Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Особенности рынка чистой конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В связи с такими разными точками зрения, очевидно, что законодательным и исполнительным органам страны следует постоянно следить за рекламно деятельностью с целью цензуры . Это относится прежде всего к сегодняшней России, которую захлестнула настоящая вредоносная реклама.

К отрицательным сторонам рекламы относят:

— содержание рекламы часто вводит в заблуждение покупателей.

— большие финансовые затраты требуются, за счет этого повышается цена товара.

— потребителей убеждают тратить их финансы на товары, которые не нужны потребителям.

— средства массовой информации зависят от рекламодателей, это ограничивает их свободу.

Так же подчеркнем положительные стороны рекламной деятельности:

— реклама информирует потребителю о ценах, о новых товарах , о скидках.

— реклама часто приводит к снижению цен. Позволяет уменьшить себестоимость продукции , создавая массовые рынки, , что дает возможность производителям понижать издержки. Этой экономией пользуется потребитель.

— реклама усиливает конкуренцию, и от того выигрывают потребители и все общество .

— доходы от рекламы оплачивают большую часть расходов на журналы и газеты, всю стоимость коммерческого радио и ТВ.

— реклама стимулирует потребительский спрос, влияет на оживление экономики. Реклама поддерживает спрос на нужном уровне.

Снижение эффективности рыночного механизма вызывается тем, что достижение такого объема производства, который меньше масштаба производства , который обеспечивает минимизацию средних издержек. В реальной действительности это может проявляется в неполной загруженности имеющихся производственных мощностей.

Неэффективно задействовать резервные производственные мощности, если на рынке будет конкурировать меньшее число фирм. В целом такая неэффективность не может не сказаться на ухудшении благосостояния потребителей.

Однако, исходя из вышеизложенных посылок, вряд ли стоит делать вывод о нежелательности монополистической конкуренции. Во-первых, потому что монопольная власть отдельных фирм при таких рыночных структурах весьма невелика, а следовательно ,и убытки от такой власти незначительны. Во-вторых, негативные аспекты монополистической конкуренции компенсируются таким существенным преимуществом ,как возможность широкого выбора среди самых разнообразных конкурирующих товаров и их марок.


4 Олигополия. Особенности рынка олигополий

Наряду с монополистической конкуренцией, существенное место среди рыночных структур в современной экономике занимает олигополия или структура, характеризуемая наличием на рынке нескольких продавцов. Иными словами, к олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредотачивается от 2 до 24продавцов. Если два продавца-это дуаполия или частный случай олигополии, ибо это уже не монополия, то верхней предел условно ограничиваем 24 хозяйственными субъектами, так как с числа 25 условно начинается отсчет структур монополистической конкуренции.

По концентрации продавцов на одном и том же рынке олигополии подразделяются на«плотные» и «разряженные» олигополии. К «плотным»олигополиям условно относят такие отраслевые структуры, которые на рынке представлены от 2 до 8 продавцами. Структуры рынка, которые включают в себя более 8 хозяйственных субъектов относятся к разряженным монополиям. Подобно города градация позволяет по-разному оценивать поведение предприятий в условиях«плотной» и «разряженной» олигополии. В первом случае в силу весьма ограниченного числа продавцов возможны различного рода сговоры в отношении согласованного их поведения на рынке, тогда как во втором случае это делается практически невозможным.

Исходя из критерия характера предлагаемой продукции, олигополии можно подразделить на ординарные и дифференцированные.Ординарная олигополия связана с производством и предложением стандартизированных продуктов. Многие стандартизированные продукты выпускаются в условиях олигополии — это сталь, цветные металлы, строительные материалы и т.п. Дифференцированные олигополии формируются на основе выпуска многообразного ассортимента одних и тех же продуктов, т.е. в тех отраслях , в которых возможно разнообразить производство предлагаемых товаров и услуг. Уровень плотности олигополической структуры рынка измеряется количеством форм в той или иной отрасли и их долей в совокупных продажах отрасли в рамках национальной  экономики. Таким  образом,  варьируя  количеством фирм, можно определить степень концентрации производства, а следовательно и предложения в исследуемой отрасли общественного производства .

В то же время следует подчеркнуть, что было бы нечестно ориентироваться только национальной экономики. Олигополические структуры могут формироваться как на региональном, так и местном уровнях хозяйствования. Так, например, потребления готового бетона на локальных рынках (района, небольших городов) также формируются олигополистические структуры, равным образом как и на региональном уровне в области предложения, например, кирпича. Как бы мы не рассматривали олигополии, не стоит забывать о двух важных моментах: межотраслевой конкуренции и импорте продукции. Олигополия теряет свою мощь , уменьшается из-за предложения продуктов предприятиями других отраслей, которые приблизительно равны с потребительскими свойствами с продукцией олигополистов (например, газ и электроэнергия как источник тепла, мед и алюминий как сырье для изготовления электропроводов).


Ослаблению олигополии также из-за импорта аналогичных товаров или их заменителей из других стран. Эти причины содействуют формированию конкурентных структур по сравнению с чисто отраслевыми рыночными структурами. В основе истории образования олигополий лежит конкуренция, которая вытесняет из рынка слабые предприятия путем банкротства, или поглощения, либо слияния.

Банкротство осуществляется под слабой предпринимательской активностью руководства предприятия, так и под воздействием усилий, предпринимаемых конкурентами против предприятия.

Поглощение вызвано на основе финансовых операций, которые направлены на приобретения предприятия либо частично, либо полностью скупкой контрольного пакета акций либо значительной доли капитала. Такие отношения между сильным и слабым конкурентами.

Добровольно они сливаются . Хотя подобного слияния могут привести к тому, что либо полное утрата самостоятельности ,либо ж экономическая «война». Цель слияния лежит в том, чтоб умножить свою рыночную силу. Такой выбор производства, позволяет увеличить свою долю продажи на рынке, так же контролировать рынок и цену продукции, а также снизить затраты на ресурсы, благодаря крупным закупкам сырья и материалов. Рост рыночной власти нескольких корпораций делает бессмысленным ценовую конкуренцию, которая может превратиться в войну цен и привести к истощению всех его участников. Поэтому в рамках олигополистических структур ценовая политика отдельных фирм не может проводиться без должного учета реакции на нее конкурентов.

Другим существенным фактором, формирования олигополистических структур рынка, является научно-технический прогресс, с которым связано расширение производства с целью реализации эффекта масштаба производства. В процессе совершенствовании техники и появления новых технологий существенно расширялись технологическая концентрация производства, оптимальные размеры предприятия достигали таких масштабов, которые становились существенным препятствием для вхождения в отрасль новых фирм.

Эти препятствия связаны как с финансовыми проблемами, так и с требованием достижения низких издержек производства. В результате и с технической , и с экономической, и с финансовой точек зрения достижение масштаба производства становится трудно преодолимым барьером для вступлением в отрасль. Кроме того во многих случаях удовлетворение совокупных потребностей общества в национальных, региональных или локальных границах лучше обеспечивается на основе более рационального использования ресурсов несколькими хозяйственными субъектами, нежели многими конкурентами с незначительными объемами производства. К тому же существуют общие правовые ограничения, защищающие интересы производителей, связанные с владениями патентами, лицензиями.


Специфика олигополистической структуры рынка обуславливает особенности рыночного поведения хозяйственных субъектов и ценообразования. Ценообразование на олигополизированном рынке характеризуется многообразием форм своего проявления, но их группировка позволяет выделить четыре основные принципа: ценовая конкуренция; тайный сговор в цене; лидерство в ценах; ценовая накидка. При этом надо отметить, что всеобщая взаимозависимость и непредсказуемость в отношении ответных действий со стороны конкурентов делает анализ олигополистического ценообразования весьма сложной проблемой. Тем не менее изучение базовых положений ценообразования в рамках олигополии позволяет получить отправные моменты для понимания поведения агентов рынка с олигополистической структурой.

4.1 Ценовая конкуренция

Когда ограниченное число поставщиков товара их поведение можно описать двояким образом. С одной стороны, когда товаропроизводитель повышает либо понижает цены на товар то , это вызывает адекватную реакцию конкурентов. В данном случае действия конкурентов нейтрализуют преимущество в цене, которые пытался добиться один из хозяйственных субъектов. В результате между конкурентами фактически не происходит перераспределение общих объемов продаж, т.е. каждый из конкурентов не ощущает потери своих потребителей.

Если же происходит отток или приток потребителей, то уже это ощущается отраслью в целом за счет воздействием понижения или повышения цен всеми товаропроизводителями. В зависимости от направления динамики цен потребители будут искать способы удовлетворения своих потребностей: то ли путем расширения объема закупок товара данной отрасли, то ли других отраслей. Но с другой стороны, понижение или повышение цен одним из производителей на свою продукцию, может быть принято конкурентами безразлично .И в итоге повышение цены приведет к сокращению доли общего объема продаж товаропроизводителя, который воспользуется такой возможностью. Ну а понижение цены, позволит ему увеличить объем продаж товара из-за покупателей других конкурентов. В реальной же жизни от обстоятельств ответная реакция на действие одного может быть разнообразной.

Но наиболее правильной реакцией можно считать то, когда происходит понижение цены кем-либо из конкурентов ,то это призывает к стремление у остальных конкурентов выровнять свои цены ,т.е. понизить свои товары с целью не допустить расширение рынка продаж конкурента инициатора понижение цен. В настоящее время понижение цен одним из производителей, как правило, конкуренты оставляют без внимания. Но такое игнорирование и повышения цен со стороны конкурентов связывается с надеждой расширить свой доход за счет того из олигополистов, который рискнул поднять цену на продукт.


Давайте теперь рассмотрим несовершенства рыночного поведения. То что мы обсуждали выше говорит о том, что вариант олигополистической структуры рынка, допускающий возможность ценовой конкуренции, характеризует собой разряженную олигополию, в которых почти не возможно определить поведение конкурентов. Но , когда рынок включает в себя платную олигополию, создается возможность вступить в явный либо в тайный сговор производителей товаров.

Исторически, в конце XIX, начале ХХ веков первоначально стали возникать объединения производителей в виде картелей, в рамках которых его участники сохраняли экономическую ,юридическую самостоятельность, заключали соглашения о единой ценовой политике ,о квотах производства продукции, о разделении и распределении рынков сбыта. Это были открытые картельные соглашения производителей. Наибольшее распространение картелирование свое развитие получила в Западной Европе.

Так же параллельно с картелями возник процесс образования трестов и синдикатов,- и все это вело к свертыванию конкуренции и навязыванию воли крупных объединений производителей. Промышленные страны ввели антитрестовское законодательство, которое направили против неконкурентного поведения производителей. Теперь , когда с одной стороны, действует антитрестовское законодательство, а, с другой, налицо недостатки рыночного поведения олигополистов на основе ценовой конкуренции, может возникнуть тайный сговор. Сейчас тайный контроль над ценами позволяет олигополистам получать экономическую прибыль, и также препятствовать проникновению новых конкурентов.

В связи с тем, что во многих странах действует антитрестовое законодательство, то открытое картелирование, базирующееся на письменных соглашениях, становится невозможным. При этом используется изощренные формы камуфляжа запланированных согласованных действий олигополистов. В результате у потребителей, наблюдателей и контролирующих органов создается иллюзия ценовой конкуренции между олигополистами. Это достигается согласованными действиями фирм в рамках относительно долгосрочных периодов, которые, осуществляя поочередные манипуляции с ценами на свою продукцию, получают равновеликие прибыли на вложенный капитал каждым из олигополистов.

Именно циклическое чередование позиций фирм олигополистов позволяет им сбалансировать свои интересы и фактически выступать единым фронтом против антимонопольных механизмов. Наиболее интересной формой тайных сговоров являются джентльменские соглашения, которые заключаются в устной форме в не принужденной обстановке за рамками рабочего времени и которые весьма трудно выявляются с целью предъявления иска. Конечно же, взаимное доверие очень важно в таких тайных соглашениях о ценах, также готовности пойти на компромиссы и уступки, чтобы добиться интересов ее участников.