Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности (на примере дошкольного образовательного учреждения «Карусель»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоритические представления психофизиологии профессионального отбора и профпригодности.

1.1 Сущность и задачи психофизиологии профессионального отбора

1.2. Сущность психофизиологии профессиональной пригодности.

1.3. Проведение профессионального отбора. Диагностика профпригодности персонала

Глава 2. Психофизиологический профессиональный отбор и диагностика профпригодности на примере дошкольного образовательного учреждения «Карусель»

2.1. Общая характеристика дошкольного образовательного учреждения «Карусель»

2.2. Анализ отбора кадров и диагностики профпригодности персонала ДОУ «Карусель»

2.3. Рекомендации по улучшению психофизиологического профессионального отбора и диагностики для профпригодности персоналадошкольного образовательного учреждения «Карусель»

Заключение

Список использованных источников

Введение

Данная работа лежит в области психофизиологии, в частности касается психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности. На данную тему не прекращаются всевозможные исследования, и глубокое изучение ведется многими учеными.

Тема представляет теоретический и практический интересы, потому что с каждым днем становится все больше актуальной в сфере профессиональной деятельности. На сегодняшний день, в условия рыночных отношений и жесткой конкуренции, ведется постоянная гонка успешных компаний и организаций. Соответственно для лучшей эффективности и успешности своей деятельности работодатели предъявляют жесткие «профессиональные требования» не только к знаниям и навыкам в требуемой сфере, но и к индивидуальным психофизиологическим особенностям работника.Осуществляя процесс управления любой организацией, необходимо иметь четкие представления о понятиях «профотбор» и «профпригодность», их проблемах, видах; знать четкое представление о профессионально важных качествах, которые помогут в дальнейшем наборе персонала.

Цель работы является изучение психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности.

Объект изучения – психофизиология профессионального отбора и профпригодности.

Предмет исследования– система психофизиологического профессионального отбора и диагностика профпригодности.

Поставленная цель определила следующие задачи исследования:

  1. Рассмотреть и проанализировать научную литературу по психофизиологии на данную тему;
  2. Формулировка основных понятий, касающихся темы изыскания;
  3. Исследовать сущность психофизиологического профессионального отбора;
  4. Рассмотрения основных методов диагностики профпригодности;
  5. Рассмотреть систему психофизиологического профессионального отбора и диагностику профпригодности на примере ДОУ «Карусель»;
  6. Составить рекомендации по улучшению психофизиологического профессионального отбора и диагностики для профпригодности персоналаДОУ «Карусель»

Теоретическую основу работы составили в основном общеизвестные научные труды отечественных исследователей по вопросам психофизиологии. В ходе написания курсовой работы были использованные научные труды следующих авторов: О.Н. Рыбникова, А.С. Лучинина, Т.В. Лукьяновой, В.А. Бодрова, М.А. Бичеева и других.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списком литературы и приложения.


Глава 1. Теоритические представления психофизиологии профессионального отбора и профпригодности.

1.1 Сущность и задачи психофизиологии профессионального отбора

В настоящее время не у кого не вызывает сомнения, что главной движущей силой экономического и культурного развития общества является сам человек. Также сложилось устойчивое понимание, что персонал любой организации представляет собой один из основных ресурсов. Каждый работодатель, зная это, прилагает все усилия для осуществления качественного отбора своего персонала.

Кроме того для самого работника имеет большое значение самоощущение, состояние удовлетворенности от процесса трудовой деятельности и результатами труда. Ещё в XVI в. Френсис Бэкон говорил, что счастливы те, чья природа находится в согласии с их занятиями[1].

Профессиональный отбор — это определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту) или должности в соответствии с нормативными требованиями[2].

Психофизиологический отбор персонала занимает особое место в общей системе профессионального отбора. Он направлен на выявления лиц, которые по профессиональным способностям и индивидуальным психофизиологическим качествам соответствуют требованиям различных специальностей[3].Стоит прояснить, что же такое психофизиологические особенности человека. Это особенности его психики, развитие, строение организма, состояние здоровья. Каждый человек обладает психофизиологическими индивидуальными особенностями. Следовательно,можно утверждать о том, что человек по своим природным данным более или менее подготовлен к успешному овладению определённой профессией или групповой профессией[4].

Особенно важным психофизиологический отбор является для некоторых профессий, которые предъявляют специальные требования к психическим и физиологическим свойствам организма человека (водители, военные, спасатели, летчики и т.д.). Более тщательное внимание к отбору кандидатов требуется в таких профессиях,в которых даже небольшая ошибка, обусловленная психическими особенностями работника - неустойчивостью внимания, некоординированностью движений, неумением быстро сориентироваться в обстановке и принять решение и т. п., — может привести к серьезной аварии или даже к катастрофе, имеющей своим следствием разрушение дорогой техники и гибель людей.


Профессиональный психофизиологический отбор осуществляется совокупностью специализированных структур подразделений, деятельность, которых направлена на реализацию комплекса методов относительно психофизиологической экспертизы и психофизиологического отбора работников.

Профессиональный психофизиологический отборнеобходимо производить для:

  1. Повышение эффективности и надежности труда в опасных условиях труда;
  2. Сокращение сроков обучения данной профессии;
  3. Уменьшение отсева в процессе последующей работы по избранной специальности;
  4. Снижение текучести кадров;
  5. Снижение производственного травматизма и т.д[5].

Наибольшие проблемы у организации начинаются тогда, когда не уделяется должного внимания отбору персонала. Некачественный отбор персонала приводит к тому, что затраты на производство начинают существенно превышать прибыль и предприятие становится нерентабельным. Некачественный отбор персонала может приводить к психологической напряженности в трудовом коллективе, распространению таких явлений, как пьянство, прогулы и т. п. В любом случае некачественный отбор персонала, или, точнее, неквалифицированное осуществление мероприятий профессионального отбора, сводит вероятность успешной деятельности предприятия к нулю[6].

Целью проведения профессионального отбора является удовлетворенность конкретной профессиональной деятельностью ипрофессиональная адаптация. Основными задачами профессионального отбора ипрофессионального подбора являются:

-не допустить поступление человека на работу, к которой у него имеются противопоказания. Например, не подходит по возрасту, состоянию здоровья, образованию или психофизиологическим данным;

- отобрать для работы в данной профессии наиболее работоспособных людей, способных выполнять трудовые обязанности по специальности без ущерба для здоровья;

- определить, к какому виду труда человек наиболее способен, чтобы рекомендовать ему тот или иной вид деятельности[7].

1.2. Сущность психофизиологии профессиональной пригодности.

История определения пригодности человека к выполнению различных видов профессиональной деятельности восходит к Древнему Китаю и Древней Греции. Изначально тестовые испытания проходили кандидаты в чиновники и воины, для чего использовались разнообразные приемы. Так, в ДревнемКитае созданная за 2 200 лет до нашей эры система отбора охватывала самые разные способности — от умения писать и считать до особенностей поведения в быту. Эти «тесты» совершенствовались на протяжении нескольких столетий, позволяя экономить значительныесредства за счет, прежде всего, минимальной «текучести кадров» и обеспечения эффективной работы специально отобранных чиновников[8]. Методы и принципы тестирования на профпригодность изучаются и совершенствуются до сегодняшнего дня.


Основным компонентом профотбора является определение профессиональной пригодности. Профессиональная пригодность – это вероятностная характеристика, отражающая возможности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью[9].

Психофизиология должна раскрыть соотношение типических и индивидуальных свойств человека и профессии. Наука, с одной стороны, должна помочь найти пути формирования пригодности, а с другой - должна предотвратить возможные ошибки при выборе профессии. Выбор деятельности, не соответствующей внутренней структуре человека, приводит к развитию различных психосоматических и психических заболеваний. Таким образом, эффективность труда может быть обусловлена как различной готовностью, так и разным уровнем пригодности[10].

Исследователями в этой отрасли были сформированы ряд общих принципов определения профессиональной пригодности:

- профессия требует соответствующих психофизиологических особенностей, и они есть у человека. Следовательно, он будет профессионально пригоден;

- профессия не требует выраженных психофизиологических особенностей, и они есть у человека.Следовательно, он будет профессионально пригоден;

- профессия требует соответствующих психофизиологических особенностей, но они не выражены у человека. Следовательно, он будет профессионально не пригоден;

- профессия не требует соответствующих психофизиологических особенностей, и они не выражены у человека. Следовательно, вопрос о профессиональной пригодности остается открытым, в частности, он может решиться положительно по средству формирования соответствующего индивидуального стиля деятельности[11].

Известно, что исходные индивидуальные для каждого человека уровни развития профессионально значимых функций являются задатками и предпосылками формирования профессиональной пригодности, а несоответствие индивидуальных особенностей рабочих требованиям профессии (профессиональная непригодность) может быть источником самых неблагоприятных последствий, как для физического, так и для психического здоровья[12].

Профессиональная пригодность определяется совокупностью индивидуальных особенностей человека, влияющих на успешность освоения какой-либо трудовой деятельности и эффективность ее выполнения. Она отражает реальный уровень развития профессионально значимых качеств для конкретной деятельности, которые формируются и проявляются на этапах жизненного и профессионального пути. Под профессионально важными качествами подразумеваются индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности. Наиболее важными и психофизиологически значимыми элементами профессионально важных качеств являются:


- некоторые свойства внимания (объем, переключаемость, рапределеяемость);

- восприятия (целостность, константность);

- уровень развития некоторых видов памяти (зрительная, моторная, долговременная и т. д.);

- сенсомоторная координация;

- основные свойства нервной системы (сила, направленность, активность);

- стрессоустойчивость[13].

К их числу относятся качества, характеризующие особенности трудового воспитания и обучения, профессиональной подготовленности, психологической структуры личности, состояния здоровья и физиологических функций, физического развития, которые определяются требованиями профессии[14].

Задача оценки и прогнозирования профпригодности в работе кадровых служб имеет несколько подзадач:

- при приеме на работу — оценить степень готовности кандидата к работе в должности;

- при принятии решения о продвижении — определить, насколько он подготовлен к выполнению новых функций;

- при обучении — определить уровень и содержание проблем, по которым должна вестись индивидуальная подготовка;

- при реорганизации — оценить способности сотрудников адаптироваться к новым условиям работы, отобрать наиболее подходящих и именно их оставить в новой организации;

- при сокращении или увольнении — оценить перспективы каждого работника и разработать точные рекомендации о том, где он мог бы быть более успешным (в том числе подобрать индивидуальныепрограммы переучивания)[15].

Психофизический компонент готовности к определенной профессии включает в себя функционирование психики в целом и физиологических систем (прежде всего, нервно-мышечной и др.), обеспечивающее эффективность жизнедеятельности специалиста. Любая деятельность предъявляет свои требования к восприятию, памяти, мышлению, воображению, свойствам высшей нервной деятельности, психодинамическим свойствам (темпераменту) человека, а нередко и его физическим качествам. Кроме этого, психофизический компонент обеспечивает функционирование ранее рассмотренных компонентов готовности[16].

Поэтому с научной точки зрения определение профпригодности — это решение задачи прогноза, т.е. определения вероятности того, чтопринимаемый на работу сотрудник будет эффективно выполнять свои служебные обязанности[17].

Профессиональная пригодность не является врожденной, она формируется в процессе обучения и успешного овладения конкретной специальности, обеспечивает благоприятную адаптацию к условиям труда, сохраняет высокую работоспособность и профессиональное долголетие. Профессиональная пригодность по психофизиологическим показателям, прежде всего, обеспечивает успешное освоение профессии, овладения профессиональными навыками.