А. Социально - психологическая адаптированность личности. Ереван,1988. – 262с.
  11. Небылицын В.Д. Надежность работы оператора в сложной системе управления.// Инженерная психология / под ред А.Н.Леонтьева, М.,1964.
  12. Опросник САН. Большая энциклопедия психологических тестов. М.2009 С.36-40
  13. Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М.наука, 1985г
  14. Платонов К.К. Краткий словарь психологических понятий. М., 1981.
  15. Психология./ Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб., Питер, 2002. – 656с.
  16. Психологический словарь. /Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. – М.,Педагогика,1983. – 447с.
  17. Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М.наука, 1985г
  18. Психические состояния и эффективность деятельности. М., 1982,
  19. Суннатова Р.И. и др. Самосознание субъекта жизнедеятельности. Т.Фан.,с. 246
  20. Чайнова Л.Д. Функциональный комфорт и его место в проблеме функциональных состояний. //Методы и критерии оценки функционального комфорта. М., 1978
  21. Управление человеческими ресурсами
    Грэхем X.T., Беннетт Р. http://bookap.info/psyhofizio/aleksandrov_osnovy_psihofiziologii_aleksandrov_yui_red/gl59.shtm
  22. Управление персоналом Аксенова Е.А. http://bookap.info/psyhofizio/aleksandrov_osnovy_psihofiziologii_aleksandrov_yui_red/gl59.shtm
  23. Психология bookap
  24. http://bookap.info/psyhofizio/aleksandrov_osnovy_psihofiziologii_aleksandrov_yui_red/gl59.shtm
  25. http://bookap.info/psyhofizio/aleksandrov_osnovy_psihofiziologii_aleksandrov_yui_red/gl59.shtm
  26. http://bookap.info/psyhofizio/aleksandrov_osnovy_psihofiziologii_aleksandrov_yui_red/gl60.shtm