Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основы организации первичного учёта
1.1. Сущность и содержание первичных бухгалтерский документов
1.2. Первичные учётные документы денежных средств
2. Пути совершенствование первичного учёта денежных средств
2.1 Совершенствование учета кассовых операций
2.2 Совершенствование первичного учёта денежных средств на расчетном счету
Многочисленные и разнообразные операции движения денежных средств в кассе предприятия находят свое отражение в следующих регистрах синтетического учета и отчетности:
- главная книга;
- журнал-ордер №1 (таблица №1. «Показатели журнала - ордера №1 за 2009 г.) и ведомость №1 (для журнально-ордерной формы счетоводства);
- иные регистры синтетического учета кассовых операций;
- баланс предприятия (форма №1);
- отчет о финансовых результатах и их использовании (форма№2), раздел 3 «Движение денежных средств»;
- отчет о движении денежных средств (форма№4).
Данные журнала-ордера №1 каждый месяц обобщаются и записываются в Главной книге.
В балансе, денежные средства в кассе учитываются на начало и на конец периода в строке №190 оборотных активов. Учет операций по кассе ведут в журнале-ордере №1. Записи в него производят по мере поступления в бухгалтерию отчетов кассира. При записи суммы с одинаковой корреспонденцией счетов объединяют. На конец месяца выводят остаток на первое число следующего за отчетным месяца, который должен соответствовать остатку по отчету кассира и в Главной книге по счету 5000.
В ОАО «Водник», в связи с отсутствием наличной денежной выручки, выдачи авансов в 2015 году дебетовые и кредитовые месячные обороты по кассе равны (таблица 1).
Таблица 1
Показатели журнала - ордера №1 за 2015 год (касса 5000)
Месяцы |
Дебет 50 Приход |
Кредит 50 Расход |
||||
Кредит счета |
Сумма по счету (сум) |
Итоговая сумма за месяц (сум) |
Дебит счета |
Сумма по счету (сум) |
Итоговая сумма за месяц (сум) |
|
Январь |
5110 |
110000 |
110000 |
6710 |
110000 |
110000 |
Февраль |
5110 |
951911 |
951911 |
6710 6890 |
930901 21010 |
951911 |
Март |
5110 |
277770 |
277770 |
6710 |
262596 12574 |
277770 |
Апрель |
- |
0 |
0 |
- |
0 |
0 |
Май |
5110 5110 |
380183 20860 |
401043 |
6710 6890 |
388493 12550 |
401043 |
Июнь |
5110 |
168578 |
168578 |
6710 |
168578 |
168578 |
Июль |
5110 5110 |
216312 332137 |
548449 |
6710 6890 |
499790 48659 |
548449 |
Август |
5110 5110 |
255082 380000 |
635082 |
6710 6890 |
551479 83603 |
635082 |
Продолжение таблицы 1 |
||||||
Сентябрь |
5110 |
708090 |
708090 |
6710 6890 |
662212 45878 |
708090 |
Октябрь |
5110 |
133518 |
133518 |
6710 6890 |
127173 6345 |
133518 |
Ноябрь |
5110 |
1031500 |
1031500 |
6710 6890 |
935696 95804 |
1031500 |
Декабрь |
5110 |
561800 |
561800 |
6710 6890 |
495593 66207 |
561800 |
Основные нарушения – злоупотребления, хищения, ошибки – в области кассовых операций могут быть классифицированы следующим образом:
1.Прямое хищение денежных средств:не чем не замаскированное; замаскированное неоформленными документами и расписками.
2.Неоприходование и присвоение поступивших денежных сумм: из банка; от различных физических и юридических лиц по приходным ордерам; от различных юридических лиц по доверенностям.
3.Излишнее списание денег по кассе: повторное использование одних и тех же документов; не правильный подсчет итогов в кассовых документах и отчетах; списание сумм без оснований, или по подложным документам; подлог в законно оформленных документах с увеличением сумм списании.
4.Присвоение сумм, законно начисленных разным лицам и организациям: присвоение депонированной заработной платы и средств, начисленных по другим основаниям; присвоение сумм, причитающихся другим предприятиям.
5.Расчеты суммами наличных денежных средств, превышающими предельную величину: с другими юридическими лицами и предпринимателями, действующими без образования юридического лица поступающими в кассу проверяемого предприятия
6.Расчеты с населением наличными за готовую продукцию, товары, выполненные работы и оказанные услуги.
7.Некорректное отражение кассовых операций в регистрах синтетического
учета.
Прикладным решением можно исключить подобные допущение. Программа автоматизирует взаимодействие между финансовыми службами, контролирующими движение наличных денежных средств, и кассами предприятия — местами хранения наличных денег. Кассы строго разделены по организациям и по валюте денежных средств. То есть в одной кассе могут храниться денежные средства только одной организации и только в одной валюте. Это формальное правило позволяет организовать более строгий контроль за мультивалютными денежными средствами и исключить путаницу. А если какая-либо касса предприятия фактически оперирует с несколькими валютами, то в информационной базе она отображается несколькими кассами, каждая из которых оперирует только одной валютой. Прикладное решение обеспечивает формирование необходимых платежных документов: приходных кассовых ордеров, расходных кассовых ордеров, денежных чеков, объявлений на взнос наличными.
Рис 4 Формирование кассовых платежных документов
Денежные документы могут быть сформированы на основании имеющихся заявок на расходование денежных средств и планируемых поступлений денежных средств, при этом ранее введенная информация автоматически переносится в новый денежный документ.
Пользователь может поправить автоматические внесенные данные и добавить дополнительные сведение.
Кассовый документ может быть распечатан в бумажном виде непосредственно из экранной формы документа.
Прикладное решение обеспечивает удобное взаимодействие между финансовыми службами и кассами предприятия. Кассовый документ формируется сотрудником финансовой службы — финансовым менеджером или бухгалтером. Сотрудник распечатывает кассовый документ в бумажном виде, оформляет нужным образом и передает в кассу организации. Флажок "Оплачено" на экранной форме документа сотрудником финансовой службы не ставится, поскольку пока не произошло фактической оплаты, кассовый документ означает лишь намерение изменить состояние денежных средств. После фактической оплаты по документу кассир предприятия открывает на экране своего компьютера тот же кассовый документ и проставляет флажок "Оплачено" — только после этого в информационной базе регистрируется фактическое движение денежных средств с отражением его в тех видах учета, которые были указаны сотрудником финансовой службы [10].
2.2 Совершенствование первичного учёта денежных средств на расчетном счету
Прежде всего, бухгалтер устанавливает, сколько на предприятии имеется расчетных счетов, и при наличии нескольких таких счетов необходимо проверить, как ведется аналитический и синтетический учет по каждому из них. Основная информация содержится в банковских выписках и приложенных к ним первичных документах. Проверяется подтверждения каждой операции, отраженной в выписке, соответствующими первичными документами. Такая взаимопроверка должна сочетаться с контролем по банковским документам сущности проведенных операций [10].
При этом можно выявить: неправильное перечисление авансов (при отсутствии дебиторов); перечисление денег в качестве предоплаты по безтоварным счетам и другим сомнительным операциям; расчеты с прочими дебиторами и кредиторами без предварительно оформленных договоров; отсутствие в первичных документах штампа банка; неправильное отражение в учете операций, связанных с покупкой или продажей валюты; другие нарушения ведения банковских операций. На первое число каждого квартала остатки по расчетному счету должны соответствовать сумме, показанной по строке 170 баланса (Ф. № 1).
При использовании журнально-ордерной формы учета основные регистры – журнал-ордер № 2 (таблица 2) и ведомость по дебету счета 50 – должны быть сверены с выписками из банка, первичными документами и главной книгой. Если учет ведется на ПЭВМ. То сверка осуществляется с соответствующими регистрами (обычно оборотной ведомостью). При проверке регистров расчетного счета, много было обнаружено несоответствие расхода денег за май 2015 года с сальдом на 1 июня 2015 года (таблица 2).
Таблица 2
Показатели журнала-ордера №2 за 2015 год (расчетный счет 51)
Месяцы |
Приход Дебет счета 5110 |
Расход Кредит счета 5110 |
Сальдо |
Дата |
Январь |
112467293 |
212745119 |
105646226 |
1.01.15 г. |
Февраль |
3162671173 |
3167847866 |
53684 |
1.02. 15 г. |
Март |
1700352872 |
1681774701 |
191707 |
1.03. 15 г. |
Апрель |
35480698 |
48752163 |
18769878 |
1.04. 15 г. |
Май |
123675 |
120000 |
5498413 |
1.05. 15 г. |
Июнь |
961285 |
94646174 |
3675 |
1.06. 15 г. |
Июль |
234017876 |
235120634 |
1849826 |
1.07. 15 г. |
Август |
2447159 |
208140256 |
747068 |
1.08. 15 г. |
Сентябрь |
1150985 |
1524212 |
37322712 |
1.09. 15 г. |
Продолжение таблицы 2 |
||||
Октябрь |
2207437 |
120737732 |
012 |
1.10. 15 г. |
Ноябрь |
1588120 |
249963620 |
100005980 |
1.11. 15 г. |
Декабрь |
424534579 |
166701508 |
8854360 |
1.12. 15 г. |
В связи с тем, что по последней выписке месяца мы сверяем сальдо с остатком денег на расчетном счете, можно сделать вывод, что расход денег с расчетного счета превысил сумму, отраженную в журнале-ордере № 2. То есть расход составляет 17498413 сум, а не 120000 сум, но на такой расход нет подтверждающих документов.
Значит сальдо на 1.05.2015 года = 5498413 сум. Нужно перевести на 5700 счет «Переводы в пути», осуществив бухгалтерскую проводку с кредита счета 5100 в дебет счета 57. Но данной проводки в журнале-ордере № 2 за май 2015 года не было. Хотя в дальнейшем при перечислении денег они списывались с этого счета.
Журнал-ордер представляет собой таблицу, в которой отражаются: дата проведения банковской операции, номер платежного поручения, наименование организации, куда перечисляются деньги, оборот по кредиту счета 51, оборот по дебету счетов с которыми корреспондирует 5100 счет.
В ведомости учета денежных средств отражаются: дата поступления, номер платежного поручения, наименование организации перечислившей деньги, детали платежа (за что), оборот по дебету счета 5100, оборот по кредиту счетов корреспондирующих с 5100 счетом.
В конце каждого месяца находится сальдо на первое число, следующего за отчетным, месяца. Сальдо должно быть равным сумме денег на расчетном счете из последней выписки отчетного месяца. Таким образом, денежные поступления от основной деятельности составляют в 2015 году – 99,6%, в 2015 году – 85,7%.
Другим источником поступления денежных средств является инвестиции-
онная деятельность 2015 г – 0.4%, 2015 г. – 14,4%. За отчетный период отток,
т.е. выплаты денежных средств, производились за операции по хозяйственной деятельности в 2015 г. - 99,2%, в 2015 г. – 94,8% всех денежных оплат.
На основании этих показателей необходимо рассчитать коэффициент потока денежных средств, соотношение поступивших и израсходованных средств. Если этот коэффициент превышает единицу, то это свидетельствует о том, что за отчетный период поступления денежных средств превышало их расход, что отразилось на увеличении остатка денежных средств на банковских счетах и кассе. Если коэффициент потока денежных средств ниже единицы, это указывает на то, что расходы денежных средств превышали их поступление и остаток денежных средств на конец отчетного периода уменьшился [10].
Рис. 5 Движение денежных средств
Применение "1С:Бухгалтерия 8", даёт возможность выполнения следующих функций:
- оформление и печать банковских документов (платежных поручений, пла
тежных требований и др.);
- регистрация прихода и расхода денежных средств на банковских счетах;
- контроль состояния банковских счетов;
- анализ движения безналичных денежных средств на банковских счетах предприятия.
Места хранения безналичных денежных средств предприятия — расчетные счета в банках — отображаются в информационной базе как элементы списка банковских счетов предприятия [10].
Платежные документы могут быть сформированы на основании хранящихся в базе заявок на расходование денежных средств и планируемых поступлений денежных средств. При этом ранее введенная информация будет автоматически перенесена в новый документ. Первичная запись платежных документов в информационную базу означает регистрацию намерений на изменения состояния безналичных денежных средств. Если в экранной форме документа проставить флажок "Отразить в оперативном учете", то необходимые денежные средства будут отражены в информационной базе как зарезервированы к поступлению или списанию. Фактическое движение денежных средств регистрируется простановкой флажка "Оплачено" в экранной форме документа [10].