Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Особенности рынка чистой конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В реальной действительности имеются между олигополистами явные расхождения как в издержках, так и в эластичности спроса на их продукцию, кроме того они могут намечать различные целевые установки, что обуславливает далеко нерыночное их поведение. Кроме этого в рамках тайных соглашений, которые блокируют ценовую конкуренцию, могут развиваться неценовые формы конкуренции, сопровождаемые предоставлением скрытых скидок и дополнительных услуг, улучшением форм обслуживания клиентов, обеспечением наилучшим после сбытовым обслуживанием. В частности предоставление скидок может привести к ценовой войне между олигополистами, так как нарушение одним из участников джентльменского или иного неофициального соглашения может вызвать ответную реакцию всех или нескольких олигополистов.

Поведение олигополистов в рамках тайных соглашений предопределяется необходимостью выбора золотой середины. С одной стороны, они вынуждены слишком в больших масштабах максимизировать прибыль, ибо это будет провоцировать вступление в данную отрасль новых конкурентов, так и привлекать внимание контролирующих органов, ответственных за соблюдение антитрестовского законодательства. С другой стороны, получение умеренной экономической прибыли либо сведение ее к нулевому значению позволяет олигополистам блокировать проникновение в эту отрасль новых производителей.

Лидерство в ценах является одной из форм рыночного поведения фирм-олигополистов, где все конкуренты на данном рынке следуют ценовой политике ведущей фирмы олигополиста. Из этого следует , что наиболее крупная компания выбирает наиболее нужный момент и место для изменения цены, в то время как остальные слабые фирмы олигополисты следуют этому изменению. В этом случае почти не бывает ценовой конкуренции но даже при этом , хоть и не имеет место тайный сговор, возможность последнего не исключается полностью.

Когда говорится о «лидерстве в ценах», то подразумевается, что соглашений или договоренностей между фирмами не будет. Но не смотря на это согласование действий олигополистов проводится открыто. Ценовой лидер, делиться своими намерениями на счет изменения цены , будя реакцию товаропроизводителей Ответная реакция конкурентов на зондирование лидера отрасли служит своего рода сигналом к осуществлению либо воздержанию от тех или иных мероприятий. Особенность поведения ценового лидера заключается в том, что он, как правило, не реагирует на незначительные колебания в условиях издержек и спроса.


Изменение цен происходит в тех случаях, когда имеют место заметные отклонения в стоимости или иных факторов производства или изменения в условиях функционирования предприятия либо выпуска продукции. В конце концов, цена на олигополизированном рынке может формироваться на основе учета средних общих издержек производства, к которым прибавляется надбавка в размере определенного процента. Ниже будет употреблен термин «средние издержки», под которыми в долгосрочном периоде понимается совокупность издержек, следует деление издержек на постоянные и переменные применяются для краткосрочного периода. Вследствие того , что издержки производства меняются под влиянием масштаба производства, в качестве исходного уровня берется средний предполагаемый объем выпуска продукции в рамках определенного периода времени. Это обеспечивает далеко не полную загрузку производственных мощностей. Но показатель загрузки производственных мощностей (например, 75-80%) включает в себя не только составляющую основу масштаба производства для расчета цены, но также определенный процент резервных мощностей как условие для расширения производства в случае необходимости, и для его обновления.

Расчетная цена, которая происходит на средних издержках производства и также определенной процентной надбавки в качестве экономической прибыли, является стандартной ценой для проведения ценовой политики, которая призвана учитывать действительную или возможную конкуренцию, финансовую, экономическую и рыночную конъюнктуру, стратегические цели и прочие обстоятельства. В заключение следует отметить, что подобная рода форма ценообразования в основном присуща для фирм с высокой степенью дифференциации и диверсификация выпускаемой продукции, что выступает значительным препятствием для точного определения спроса и издержек по каждому отдельно взятому изделию. Следовательно, данный тип олигополистического ценообразования не является несовместимым с использованием прямого тайного сговора или лидерства в ценах. Предпочтение, отдаваемое олигополиями развертыванию неценовой конкуренции по сравнению с ценовой, объясняется тем , что обновление товара, также ее модификация, усовершенствование и улучшение технологий, хорошая реклама даёт возможность для устойчивости и стабильности на рынке в сравнению с конкуренцией цен.

Это все в скором времени может довести до существенных издержек и конечно же к истощению конкурентов, или же нарастанию монополистических тенденций на рынке. Изменения в ценовой конкуренции может стать переход от разряженной олигополии к плотной, что открывает путь к прямому тайному сговору конкурентов. Другая причина предпочитать неценовую конкуренцию является крупные масштабы производства олигополистов, с значительными финансовыми ресурсами, которые дает им возможность осуществлять мероприятия, обусловленные неценовой конкуренцией.


Общая оценка олигополистических структур . Олигополистических структурах, необходимо отметить, во-первых, неизбежность их формирования как объективного процесса, которая вытекает из открытой конкуренции и также стремления предприятий к оптимальным масштабам производства. Во-вторых, учитывая как положительную, так и отрицательную оценку олигополий в современной экономической жизни, следует признать объективную реальность их существования. Положительная оценка олигополистических структур это, прежде всего с достижениями научно-технического прогресса. В наше время во многих сферах олигополизированные структуры добиваются больших успехов в развитии научно-технического  прогресса, например, такие как аэрокосмическая,  авиационная, электронная, химическая, нефтяная промышленность. Олигополии имеет большие финансовых ресурсов и отличаются в политических и экономических кругах общества, что дает им возможность участвовать в реализации выгодных проектов и программ, которые финансируются из общественных фондов. Маленькие конкурентные фирмы не имеют на своем счету достаточно средств, для не привлекательных стимулов при реализации имеющихся разработок. А негативная олигополия включает в себя следующее. Начнем с того, что олигополия близка по своей структуре к монополии, значит, присуще такие же отрицательные последствия как и при монополии. Если вдруг, рынок при монополии попадает под контроль государства, а также его регулирования, то в этом случаи олигополия получает возможность заключить тайные соглашения и этим уходит из-под контроля государства и создает видимость конкуренции, хотя на деле же пытается извлечь выгоду за счет потребителей. В конечном счете же, это выявляется на снижении в использовании ресурсов и не могут удовлетворить в полной мере потребности общества . Еще один отрицательный момент в том ,что несмотря на значительные финансовые ресурсы, сосредоточенные в олигополистических структурах, большая часть новых товаров и технологий создаются независимыми изобретателями, ну и малыми и средними фирмами, которые осуществляют исследовательскую деятельность. Однако технологическими возможностями практической реализации достижений науки и техники, производства и рынка на основе разработок мелкого и среднего бизнеса, который обладает достаточным капиталом для их технологической реализации.

В итоге, при оценивании эффективности олигополии ,что большой интерес проявляется к сдерживанию научно-технического прогресса, так как они не станут спешить внедрять появившиеся «новинки» до тех пор, пока не станет достигнут максимизация прибыли крупного капитала , который был ранее вложенный . Эта политика препятствует моральному износу как машин и оборудования, так и технологий и продуктов.


Заключение:

Конкуренция является соперничеством или же экономической борьбой фирмами-производителями продукции за право получения наибольшей или же максимальной прибыли, также между потребителями при покупке продукции за наибольшую выгоду. Конкуренция на рынке вынуждает фирмы-производители учитывать все интересы покупателей, а это означает, и учет интересов всего общества. Вообще в процессе конкуренции рынок из множества видов продукции выбирает только лишь те, которые больше всего нужны покупателям. Также конкуренция также побуждает фирмы-производителей постоянно совершенствовать свою продукцию, а также постоянно расширять ее ассортимент. Следовательно, выясняется, что фирмам-производителям просто необходимо быть в постоянной борьбе с фирмами-конкурентами за своих потребителей и покупателей на рынке сбыта , естественно, с помощью улучшения разновидности предлагаемого товара по более низким ценам. Чистая конкуренция – это идеальная модель. Можно сказать, что чистая (совершенная) конкуренция является такой конкуренцией, которая происходит на определенном рынке, где работает огромное количество предприятий-производителей, которые производят однородную, стандартную продукцию. В таких условиях любое предприятие может вступить на данный рынок, то есть здесь нет контроля за формированием цен на продукцию. На рынке чистой конкуренции не торговец, не покупатель не могут оказывать достаточно большого влияния на уровень рыночных цен на продукцию. Фирма-продавец же может устанавливать цену выше рыночной, так как потребители в этой ситуации могут свободно купить по данной цене любое необходимое им количество продукции. Здесь имеется в виду именно рынок какого-то определенного товара или услуги, в пример можно привести пшеницу. Отправной точкой в теории конкуренции является работа основоположника современной экономической теории Адама Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов». В дальнейшем Альфред Маршалл (1842-1924) для обоснования теории равновесия рассматривал модель совершенной конкуренции, которая характеризовалась огромным числом независимых друг от друга продавцов и покупателей, свободным доступом на рынок и отсутствием возможности оказывать влияние на рыночные цены. К началу ХХ века в экономической науке складывается статическая модель конкуренции и монополии как двух полярных состояний рынка, между которыми не существуют промежуточные состояния. Первой преодолеть этот разрыв попыталась Джоан Робинсон. Американский экономист Эдуард Чемберлин положил начало исследованию конкуренции как динамического по своей природе процесса. Существенный вклад в развитие теории конкуренции внес американский экономист Майкл Портер (1947). Он обобщил взгляды различных экономических школ и предложил собственную модель пяти конкурентных сил, которые формируют структуру отрасли. На стыке ХХ-ХХI вв. подходы к изучению сущности и роли конкуренции воплощаются в новых концепциях стратегического менеджмента, когда разрабатывают и реализуют на практике различные способы достижения лидерства компании на рынке.


Список литературы:

1. Бартенев С.А. История экономических учений. – М.: Юристъ, 2011.

2. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.

3. Гуляев Г.Ю. Эволюция теории конкуренции // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2012. – №28.

4. Маршалл А. Принципы политической экономии. – М.: Центр, 2007.

5. Николаева И.П. Экономическая теория. – М.: Дашков и Ко, 2012.

6. Портер М. Конкурения. – М.: Вильямс, 2010.

7. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. – М., 1989.

8. Сажина М.А. Экономическая теория: Учебник / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. – М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013.

9. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М., 2003. 10. Современные экономические теории Запада: Учебное пособие / С. Б. Авдашева, Н.О. Воскресенская, А.Т. Квасцов и др. / Под ред. А.Н. Марковой. – М.: Финстаинформ, 2011.

11. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М.: ИНФРА-М, 2011.

12. Хайек ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. – 1989. – № 12.

13. Хамел Г., Прахалад К. К. Конкуренция за будущее. Создание рынка завтрашнего дня. – М.: Олимп-бизнес, 2002.

14. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. – М.: Экономика, 1996.

15. Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М., 1982.

16. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. – М.: Гном-Пресс, 2011.

17. Ядгаров Я.С. История экономических учений: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим и управленческим специальностям. – М.: Инфра-М, 2011.

18. Янбарисов Р.Г. Экономическая теория: Учебное пособие. – М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013.

19. История Экономических учений: Теория монополизации и несовершенной конкуренции. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://econteor.ru/hste/opebr.php?pgh=9xx2

20. Определение цены и объема производства - чистая конкуренция. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://be5.biz/ekonomika/e016/23.htm

21. Понятие конкуренции. Виды конкуренции. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://apst.ru/studio/base/advertising/types/

22. Роль конкуренции в развитии рыночных отношений. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ktek.ru/07122012/rol-konkurjencii-v-razvitii-rynochnykh-otnoshjenij.htm

23. Ценообразование осуществляется стихийно, на основе взаимодействия спроса и предложения. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://konspekts.ru/ekonomika-2/microekonomika/ponyatie-sovershennoj-chistoj-konkurencii/