Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Особенности рынка чистой конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Ценовая дискриминация

Ранее при анализе рыночного поведения монополиста мы исходили из допущения, что все единицы продукции, продаваемые на протяжении определенного периода времени, реализуются по одной и той же цене.

Для реализации ценовой дискриминации нужно выполнения минимум двух условий.

  • Во-первых, покупатели в силу невозможности или неудобств не могут перепродавать купленные ими товары.
  • Во-вторых, продавец должен уметь разделять покупателей на группы, исходя из спроса на продукцию. Тем покупателям, спрос которых обладает высоким требованиям, будет предложена высокая цена, а тем, чей спрос маленьким требованиям более низкая цена.

Монополия является не единственной рыночной структурой, в которой встречается ценовая дискриминация. Однако, чуть ниже будет мы рассмотрим модель ценовой дискриминации для монополии.

Цена равная ,скажем на первом рынке. Отсюда можно следовать, что, проводя выверенную политику сегментации рынка, фирма — монополист добивается максимизации прибыли.

При этом более высокая цена устанавливается в тех случаях, когда спрос на ее продукцию менее требуется. Следует отметить, что ценовая дискриминация включает в себе как и отрицательные, так и положительные моменты.

Большую прибыль для фирмы- монополисту будет приносить хорошо продуманная система ценовой дискриминации ,чем в случае установления единой цены. Если к тому же фирма-монополист удастся продавать последовательно каждую единицу товара по цене спроса, то тогда она будет действовать наподобие фирмы в условиях совершенной конкуренции, так как цена товара сравнивается с предельными издержками. Выпуск фирмы всегда выше при совершенной конкуренции, чем у фирмы-монополиста. Фирма-монополист увеличивает выпуск готовой продукции по сравнению с фирмой, проводя ценовую дискриминацию, установив на все товары единую цену.

Фирмы на Западе в основном используют ценовую дискриминацию. Она включает в себя ,когда фирма-продавец классифицирует потребителей по возрасту ,вкусам, доходам, характеру работы, месту жительства и реализует свои товары .

Во многих странах отдельные виды ценовой дискриминации запрещены законодательно. Взять, к примеру, США закон допускал фирме-производителю продавать свой товар крупным магазинам по ценам, уровень которых ниже цен, установившихся в розничной торговле (чтобы не допускать разорения мелких магазинов).


В Канаде же запрещается ценовая дискриминация только тогда, если товар одинакового качества и количества продается по разным ценам.

Монополистическая конкуренция.

Естественно что все производители пытаются производить тот товар у которого имеется спрос. В случаи если товар не продан, то не будет не прибыли , ни возмещены издержки производства. До середины XIX века господствовала свободная конкуренция. И тогда производителями-продавцами был поставлен такой большой объем продукции , не позволял оказывать влияние на установленные рыночные цены.

Начиная со второй половины XIX века, постепенно пришло время и для несовершенная конкуренция. В ее период возникли крупные хозяйственные субъекты , которые стали подчинять себе все большую часть отраслевых рынков. Все это вело к тому ,что большое внимание уделяли для рабочей силы и объемов продукции. И следовательно появлялась возможность влиять на рыночную цену , так как сокращалось количество производителей-продавцов.

В конце XIX века — начале ХХ века появляется и развивается крупные товаропроизводители . В этот период происходит формирование и развитие корпоративной частной собственности в виде акционерных обществ. Этот процесс сопровождался широким использованием собственных средств, как метода развития фирмы, так и централизацией капитала производства путем поглощения конкурентов своей и близких отраслей производства.

К несовершенной конкуренции помимо естественного укрупнения фирм, могут привести меры законодательного, государственного регулирования. Ограничения возникают из-за действия патентов, дающих почти монопольное право распоряжения новой технологией или продуктом. Все это ведет к изменении в рыночном поведении хозяйственных субъектов, в способах ведения рыночной борьбы, которые были обусловлены формированием монополистических рыночных структур.

С появлением монополий очень изменились конкурентные отношения. Монополия -это наличие единственного продавца. Если мы допускаем достаточно широкое трактование понятия «товар», тогда оказывается, что не один продаваемый в стране товар не продается единственным продавцом. Если мы определяем товар очень узко, то тогда любой продавец оказывается в некотором смысле монополистом, поскольку никогда два продавца не смогут и не будут предлагать абсолютно качественно одинаковые продукты. Следовательно, слово «монополия» допускает расширительную трактовку.

Если продавцы поднимают цену, то они начинают терять клиентов, это значит у продавцов имеется частичная рыночная власть .


  • Свободная
  • Несовершенная
  • Совершенная
  • Рыночная конкуренция
  • Монополия
  • Олигополия
  • Несвободная
  • Дифференцированный товар

3 Особенности монополистической конкуренции

Начнем рассматривать монополистическую  конкуренцию, мы уже усвоили рыночные структуры с чистой конкуренцией и с чистой монополией, теперь нам стоит начать с «золотой серединой» между ними. Можно сказать, что монополистическая конкуренция не является ни совершенно конкурентной, ни совершенно монопольной. Для монополистической конкуренции требуется значительное число товаропроизводителей, которое превышает как минимум 25 субъектов. Хотя четких границ здесь не существует.

Не стоит забывать тот факт, что каждое предприятие в определенных рамках обладает контролем над ценой.

В связи с тем, что монополистическая конкуренция имеет переплетение моделей совершенной конкуренции и чистой монополии, выделим следующие ее признаки. Так же как и при совершенной конкуренции, в отрасли действуют много фирм и имеется достаточно свободный вход в эту отрасль и выход из нее. Еще одной чертой этого рынка является то, что все фирмы отрасли имеют право «назначать» цену на производимый ими товар ,т.к. каждая фирма продает отличный продукт от товаров других фирм.

Например, все фирмы выпускают верхнюю одежду. Вроде бы товар один — мужские пальто, но каждая фирма выпускает свой товар, отличный от других фирм отделкой, составом и цветом ткани, фасоном, применяемой фурнитурой и т.п. Происходит дифференциация товара, которая не дает фирмам возможность повышать либо понижать цены. Но с этим же , продавцы не могут не считаться со спросом и предложением, поэтому термин «назначенная цена» подчеркивает уровень который приводят продавцы. Продавцы вынуждены искать разумные решения между продать подороже и стремлением увеличить объем продаж, т.е. найти наиболее выгодную для себя цену или набор цен. В конечном счете, каждый продавец устанавливает окончательную цену, хотя многие из них предпочитают преобладающую цену. Однако поиски уровня цен далеко не свободны от ограничений, налагаемых спросом и предложением. Даже крупные корпорации испытывают влияние спроса и предложения на принимаемые решения. К тому же цены предложения зависят от издержек, а с издержками вынуждены считаться любой продавец.


Поэтому ценообразования для производителя является учитывать предельных издержек и спроса, изменяющихся вне зависимости от действий товаропроизводителей-конкурентов. Но также наличие массы производителей, которые создают одинаковые товары, рождают конкуренцию. Все это привела к тому, что кривая спроса фирмы в условиях несовершенной конкуренции имеет падающий вид, но более плавный ,чем кривая спроса отрасли. Из этого следует, дифференциация товара- это когда фирмы производят схожие товары, чтоб их можно было отнести к одному товару, и достаточно разные, чтоб производитель мог свободно назначить цену на свой товар.

Максимизация прибыли и минимизация убытков.

Сделаем некоторые выводы. Кривая спроса отдельной фирмы имеет падающий характер; ее эластичность выше, чем эластичность кривой спроса отрасли, т.к. на рынке продаются товары-заменители, производимые другими фирмами. Падающий характер кривой спроса предоставляет фирме возможность получать монопольную прибыль в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде экономическая прибыль всех фирм отрасли становится равной нулю.

3.1 Неценовая конкуренция

Выводом из выше сказанного можно вывести, что рыночное поведение в условиях монополистической конкуренции дает нам право говорить о возможностях ценовой конкуренции, хотя имеется многообразие различных товаров и услуг, способные удовлетворить одну и ту же потребность. Также для данной рыночной структуры характерна и неценовая конкуренция. Неценовая конкуренция к ее основным формам является дифференциация продукта, улучшение его качества, реклама. Дифференциация продукта предлагает покупателям самые разные по типу, стилю, марке, качеству товары и услуги. Этот процесс позволяет фирме постоянный круг покупателей , которых устраивают этот товар, нежели конкурентов.

Разнообразие товаров и услуг производителя дает возможность нового предложения , который будет отличаться от уже имеющегося товара . Изучение разнообразных вкусов потребителей , дает возможность новым товаропроизводителям найти свое направление на рынке.

Дифференциация продукта прикрывают те недостатки монополистической конкуренции и так же связаны с издержками, вместе с функционированием такой рыночной структуры. Крайняя степень такого продукта, доводит до того, что сбивает с толку потребителя , усложняя выбор , но с другой стороны может породить ложные ориентиры в выборе. Часто потребители выбирают товар по цене, а не по качеству, для потребителя цена наилучший показатель качества.


К формам неценовой конкуренции относится совершенствование конкурентами выпускаемых продуктов и предлагаемых услуг. Улучшение  качества или потребительских свойств товара расширяет рынок и вытеснение конкурентов, которые занимаются совершенствованием своей продукции. Данная форма конкуренция имеет своим следствием два положительных момента, помимо лучшего удовлетворения потребностей покупателей. Первый заключается в том, что удачное улучшение продукта одной из фирм побуждает другие предприятия принимать необходимые меры с целью преодолеть временное преимущество этой фирмы. В целом это содействует развитию научно-технического прогресса не только в сфере потребительских товаров, но и непосредственно в области ресурсного и материально-технического обеспечения выпуска товаров непроизводственного назначения.

Второй момент сопряжен с появлением новых источников финансирования процесса дальнейшего совершенствования выпускаемого продукта или создание качественно нового товара. Успех в деле расширения продукта позволяет расширить производство, достигать оптимальных его масштабов и получать в значительных объемах экономическую прибыль, которая как раз и служит этим новым финансовым источником.

Отмечая положительные стороны конкуренции в форме совершенствования продукта, нельзя не обращать внимание на имитационную деятельность фирм в данной области. У фирмы-имитатора активность на совершенствование продукта, как правило, ограничиваются незначительными поверхностными изменениями продукта, добиваясь внешнего эффекта, выдающего кажущиеся изменение в продукте за действительные ,а также закладывают моральный износ в усовершенствованный продукт, что вызывает быстрое разочарование покупателя в обладании продуктом, на смену которого пришла уже его новая модель. Ясно, что подобное направление деятельности фирм объективно ведет к расхищению ограниченных ресурсов и вызывает рост потребительских расходов населения. Большую роль на рынке занимает реклама, однако она в основном выявляется в монополистической конкуренции и олигополии. Она призвана приспосабливать продукт к потребительскому спросу. Огромные расходы, связанные с рекламной деятельностью, вызывают разные мнения о потребности в рекламе.

С одной стороны, утверждается, что реклама ослабляет конкуренцию. Например, в США расходы на рекламу превышают суммы, которые расходуют правительство США. С другой стороны, реклама имеет много положительных моментов: затрагивает интересы потребителей, эффективное улучшение национальной экономики , укрепление рыночных сил , все это ведет к конкурентной борьбе. Рассмотрим отрицательные и положительные стороны рекламной деятельности.