Файл: Приемы психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями (Особенности изучения индивидуально-типологических особенностей личности в психологии руководства).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 3
- Нейтральное, оценивается как «0».
- Положительное, оценивается как «+».
- Отрицательное, оценивается как «-».
Количественный показатель подсчитывается по каждой сфере отдельно в виде общей суммарной оценки каждого тз 4-х входящих в нее предложений. Его величина располагается в пределах от «+8» до «-8», может быть нулевой. Всего таких показателей 15, в соответствии с количеством сфер.
В результате тестирования определяются сферы в которых преобладают положительные установки (положительный опыт, положительное восприятие, положительные ожидания). Отрицательные (отрицательный опыт, отрицательное восприятие, отрицательные ожидания).
Шкала оценок:
- «+2» - максималоьное, отчетливо выраженное, сильно положительное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь.
- «+1» - положительное отношение;
- «0» - нейтральное отношение;
- «-1» - отрицательное отношение;
- «-2» - максимальное, отчетливо выраженное, сильно отрицательное отношение к субъекту и объекту, о котором идет речь в предложении.
2.2. Диагностика индивидуальных и личностных, гендерных особенностей отношения испытуемых к себе, к делу или к окружающим
Описание данных опроса в группе А.
Женщины ответили на вопрос о характере следующим образом:
- «Характер это черты моей личности; это то, что делает меня собой; характер это то, что бросается в глаза и тд.».
- Характер определяется материальным достатком, жизненными обстоятельствами, самим человеком, генотипом и тд.
- Основной способ воздействия – похвала (хотят, чтобы хвалили их внешние данные 4 из 10ти), хотят, чтобы хвалили результат работы 3 из 10 ти. Критику конструктивную воспринимают 3из 10ти. Убеждение отвергли все 10 испытуемых. Аргумент состоит в том, что возраст не позволяет убедить кого-то в чем-то. Возможно это связано с регитностью мышления и страхом потери авторитета.
Ход исследования по определению отношения.
В исследовании участвовало 10 респондентов. Женщины. Средний возраст 48 лет. Работа проводилась индивидуально. В курсовой работе мы представим средние данные по методике. Данные количественной обработки по методике «Незаконченные предложения» испытуемых п=10 а представлены в таблице 1.
Таблица №1
№ |
Вид отношения |
направленность |
балы |
∑ |
I |
Отношение к окружающим |
К матери |
-1 |
-4 |
К отцу |
-1 |
|||
К семье |
0 |
|||
К мужчине женщине |
-2 |
|||
К друзьям |
0 |
|||
II |
Отношение к себе |
К половой жизни |
0 |
7 |
Страх и опасение |
-3 |
|||
Сознание вины |
1 |
|||
Отношение к себе |
1 |
|||
К прошлому |
-1 |
|||
К будущему |
4 |
|||
Жизненная цель |
4 |
|||
III |
Отношение к делу |
К вышестоящим лицам |
3 |
6 |
К подчиненным |
3 |
|||
К сотрудникам |
0 |
График 1. Данные испытуемых женщин
Выводы по группе испытуемых женщин
- Негативное отношение к другим. В основном к матери и отцу и к мужчинам. Выраженная обида.
- Позитивное отношение к себе, негативное отношение к прошлому (возраст воспринимается негативно) , наличие страхов.
- Отношение в коллективе. Потребность в успешном управлении и руководстве. Потребность занимать руководящую должность. Имеют некоторые трудности в личностном общении.
В целом, характер определяется рассогласованностью внутренних и внешних детерминант на фоне наличных обид, страхов идущих из восприятия возраста.
Анализ данных по группе испытуемых мужчин, п=10 средний возраст 49 .
Ответы на опросник.
- Характер – это мой стержень. Это то, что делает мужчину мужчиной. Характер это мужское начало. Это личность и воля.
- Чем он определяется? Характер определяется принципами Мужчины его идеалами. Характер определяется жизненными обстоятельствами. Характер определяется поступками.
- Какой способ психолого-педагогического воздействия на ваш взгляд подходит в большей степени вам лично? Похвала – 8 ответов из 10 ти. Похвала в адрес процесса реализации профессиональной задачи (6 из 10 ти) и результата работы (2ое из 10ти). 2 испытуемых выбрали критику. Убеждение отвергли все. Они отметили, что не воспринимают убеждение как прием. Трудно в чем-то убедить или переубедить.
Средние данные количественной обработки незаконченных предложений испытуемых мужчин, представлены в таблице №2.
Данные количественного анализа представлены в таблице 2. «Средние данные количественной обработки незаконченных предложений испытуемых мужчин»
Таблица №2
№ |
Вид отношения |
направленность |
балы |
∑ |
I |
Отношение к окружающим |
К матери |
5 |
17 |
К отцу |
-1 |
|||
К семье |
5 |
|||
К мужчине женщине |
3 |
|||
К друзьям |
5 |
|||
II |
Отношение к себе |
К половой жизни |
0 |
15 |
Страх и опасение |
-2 |
|||
Сознание вины |
1 |
|||
Отношение к себе |
3 |
|||
К прошлому |
3 |
|||
К будущему |
6 |
|||
Жизненная цель |
4 |
|||
III |
Отношение к делу |
К вышестоящим лицам |
-1 |
4 |
К подчиненным |
5 |
|||
К сотрудникам |
0 |
Гистограмма 2. выраженность факторов отношения испытуемого
График 2
Выводы по группе мужчин
- В целом выявлено позитивное отношение. Направленность на общение. Успешность общения. Негатив выявлен лишь в наличии объективного отсутствия (смерть) отца (один испытуемый).
- Отношение к себе в целом позитивное. Особенно к идеальному своему образу Я. Однако выявлены наличные страхи (отношение к возрасту: кем я был, кем стал).
- В отношении к делу выявлено негативное восприятие вышестоящих лиц, что выражается в нежелании подчиняться. Индивидуальный стиль работы. Неприемлемость критики. Положительное отношение к подчиненным, что свидетельствует о потенциальных возможностях лидера и желание занимать руководящий пост.
Анализ полученных результатов.
Самоотношение определяется наличием неосознанного скрытого напряжения связанного с переживанием страха потери уважения к себе.
Отношение к делу зависит от отношения с руководством. Желание уважения со стороны руководства. Руководителей не принимает, а подчиненными хочет управлять. Не желает брать на себя ответственность.
Сравнительный анализ данных с целью определения гендерных особенностей.
По данным опроса.
- Характер в группе женщин связан с внешними показателями «то что бросается в глаза». Характер в понятии испытуемых мужчин внутренний показатель детерминант мужских принципов и ценностей.
- По мнению женщин испытуемых, характер определяется материальным достатком, жизненными обстоятельствами, самим человеком, генотипом. Мужчины испытуемые считают, что характер определяется поступками.
- В качестве наиболее приемлемого психолого-педагогического приема в двух группах выбрали «Похвалу». В группе женщин важна похвала внешних данных, тогда как в группе мужчин важна похвала процесса деятельности. 2 испытуемых в группе мужчин и 3ое в группе женщин выбрали похвалу результата деятельности. Убеждение как прием вызывает раздражение у всех испытуемых. Критику выбрали 2ое испытуемых мужчин и 3ое женщин.
- Выявленные гендерные особенности связаны с восприятием возрастных изменений и приоритетов возраста. Убеждение, навязывание своего мнения воспринимается негативно, как неуважение со стороны руководителя. Желательно учитывать этот факт при управлении лиц зрелого возраста.
Сравнительный анализ данных отношений к окружающим, к себе и к делу, отражены на графике №3.
График №3
Подводя итоги изучения данных, полученных при помощи количественного и качественного анализа незаконченных предложений испытуемых двух групп, можно сделать следующие выводы относительно сформированости системы отношения.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
- Выявлено явное расхождение по показателям отношения к окружающим. Испытуемым мужчинам важно находиться в обществе, важно общественное признание. Тогда как испытуемые женщины ( ср.возраст 50) предпочитают не ограничить круг общения.
- Отношение к себе у мужчин более позитивное ( внешне) тогда как внутреннем плане выявлен страх.
- Отношение к делу более выражено у женщин. Желание руководить, уважение к руководству. Тогда как у мужчин работа вызывает не желание подчинятся.
- Желание получить уважение к своему труду и его результатам выражено в двух группах. Нравоучение вызывает раздражение. Не хотят, чтобы их учили работать.
- Система отношений сформирована согласно возрастным особенностям. Лабильность эмоциональной сферы, низкая рефлексия, наличие психоэмоционального напряжения.
- На основании полученных данных можно наметить план работы с испытуемыми с учетом возрастных особенностей. А именно со стороны руководство быть более чувствительным к возрастным особенностям проявлять уважение к личности, к результатам труда, с конструктивной критикой без нравоучений и убеждений. Проявлять уважение к мужской и женской сущности.
Заключение
Факторы, определяющие специфику управления персоналом разнообразны. Среди них выделяются индивидуально типологические особенности личности. Личность социальное проявление психических качеств человека. Под воздействием целого ряда нагрузок человек может развить в себе необходимые качества и свойства, позволяющие ему успешно социализироваться и реализоваться, как Личности. Социальные достижения Личности, способствуют духовному росту. Особенно противостоит воздействию даже конструктивному система ценностей личности и её специфическое отношение к самой себе, к делу и к окружающим. Этот рефлексивный процесс делает из человека, личность и индивидуальность. Однако именно специфическое отношение становится причиной нарушения взаимодействий с окружением самим собой, что негативно сказывается на его профессиональной деятельности в целом. Целью курсового исследования стало изучение особенностей отношения к себе, к окружающим и к делу, составляющих основу характера персонала организации. Было выявлено предположение о том, что возможно, что особенности отношения к себе, к людям и к делу, составляющие основу характера в зрелом возрасте, необходимо учитывать в управлении персоналом при выборе приема воздействия. Исследование показало, что 100% испытуемых отвергли убеждение, а выбрали похвалу. Похвала как признание себя как личности, в глазах окружающих (женщины), себя как специалиста (мужчины), признание результатов своего труда. Зрелые специалисты не боятся критики в свой адрес. Тогда как убеждение (нравоучение) они воспринимают как неуважение.
Данные исследования требуют проверки на репрезентативной выборке.
Литература
- Александров В.И. Основы психофизиологии. М.МГУ, 2014.
- Бернштейн Н. Современные искания в физиологии нервного процесса. М., 2003
- Бодалёв А.А. Психология о личности. – М., МГУ, 1988. – 188с.
- Гримак Л.П., Понамаренко В.А. Психические состояния и надежность деятельности оператора.- В кн.: Эффективность деятельности оператора.М.,1982,с. 145-156.
- Дикая Л.Г., Гримак Л.П. Теоретические и экспериментальные проблемы управления психическим состоянием человека// Психические состояния и эффективность деятельности.М., 1982, с. 84 – 96
- Забродин Ю.М., Зазыкин В.Г.. Саакян Э.Д. исследование изменений структуры деятельности оператора в состоянии монотонии. С.93 - 109// Психические состояния и эффективность деятельности. ., 1982,
- Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М.1981.
- Ломов Б.Ф. Человек и техника. М.1966.
- Мировой опыт в управлении персоналом. Журавлев А.В. М. http://bookap.info/psyhofizio/aleksandrov_osnovy_psihofiziologii_aleksandrov_yui_red/gl59.shtm
- Наичаджан А.А. Социально - психологическая адаптированность личности. Ереван,1988. – 262с.
- Небылицын В.Д. Надежность работы оператора в сложной системе управления.// Инженерная психология / под ред А.Н.Леонтьева, М.,1964.
- Опросник САН. Большая энциклопедия психологических тестов. М.2009 С.36-40
- Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М.наука, 1985г
- Платонов К.К. Краткий словарь психологических понятий. М., 1981.
- Психология./ Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб., Питер, 2002. – 656с.
- Психологический словарь. /Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. – М.,Педагогика,1983. – 447с.
- Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М.наука, 1985г
- Психические состояния и эффективность деятельности. М., 1982,
- Суннатова Р.И. и др. Самосознание субъекта жизнедеятельности. Т.Фан.,с. 246
- Чайнова Л.Д. Функциональный комфорт и его место в проблеме функциональных состояний. //Методы и критерии оценки функционального комфорта. М., 1978
- Управление человеческими ресурсами
Грэхем X.T., Беннетт Р. http://bookap.info/psyhofizio/aleksandrov_osnovy_psihofiziologii_aleksandrov_yui_red/gl59.shtm - Управление персоналом Аксенова Е.А. http://bookap.info/psyhofizio/aleksandrov_osnovy_psihofiziologii_aleksandrov_yui_red/gl59.shtm
- Психология bookap
- http://bookap.info/psyhofizio/aleksandrov_osnovy_psihofiziologii_aleksandrov_yui_red/gl59.shtm
- http://bookap.info/psyhofizio/aleksandrov_osnovy_psihofiziologii_aleksandrov_yui_red/gl59.shtm
- http://bookap.info/psyhofizio/aleksandrov_osnovy_psihofiziologii_aleksandrov_yui_red/gl60.shtm