Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основы организации первичного учёта
1.1. Сущность и содержание первичных бухгалтерский документов
1.2. Первичные учётные документы денежных средств
2. Пути совершенствование первичного учёта денежных средств
2.1 Совершенствование учета кассовых операций
2.2 Совершенствование первичного учёта денежных средств на расчетном счету
Учетные регистры представляют собой счетные таблицы определенной
формы, построенные в соответствии с экономической группировкой данных об имуществе и источниках его образования. Они служат для отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета [7].
Учетные регистры в зависимости от строения делятся на хронологические и систематические. В хронологических регистрах хозяйственные операции отражаются в последовательности их совершения. Систематические учетные регистры служат для группировки хозяйственных операций по установленным признакам.
Учетные регистры ведутся в форме бухгалтерских книг, карточек, ведомостей, журналов, а также машинных носителей.
Синтетический учет осуществляется в систематических регистрах, а аналитический учет — в аналитических регистрах. Записи в регистрах осуществляются как вручную, так и с использованием средств вычислительной техники [7].
Совокупность и расположение реквизитов в регистре определяют его форму, которая зависит от особенностей учитываемых объектов, назначения регистров, способов учетной регистрации. Под учетной регистрацией понимается запись хозяйственных операций в учетных регистрах.
В бухгалтерских книгах все страницы пронумерованы и заключены в переплет. На последней странице указывают число и заверяют ее подписями уполномоченных лиц.
В некоторых книгах, например, кассовой, страницы не только нумеруют, но и прошнуровывают шпагатом, скрепляют сургучной печатью. В зависимости от объема учетных записей в книге для того или иного счета отводится одна или несколько страниц. Бухгалтерские книги применяют для синтетического и аналитического учета [8].
Карточки изготавливают из плотной бумаги или неплотного картона, не скрепляя между собой. Их хранят в специальных ящиках — картотеках. Каточки открывают на год и регистрируют в специальном реестре для обеспечения
контроля за их сохранностью [8].
Ведомости отличаются от карточек тем, что они изготавливаются из менее плотной бумаги и имеют больший формат. Их хранят в особых папках, называемых регистраторами. Ведомости открываются, как правило, на месяц или квартал. Записи в учетных регистрах должны быть четкими, краткими, ясными, разборчивыми. После регистрации хозяйственной операции в учетном регистре на первичном документе делают соответствующую отметку для облегчения последующей проверки правильности разноски. По окончании месяца по каждой странице учетных регистров подводят итоги. Итоговые записи систематических и аналитических регистров обязательно сверяют путем составления оборотных ведомостей. После утверждения годового отчета учетные регистры группируют, переплетают и сдают на хранение в текущий архив организации [8].
1.2. Первичные учётные документы денежных средств
Для учета наличия и движения денежных средств в кассе предприятия используется активный счет 5000 ”Касса”. Сальдо счета указывает на наличие суммы свободных денег в кассе предприятия на начало месяца; оборот по дебету - суммы, поступившие наличными в кассу, а по кредиту - суммы, выданные наличными [6].
Инвентаризация (ревизия) наличия денежных средств в кассе производится согласно Положению о бухгалтерском учете и отчетности не менее одного раза в месяц. Ревизия кассы проводится внезапно комиссией, назначенной приказом руководителя предприятия, в присутствии кассира.
При этом полистно проверяются наличные деньги, денежные документы, ценные бумаги и бланки строгой отчетности.
Расписки на выданные суммы наличными, не оформленные расходными кассовыми ордерами, в остаток по кассе не включаются. Результаты инвентаризации оформляются актом. На оборотной стороне акта материально ответственное лицо пишет объяснение о причинах излишков или недостач, установленных инвентаризацией, а руководитель предприятия - решение по результатам инвентаризации [9].
Выявленные излишки наличных денег приходуются с последующим перечислением в доход бюджета (на госпредприятиях) или перечисляются в доход предприятия [6]:
Д-т сч.5010 ”Касса”
К-т сч.6410 ”Расчеты с бюджетом”, 9390 ”Финансовый результат”.
В случае выявления недостач их суммы подлежат взысканию с материально ответственного лица (кассира) и оформляются записью [6]:
1. Д-т сч.5910 ”Недостачи и потери от порчи ценностей”
К-т сч.5010 ”Касса”
2. Д-т сч.4710 ”Расчеты с персоналом по прочим операциям”
К-т сч.5910 ”Недостачи и потери от порчи ценностей”.
Все предприятия должны хранить денежные средства в учреждениях банка, а для приема, хранения и расходования наличных денег на предприятии имеется касса.
Размер сумм наличных денег в кассе предприятия ограничен лимитом, устанавливаемым кредитным учреждением по согласованию с предприятием.
Сверх установленных норм наличные деньги могут храниться в кассе только в дни выплаты заработной платы, пенсий, пособий, стипендий в течении трех дней, включая день получения денег в кредитном учреждении. Для учета наличия и движения денежных средств в кассе предприятия используется активный счет 5010 ”Касса”. Сальдо счета указывает на наличие суммы свободных денег в кассе предприятия на начало месяца; оборот по дебету - суммы, поступившие наличными в кассу, а по кредиту - суммы, выданные наличными.
Кассовые операции записываются по кредиту счета 5010 и отражаются в журнале-ордере №1. Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах и, кроме того, контролируются ведомостью №1. Основанием для заполнения журнала-ордера №1 и в ведомости №1 служат отчеты кассира. Каждому отчету в регистре отводится одна строка независимо от периода, за который составлен кассовый отчет. Количество занятых строк в журнале-ордере и в ведомости должно соответствовать количеству сданных кассиром отчетов.
В кассе предприятия могут храниться, кроме денежных средств, ценные бумаги и бланки строгой отчетности.
К ценным бумагам относятся путевки в дома отдыха и санатории, приобретенные за счет средств фонда специального назначения, почтовые марки, марки госпошлины, единые и проездные билеты. Ценные бумаги учитываются на счете 5610 ”Денежные документы” в журнале-ордере №3.
Поступление и выдача ценных бумаг производятся по приходным и расходным кассовым ордерам с последующим составлением кассиром отчета по движению ценных бумаг. Подотчетными суммами называются денежные авансы, выдаваемые работникам организации из кассы на мелкие хозяйственные расходы и на расходы по командировкам.
Подотчетные суммы учитываются на активном синтетическом счете 6710“Расчеты с подотчетными лицами”. Выдачу денежных авансов подотчетным лицам отражают по дебету счета 6710 и кредиту счета 5010 “Касса”. Расходы, оплаченные из подотчетных сумм, списывают с кредита счета 6710 в дебет счетов 1010 “Материалы”, 4430 “Общехозяйственные расходы” и др в зависимости от характера расходов. Возвращенные в кассу остатки неиспользованных сумм списывают с подотчетных лиц в дебет счета 5010 “Касса”.
Аналитический учет расходов с подотчетными лицами ведут по каждой авансовой выдаче. В соответствии с избранной на предприятии системой оплаты труда ведется первичная документация : табели учета рабочего времени, карточки учета выработки, наряды, договоры , контракты и другие документы. В бухгалтерии на основании первичной документации производится расчет заработной платы, результаты расчета с указанием сумм произведенных по удержаний и начислений заносятся в расчетно - платежную ведомость.
Рис.1 Управление денежными средствами
ОАО «Водник», состоит из нескольких подразделений, и для обеспечения деятельности каждого из них требуются денежные расходы. Для совершенствования контроля расходования и поступления денежных средств нами предлагается применение программы "1С:Бухгалтерия 8", которая является универсальной программой массового назначения для автоматизации бухгалтерского и налогового учета, включая подготовку обязательной (регламентированной) отчетности.
В соответствие с программой денежные расходы, а также поступления контролируются финансовой службой или бухгалтерией предприятия. Все другие подразделения могут подавать заявки на расходование денежных средств в адрес контролирующей службы. Конфигурация автоматизирует процесс оперативного планирования денежных средств. Для решения этой задачи используется двуступенчатая схема оформления денежных операций.
Первая ступень — это регистрация в информационной базе намерения об изменении состояния денежных средств и взаиморасчетов. Намерения регистрируются путем ввода в информационную базу заявок на расходование денежных средств и запланированных поступлений денежных средств.
Рис.2 Заявка на расходование денежных средств
Вторая ступень — это регистрация в информационной базе факта платежа, который приводит к изменению состояния денежных средств и взаиморасчетов. Заявки на расходование денежных средств формируют спрос на деньги со стороны подразделений предприятия.
При заполнении заявки предусмотрена возможность резервирования денежных средств в указанном месте хранения (на расчетном счете или в кассе).
Естественно, что при регистрации платежа по заявке производится автоматическое снятие резерва. К резервированию в заявке доступны не только имею- щиеся в фактическом наличии денежные средства, но и запланированные к пос-
Рис.3 Планируемое поступление денежных средств
туплению. Сведения о денежных средствах, запланированных к поступлению, вводятся в информационную базу пользователями по мере получения соответствующей подтверждающей информации. Денежные средства, запланированные к поступлению, вводятся документами "Планируемое поступление денежных средств" по мере получения соответствующей подтверждающей информации.
Подводя отоги по первой главе можно сказать, что, первоначальные сведения о хозяйственных процессах и явлениях отражаются в первичных документах. Первичный бухгалтерский документ — это письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, имеющее юридическую силу и не требующее дальнейших пояснений и детализации.
Документы заполняются работниками бухгалтерии четко, разборчиво с помощью ручной записи чернилами или пастой шариковой ручки, на пишущей
машинке или с применением вычислительной техники.
Как правило, для документов используются типовые формы в виде бланков, имеющие межведомственный характер. Сюда относятся бланки ордеров, счетов, накладных, талонов, ведомостей и др. Первичные документы должны составляться в момент совершения операции, а если это по объективным причинам невозможно, то непосредственно по ее окончании.
Изучение первичных учётных документов денежных средств, показало, что многочисленные и разнообразные операции движения денежных средств в кассе предприятия находят свое отражение в следующих регистрах синтетического учета и отчетности:
- главная книга;
- журнал-ордер №1 (таблица №1. «Показатели журнала - ордера №1 за 2009 г.) и ведомость №1 (для журнально-ордерной формы счетоводства);
- иные регистры синтетического учета кассовых операций;
- баланс предприятия (форма №1);
- отчет о финансовых результатах и их использовании (форма№2), раздел 3 «Движение денежных средств»;
- отчет о движении денежных средств (форма№4).
Данные журнала-ордера №1 каждый месяц обобщаются и записываются в Главной книге.
Поступление и выдача ценных бумаг производятся по приходным и расходным кассовым ордерам с последующим составлением кассиром отчета по движению ценных бумаг.
2. Пути совершенствование первичного учёта денежных средств
2.1 Совершенствование учета кассовых операций
В составе денежных средств наиболее подвижных характер имеют наличные деньги. Движение денежных средств (наличных денег) совершается посредством кассовых операций. Кассовые операции весьма разнообразны, но среди них можно выделить основные [10]:
- выдача средств на оплату труда;
- выдача средств на оплату административно-хозяйственных расходов;
- выдача средств подотчетным лицам и др.
Основными документами, которые необходимо подвергнуть изучению при проверке кассовых операций, являются: кассовая книга; отчеты кассира; приходные кассовые ордера; расходные кассовые ордера; журнал (книга) регистрации приходных кассовых ордеров; журнал (книга) регистрации расходных кассовых ордеров; журнал (книга) регистрации выданных доверенностей; журнал (книга) регистрации депонентов; журнал (книга) регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей; оправдательные документы к кассовым документам; авансовые отчеты.