Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности (на примере дошкольного образовательного учреждения «Карусель»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоритические представления психофизиологии профессионального отбора и профпригодности.

1.1 Сущность и задачи психофизиологии профессионального отбора

1.2. Сущность психофизиологии профессиональной пригодности.

1.3. Проведение профессионального отбора. Диагностика профпригодности персонала

Глава 2. Психофизиологический профессиональный отбор и диагностика профпригодности на примере дошкольного образовательного учреждения «Карусель»

2.1. Общая характеристика дошкольного образовательного учреждения «Карусель»

2.2. Анализ отбора кадров и диагностики профпригодности персонала ДОУ «Карусель»

2.3. Рекомендации по улучшению психофизиологического профессионального отбора и диагностики для профпригодности персоналадошкольного образовательного учреждения «Карусель»

Заключение

Список использованных источников

Психолог детского сада «Карусель» работает в данном учреждении с основания. За годы работы сформировалась своя методика отбора и диагностики профпригодности нанимаемого персонала, разработана и используетсяпрофессиограмма на каждую имеющую в штате организации должность. Проводится проверка уровня соответствия кандидатов на вакантные должности требованиям, зафиксированным в профессиограммах (условия и характер труда, знания, умения, навыки, медицинские противопоказания, профессионально важные качества).

Особое внимание уделяется отбору на должность воспитателя. Для успешного овладения профессией педагогачеловек должен быть внимательным, ответственным, отзывчивым, тактичным, общительным, терпеливым, проявлять склонность к работе с детьми. Желательно иметь хорошую память, внимание, высокие коммуникативные способности. Не менее важные пункты – это общая культура и эрудированность, грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, умение управлять коллективом.Также необходимы стрессоустойчивость, умение контролировать свое поведение и эмоции, крепкая нервная система: работа воспитателя хотя и не сопровождается повышенными физическими нагрузками, однако протекает в условиях постоянного психоэмоционального напряжения. Медицинскими противопоказаниями являются нервные и психические заболевания, нарушение функций опорно-двигательного аппарата, заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем, устойчивые нарушения зрения и слуха, хронические инфекционные кожно-венерические заболевания, вредные привычки.

При приеме на работу на должность воспитателя директор проводит короткое собеседование с минимальным набором вопросов, такие как:

- Какой стаж работы?

- Место предыдущей работы?

- Причина увольнения?

Следующим этапом, психолог проводит с кандидатами тестирование по методике В.М.Русалова –«Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ)». Выбор пал на эту методику, так как в результатах человек раскрывает не только свои индивидуальные особенности, но и многие психофизиологические аспекты. Тестирование состоит из 150 вопросов, направленных на выяснение его обычного способа поведения.На основе этих вопросов разработано 13 шкал (показателей), которые совместно дают целостную картину выраженности формально-динамических свойств индивидуальности.

При приеме на работу технического персонала пункт «тестирование» пропускается, то есть после изучения резюме, проводится собеседование и проверяются рекомендации с прошлого места работы, затем сразу принимается решение.


Как было выше указано, частное дошкольное образовательное учреждение - детский сад «Карусель» действует с 2002 года. За годы работы предприятия сменилось некоторое число сотрудников. Исследовав статистику увольнений за все годы существования учреждения, была составлена диаграмма (см. приложение 1, диаграмма №1). По диаграмме можно сделать вывод, что впервые года существования детского сада персонал чаще сменялся.

За последние 10 лет не наблюдается текучки кадров, что говорит о грамотном профессиональном отборе, и правильной методики диагностике профпригодности персонала, производимом при приеме на работу в ДОУ «Карусель». По более глубокому исследованию статистики увольнений за все годы существования ДОУ «Карусель», сделая акцент на категорию сменившихся, была составлена новая диаграмма (см. приложение 1, диаграмма №2). По которой ней можно увидеть, что основную текучку кадров составляет технический персонал, а именно нянечки. Причина увольнений большинства – эмоциональное сгорание на работе, не выдерживания психофизиологических трудовых нагрузок.

2.3. Рекомендации по улучшению психофизиологического профессионального отбора и диагностики для профпригодности персоналадошкольного образовательного учреждения «Карусель»

Проведенные нами исследования в дошкольном образовательном учреждении «Карусель» в сфере профессионального отбора и диагностики профпригодностипозволяют констатировать тот факт, что она не совершенна. Руководство учреждения приняло давно правильное решение, что психофизиологическую сторону работника,безусловно, необходимо учитывать и, на основе этого факта, при приеме на работу уделяют этому большое внимание.

Воспитатели - это основа имиджа сада, поэтому при возникновении вакансии руководство данного учреждения очень внимательно относятся к приему на работу нового человека. Собеседование важный этап, к которому необходимо подойти ответственно. Кроме обычных традиционных вопросов, которые задает директор, можно задать вопросы, уточняющие индивидуальные качества воспитателя. Примерный перечень вопросов представлен в приложении 2. На собеседовании необходимо обращать внимание не толькона профессиональные знания, но и на то, как держится человек, как реагирует на предложенную ситуацию. В этой ситуации опытный специалист по приему кадров должен применить метод наблюдения и в итоге сделать соответствующие выводы о профессиональных необходимых качествах кандидата.


Психолог ДОУ «Карусель» использует тестирование по методике В.М.Русалова – «Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ)». Личностные тесты, обладая рядом существенных преимуществ, к числу которых можно отнести быстроту обработки результатов (многие процедуры тестирования имеют автоматизированные версии), наличие на выходе стандартных оценок, находят все более широкое применение в работе кадровых служб. Важно отметить, что если применение тестов способностей во многом определяется характером трудового процесса, то личностные методики являются более универсальными[27].

При диагностике психофизиологических свойств человека многие специалисты также используют тестирование опросником 16PF Р. Кеттелла, что было рекомендовано проводить дополнительно и в исследуемом учреждении. Данная методика оценивает свойства личности по 16 параметрам и содержит 187 вопросов, занимает от 30 до 50 мин. Тестирование используется для многостороннего и углубленного изучения личности человека, его характера, темперамента, интеллекта, эмоциональных, волевых, моральных, коммуникативных и других особенностей.

При профессиональном отборе нянечек не уделяют достаточного времени для анализа их психофизиологических свойств организма, что приводит к некачественному отбору. Этот факт доказывает исследование статистики увольнений, которое показало, что на этой должности не удерживаются именно по этой причине. Необходимо учесть в будущем этот нюанс, и подходить к приему на вакантное место нянечки более продуманно. Не лишним будет протестировать кандидатов на индивидуальные качества, такими методиками как, «Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ)»В.М.Русалова и тестирование опросником 16PF Р. Кеттелла.

Так же стоит помнить, что при проведении профессионального отбора является важным соблюдение морально-этических норм психодиагностики:

1. Человека нельзя подвергать психологическому и психофизиологическому обследованию против его воли или обманным путем за исключением особых случаев либо судебной или медицинской практики, оговоренных законом.

2. Перед проведением психологического или психофизиологического тестирования человека необходимо предупреждать о том, что в процессе исследования он невольно может выдать такую информацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую сам не осознает.

3. Любой человек, если это не оговорено законом, имеет право знать результаты своего тестирования, а также то, где, кем и как они могут быть использованы.


4. Результаты психологического тестирования представляются тестируемому тем, кто проводит обследование в доступной для правильного понимания форме.

5. При тестировании несовершеннолетних детей их родители или заменяющие их лица имеют право знать результаты тестирования ребенка.

6. Если тестирование производится с целью определения уровня психологического развития человека, в конкурсном отборе или при оформлении на работу, то человек также имеет право знать не только цели тестирования, но и то, кем и на какой основе о нем будут делаться выводы по итогам тестирования.

7. Основная ответственность за надлежащее применение на практике психологических тестов лежит на психологах, лицах и организациях, пользующихся ими[28].

Вывод по 2 главе

Во второй главе данной курсовой работы было исследованодошкольное образовательное учреждения «Карусель», в частности структуру проведение профессионального отбора на вакантные должности и исследование способа диагностику профпригодности. Учреждение является частным, во главе стоит предприимчивый успешный директор, который к организации своего персонала относится очень ответственно.На основании проведенного анализа, было установлено, что учреждение уделяет должное внимание психофизиологическому аспекту в отборе и диагностики профпригодности воспитателей.

Исследовав диаграмму увольнений за все года деятельности учреждений, был сделан вывод, что при профессиональном отборе нянечек не уделяют достаточного времени для анализа их психофизиологических свойств организма, что приводит к некачественному отбору.

Заключение

Цель настоящей курсовой работы заключалась в рассмотрении системы психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности.Для достижения поставленной цели были сформированы задачи, поэтапное раскрытие которых позволили изучить тему со всех ракурсов.

Задачи курсовой работы были поставлены следующие:

1. Рассмотреть и проанализировать научную литературу по психофизиологии на данную тему;

2. Формулировка основных понятий, касающихся темы изыскания;

3. Исследовать сущность психофизиологического профессионального отбора;

4. Рассмотрения основных методов диагностики профпригодности;

5. Рассмотреть систему психофизиологического профессионального отбора и диагностику профпригодности на примере ДОУ «Карусель»;


6. Составить рекомендации по улучшению психофизиологического профессионального отбора и диагностики для профпригодности персонала ДОУ «Карусель».

При написании курсовой работы по теме исследования была изучена специальная литература по психофизиологии, где была проведена теоритический анализ основных понятий и формулировок в области профессионального отбора и диагностики профпригодности.

В ходе написания работы было доказана важность профессионального отбора, а также необходима диагностика профпригодности. В случае некачественных этих процедур, организация впоследствии страдает: снижается эффективность деятельности, возрастает уровень травматизма. Для человека, соответственно, тоже не меньше приносит сложностей. Не правильный выбор профессии может привести к физическим и психическим заболеваниям.

Составление профессиограмм облегчают процедуру профессиональной диагностики профпригодности, и позволяет более отчетливо представлять какими качествами и особенностями должен обладать человек данной специальности.

Способы и подбор методик для осуществления профессионального отбора и для диагностики профпригодности подбираются исходя не только от составленнойпрофессиограммы данной специальности, но и от профессиональных предпочтений проводящего исследования специалиста. В настоящее время существует множество методик по диагностики профпригодности человека к той или иной профессии. Это может быть личностные тестирования, наблюдения или же психофизиологическая экспертиза, специалистами в данной отрасли.

Для полноты понимания анализируемой темы психофизиология профессионального отбора и диагностики профпригодности было рассмотрено частное дошкольное образовательное учреждение «Карусель». В составе организации находятся 24 сотрудника. Исходя из анализа персонала и изучения статистики увольнений, можно сделать вывод, что персонал устойчивый. В данном учреждении налажена процедура профессионального отбора и диагностики профпригодности. Её проводят директор данной организации совместно с психологом.

Не смотря на то, что в данном учреждении руководство осуществляет профессиональный отбор, принимая во внимания психофизиологическую сторону претендентов на вакантную должность, были выявлены некоторые недостатки. При отборе и диагностики на профпригодность нанимаемых кадров приоритетными были только воспитателя, когда качество технического персонала страдает. Отбор нянечек должным образом не проходит, хотя эта специализация тоже требует соответствующих психофизиологических особенностей.