Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Особенности рынка чистой конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение:

Рыночная экономика на сегодняшний день является очень сложным организм, который состоит из большого количества коммерческих, производственных, информационных, а также финансовых структур. Они в свою очередь активно взаимодействуют между собой на фоне широкой системы различных норм бизнеса. Все они объединяются одним понятием рынка. Вообще рынок является организованной структурой, в которой совместно работают как производители, так и покупатели. В результате их взаимодействия, то есть спроса покупателей, также предложения производителей на рынке устанавливаются определенные цены, а также объемы продаж различной продукции. При более подробном изучении организации, а также рынка, большое значение имеет именно количество производителей и количество покупателей, которые участвуют в непрерывном процессе обмена денег на различную продукцию. Данное количество производителей и покупателей, а также структура и характер и взаимоотношений между ними и определяют взаимодействие таких величин, как предложение и спрос на рынке. Всю сущность рыночный отношений выражает конкуренция. Конкуренцию можно определить как так называемый центр тяжести всего рынка. То есть это особый тип взаимоотношений между фирмами-производителями на рынке по поводу объемов предложения продукции, а также цен на нее. Аналогично можно определить и конкуренция между покупателями, то есть это такие взаимоотношения по поводу определения объема спроса, а также цен на рынке. Главным стимулом, который побуждает индивида к конкурентной борьбе, является именно стремление быть лучшим или же превзойти других. Конкурентная борьба на рынке является динамической, то есть, она активно ускоряет все процессы. Конкуренция это то явление , благодаря которому на рынке появляются все больше разновидностей товаров, а также наличие в них качества становиться лучше, да и производители становятся более устойчивы к рыночным перепадам . конкуренция рождает сильных производителей с высоко качественным и товарами. Конкуренция затрагивает множество сфер , таких как : экономика, маркетинг , бухгалтерский учет и т.д. Раскрываются в данной курсовой работе конкуренция , еее виды ее характеристики , ее условия и т.д. Теоретическая и практическая цель курсовой работы состоит в том, что ее результаты позволяют более полно и разносторонне уяснить сущность и особенности конкуренции, процесс эволюции теорий конкуренции.


1.Особенности рынка чистой конкуренции

Исследование структур рынка необходимо начать с чистой конкуренции. Исследование чистой конкуренции имеет важное теоретическое и практическое значение не в силу ее большой роли в экономической жизни общества, а в силу раскрытия методологии познания структур рынка.

Модель чистой конкуренции включает в себя признаки:

— объемы производства отдельной фирмы столь незначительны в сравнении с выпуском всей отрасли и изменяются в таких пределах, что это не оказывает никакого влияния на цену продаваемого ею товара ;

— отрасль является свободной для входа и выхода, где функционирует рассматриваемая нами фирма. Это означает, что любая фирма, если захочет, может начать производство данного товара и войти в отрасль, либо прекратить выпуск этого товара и выйти из отрасли. Фирмы, объединенные в отрасль, не оказывают никакого воздействия на эти решения.

Прежде всего, речь идет о наличии большого или неограниченного числа продавцов, что не позволяет ни одному товаропроизводителю навязывать цену путем ограничения или увеличения производства в связи с незначительной долей каждого из них на рынке. Каждый товаропроизводитель полностью подчиняется действию рыночных механизмов , т. е. власти рынка, который выявляет наиболее эффективные отрасли и сферы хозяйственной деятельности для приложения капитала и других ресурсов. Немаловажным обстоятельством является то, что для рынка чистой конкуренции характерна стандартная, т. е. однородная продукция.

1.1 Равновесие в краткосрочном периоде

В совершенной конкуренции, когда фирма не может влиять на цены реализуемого товара, единственной ее возможностью приспособиться к изменениям рынка является изменение объема производства. Поскольку в краткосрочном периоде количество отдельных факторов производства остается неизменным, то благополучие фирмы будет определяться тем, как она использует переменные ресурсы.

Есть два универсальных правила, применимых к любой структуре рынка.

  • Первое из них гласит ,что фирме имеет смысл продолжать функционирование, если при достигнутому ровне производства ее доход превосходит переменные издержки. Фирме лучше прекратить производство, если суммарный доход от продажи произведенного ею товара не превосходит переменных издержек или хотя бы не равен им.
  • Второе правило определяет, что если фирма решила продолжать производство, то она должна выпускать такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

Отсюда следует вывод, что фирма будет вводить столько количество переменных факторов, чтобы при любом объеме производства уравнять свои предельные издержки с ценой товара, если при этом цена превосходит средние переменные издержки. Если цена на рынке производимого фирмой товара и издержки производства остаются неизменными, то максимизирующей свою прибыль фирме не имеет смысла ни увеличивать, ни уменьшать производство. В этом случае получается, что фирма достигла точки равновесия в краткосрочном периоде.

1.2 Равновесие в долгосрочном периоде

Условия равновесия фирмы в долгосрочном периоде:

1) предельные издержки фирмы должны равняться рыночной цене товара

2) фирма должна получать нулевую экономическую прибыль.

3) фирма не в состоянии увеличивать прибыль путем неограниченного расширения производства.

Эти три условия эквивалентны следующим :

-фирмы отрасли производят продукцию в объемах, соответствующих точкам минимума их кривых средних суммарных издержек в краткосрочном периоде;

-предельные издержки производства всех фирм отрасли равняются цене товара

-фирмы отрасли производят продукцию в объемах, соответствующих точкам минимума их кривых средних издержек в долгосрочном периоде .

Отрасль находиться в равновесии, когда все фирмы отрасли действуют с минимальными издержками в долгосрочном периоде. Это означает, что приданом уровне развития технологии и неизменных ценах на экономические ресурсы каждая фирма отрасли полностью исчерпывает внутренние резервы оптимизации производства и минимизирует свои издержки. Если ни уровень технологии, ни ценена факторы производства не изменятся, то любая попытка фирмы увеличить ,либо ж уменьшить объемы производства приведет к убыткам.

Когда рассматриваем, рынок чистой конкуренции со стороны спроса следует обратить наше внимание на различное его взаимодействие со всеми участниками и с каждым отдельно взятым товаропроизводителем. Как известно, цена на данном рынке устанавливается и изменяется под влиянием поведения всех товаропроизводителей ,тогда как сокращение или увеличение объема производства отдельного хозяйственного субъекта не оказывает заметного влияния на общий объем предложения и рыночную цену. Общее состояние спроса на этом рынке характеризуется нестабильностью под влиянием изменения цены.


Предприятие в условиях чистой монополии. Особенности рынка чистой монополии.

Изучение вопросов, связанных с деятельностью предприятий в условиях монополии, имеет сегодня не только теоретическое, но и практическое значение. Для России, в промышленности которой более 30 % наименования выпускаемой продукции производится одним предприятием, проблема чистой монополии занимает одно из центральных мест в экономическом анализе. Поэтому изучение проблем микроэкономического характера, вызываемых деятельностью предприятий-монополистов, имеет первостепенную важность. Однако монополизм не является чисто российской проблемой, хотя она наиболее остра и актуальна прежде всего в нашем отечестве.

Со сложившаяся рыночной экономика в странах (Япония , США ,Германия и также многие другие), где невелика доля предприятий-монополистов промышленности и где свою историю имеет решение вопроса деятельности монополий, постоянно идет процесс поиска новых решений, направленных на повышение эффективности деятельности как предприятий-монополистов, так и в целом экономику. По данным Института Экономики РАН в России на сегодняшний день где-т l / 3 промышленной продукции выпускается единственным предприятием-монополистом. При анализе отраслевой структуры отмечается крайняя монополизация как фактор, влияющий на понижение конкурентно способности российской экономики.

По двум причинам очень важен анализ чистой монополии..

  • Во-первых, даже в странах с развитой конкуренцией на долю монополизированного сектора приходится от трех и выше процентов валового национального продукта.
  • Во-вторых, изучение чистой монополии представляет научный и практический интерес , оно дает возможность понять более распространенные рыночные структуры: монополистическую конкуренцию и олигополию, ибо обе они сочетают в различной степени черты и чистой конкуренции, и чистой монополии.

Когда одна фирма становится единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей или субститутов в таком случаи появляется абсолютная или чистая монополия. Предприятие-монополист характеризует собой целую отрасль, т.е. последняя представлена всего одной фирмой. И эта фирма является единственным производителем или единственным поставщиком данного товара. И поэтому , законы спроса и предложения действуют одинаково и их проявление однозначно, что для отдельного предприятия, что для отрасли и в целом.

С точки зрения рекламы имеет важное значение, отсутствие заменителей монополизированного продукта. Монополист может варьировать уровень расходов на рекламу или не заниматься ей вообще в зависимости от типа предполагаемого продукта или услуги. Следовательно товары первой необходимости не нуждаются в рекламе, в отличии от товаров роскоши. Предприятие-монополист осуществляет значительный контроль над ценой, в отличие от фирм, действующих в условиях чистой конкуренции.


Также необходимо заметить накопленный мировой опыт позволяет сделать вывод, что не существует в долговременном периоде абсолютно непреодолимых барьеров для вступления в отрасль.

Монополии классифицированы как закрытые, производственные, природные, естественные и открытые. Одна фирма может стать единственным поставщиком на рынке.

Закрытая монополия.

Закрытая монополия возникает в результате имеющихся нормативно-законодательных актов, которые либо препятствуют проникновению других предприятий в ту или иную сферу хозяйственной деятельности, либо не допускают возможность использования чужой интеллектуальной собственности. На защите последней стоит прежде всего патентное право и институт авторских прав.

Природная монополия. Природные монополии возникают в результате уникальных природных явлений (редкость определенного сырья, расположение, климат, природные ископаемые).

Естественная монополия. Естественная монополия образуется в тех отраслях, в которых долгосрочные издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок в целом. В этих отраслях масштаб производства товара превосходит его объем, на который появляется спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В такой ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут далеки от оптимума, что как снизит эффективность их деятельности, так и вызовет потери у потребителей в результате роста цен.

Открытая монополия. Открытая монополия ,когда фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не для какой-либо защиты от конкурентов, как это является в случае закрытой или естественной монополии, а благодаря новизне предлагаемого товара или услуги. В открытой монополии часто бывают фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.

Однако это не исключает появления конкурентов, но они могут появиться на рынке гораздо позже. Конечно, данная классификация имеет весьма упрощенный характер. Некоторые фирмы могут включать в себя несколько видов монополии. К их числу относятся компании, обслуживающие систему телефонной связи, электрические и газовые компании, которые сочетают в себе одновременно свойства и естественной монополии, предопределяемой уровнем технического и технологического развития отрасли, и закрытой монополии.

В принципе, на больших исторических интервалах времени все без исключения монополии считаются открытыми. Действительно, легальные барьеры, которые защищают закрытые монополии от конкурентов, могут быть либо обойдены, либо опротестованы, либо отменены, что нередко встречается в антимонопольной практике различных стран.