Файл: Отличие бухгалтерского учёта от налогового учёта (Методологические различия бухгалтерского и налогового учета ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во-вторых, понятие курсовой разницы в налоговом учете расширился

и стал применяться в ситуации, когда счет выставлен в валюте, а оплачен в рублях. Проще говоря, прежняя суммовая разница превратился в частный случай курсовой разницы. В результате определение курсовой разницы в налоговом учете совпадет с аналогичным определением в бухгалтерском учете. Соответствующие изменения внесены в подпункт 11 статьи 250 НК РФ и в подпункт 5 пункта 1 статьи 265 НК РФ [1].

В-третьих, в обоих видах учета датой определения курсовой разницы стал момент оплаты, либо последнее число отчетного или налогового периода. Это следует из новой редакции пункта 8 статьи 271 НК РФ и пункта 10 статьи 272 НК РФ. Как и раньше, на дату предоплаты курсовые разницы ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете отражаться не будут [1].

Отменён метод ЛИФО в налоговом учете. До этого в налоговом учете существуют четыре метода оценки сырья, материалов и покупных товаров, применяемых при их списании в производство, либо при продаже.

Первый метод — по средней стоимости.

Второй метод — по стоимости единицы запасов или товара.

Третий метод — по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).

Четвертый метод — по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Данные методы были закреплены в пункте 8 статьи 254 НК РФ и в подпункте 3 пункта 1 статьи 268 НК РФ [1].

В бухгалтерском учете предусмотрены лишь три способа оценки: по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости и по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (ФИФО). Такой метод как ЛИФО в бухучете отсутствовал (п. 16 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»). С января 2015 года количество методов оценки в налоговом учете сравнялись с количеством методов оценки, применяемых в бухучете. Это произошло из-за отмены метода ЛИФО. Соответствующие поправки внесены в пункт 8 статьи 254  НК РФ и в

подпункт 3 пункта 1 статьи 268 НК РФ [1].

Таким образом, и в налоговом и в бухгалтерском учете останутся только три метода: по средней стоимости, по стоимости единицы и метод ФИФО.

Установлен новый порядок списания не амортизируемого имущества. С 1 января 2016 года в налоговом учете действует новый критерий стоимости основного средства – 100 тыс. руб. Имущество дешевле можно списать в расходы сразу, не амортизируя. Новые правила касаются только тех объектов, которые компания введет в эксплуатацию после указанной даты. Между тем в бухучете граница пока прежняя – 40 тыс. руб. (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01). И если Минфин России не поднимет этот лимит, то с нового года будет еще одна разница между налоговым и бухгалтерским учетом [3].


Изменения в порядке учета убытков. До этого у компаний, получивших убытки, неизбежно возникали расхождения между данными налогового и бухгалтерского учета. Согласно нормам главы 25 НК РФ, посвященной налогу на прибыль, облагаемая база не могла быть отрицательной. При этом убытки текущего налогового периода в общем случае разрешено было переносить на будущее в течение дести лет (ст. 283 НК РФ) [1].

Для отдельных видов убытков в налоговом учете были установлены особые правила. В частности, убытки, полученные при переуступке права требования долга за товар, работу или услугу, отражали в следующем порядке. Первая половина убытка включала во внереализационные расходы на дату уступки права требования, а вторая половина — по истечении 45 календарных дней с даты уступки (п. 2 ст. 279 НК РФ) [1].

Нормы бухгалтерского учета не предусматривали никаких ограничений по отражению убытков. Это значит, что убытки от любых операций учитывались в полном объеме в момент их возникновения, и финансовый результат по данным БУ мог быть отрицательным.

С января 2015 года ситуация несколько изменилась. И хотя полного сближения правил списания убытков в налоговом и бухгалтерском учете не произошли, первый шаг в этом направлении сделан:

Подкорректирован порядок учета убытков от переуступки права требования в налоговом учете. Согласно новой редакции пункта 2 статьи 279 НК РФ, которая вступила в силу 1 января 2015 года, весь такой убыток в полном объеме разрешат относить на внереализационные расходы в момент уступки права требования [1].

Изучением теоретических аспектов отличия бухгалтерского учета и налогового учета в первой главе настоящей работымы пришли к заключению о том что:

в бухгалтерском (финансовом) учете формируется информация о доходах и расходах организации, размерах дебиторской и кредиторской задолженности, величине финансовых инвестиций и доходов от них, состоянии источников финансирования и т.д., которая необходима для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Последняя стала иметь открытый характер, и предназначена как для руководства организации, так и для внешних пользователей. Ведение бухгалтерского (финансового) учета для хозяйствующего субъекта обязательно [11].

налоговый учет также охватывает информацию, которая не только используется внутри организации, но и сообщается внешним пользователям для проверки достоверности формирования налоговой базы. Для налогового учета является характерным учет доходов и расходов организации согласно Налоговому кодексу РФ, в связи с чем бухгалтерская прибыль и прибыль для налогообложения будут иметь существенные различия. Отметим также, что финансовое состояние предприятия не характеризуется данными налогового учета, так как его назначение ограничивается определением налоговой базы по тому или иному налогу [11].


управленческий учет охватывает все виды учетной информации, необходимой для управления в пределах самого хозяйствующего субъекта. Основной составляющей управленческого учета является производственный учет, под которым обычно понимают учет издержек производства и анализ полученной экономии или перерасхода по сравнению с предыдущими

периодами, прогнозными значениями или нормативами [11] у бухгалтерского и налогового учета три основных отличия: задачи, законы, нормативные документы, которым они подчиняются и порядок признания доходов и расходов [11].

Глава 2. Бухгалтерский и нормативный учёт амортизации основных средств ООО «Eco- Life»

2.1 Учет выбытия основных средств ООО «Eco- Life»

Стоимость объекта основных средств, который выбывает, подлежит списанию с баланса. Основные средства списываются с баланса предприятия в результате:

а) ликвидации;

б) реализации;

в) обмена;

г) безвозмездной передачи;

д) передачи в уставный капитал в виде учредительного вклада;

е) передачи по договору долгосрочной аренды (лизинга);

ж) выявления недостачи или потери;

и) при выходе участника из состава участников [15].

В случае частичной ликвидации объекта основных средств его первоначальная (восстановительная) стоимость и накопленная амортизация уменьшаются соответственно на сумму первоначальной (восстановительной) стоимости и накопленной амортизации ликвидированной части объекта [15].

Финансовый результат (прибыль или убыток) от выбытия объектов основных средств определяется вычитанием из дохода от выбытия основных средств их остаточной (балансовой) стоимости, косвенных налогов и расходов, связанных с выбытием основных средств.

При определении финансового результата (прибыли или убытка) от выбытия объектов основных средств сумма до оценки объектов основных средств, которые ранее были переоценены, превышение сумм предыдущих до оценок над суммой предыдущих уценок этого объекта основных средств включается в состав дохода от выбытия основных средств с одновременным уменьшением резервного капитала по счету "Корректировки по переоценке имущества" [15].


В бухгалтерском учете Республики Узбекистан обобщение информа-

ции о выбытии (ликвидации, реализации, безвозмездной передаче, передаче в уставный капитал в качестве вклада, передаче по договору долгосрочной аренды, выявлении недостачи или потерь) принадлежащих предприятию основных средств и других активов осуществляется на следующих счетах [7]:

9210 "Выбытие основных средств";

9220 "Выбытие прочих активов".

По дебету счета 9210 "Выбытие основных средств" отражается первоначальная стоимость выбывших объектов основных средств, а также расходы, связанные с выбытием основных средств.

В кредит счета 9210 "Выбытие основных средств" относятся выручка от реализации объектов основных средств и стоимость материалов, поступивших в связи с их списанием в оценке возможного использования и реализации, а также суммы износа, начисленные по выбывшим объектам основных средств к моменту выбытия [8].

Выручка от реализации основных средств отражается по кредиту счета 9210 "Выбытие основных средств" в корреспонденции со счетами к получению и счетами учета денежных средств. Дебетовое сальдо (убыток) по счету 9210 "Выбытие основных средств" в текущем отчетном периоде списывается на счет 9430 "Прочие операционные расходы", а кредитовое сальдо (прибыль) по этому счету на счет 9310 "Прибыль от выбытия основных средств" [8].

Сумма прибыли по счету 9210 "Выбытие основных средств", образующаяся при сдаче объектов основных средств по договору долгосрочной аренды и относящаяся к отсроченным доходам, списывается на счет 6230 "Прочие отсроченные доходы" (текущая часть) или 7230 "Прочие долгосрочные отсроченные доходы" (долгосрочная часть). В случаях недостачи или порчи объектов основных средств остаточная стоимость, отражаемая как недостача ценностей, списывается по кредиту счета 9210 "Выбытие основных средств" в корреспонденции со счетом 5910 "Недостачи и потери от порчи ценностей". После установления конкретного виновника сумма недостачи или порчи ценностей относится в дебет счета 4730 "Задолженность персонала по возмещению материального ущерба", а когда конкретные виновники не установлены - в дебет счета 9430 "Прочие операционные расходы" в корреспонденции со счетом 5910 "Недостачи и потери от порчи ценностей" [7].

Аналитический учет по счету 9210 "Выбытие основных средств" ведется по отдельным выбывающим инвентарным объектам основных средств. По дебету счета 9220 "Выбытие прочих активов" отражается балансовая стоимость выбывающих ценностей, а также понесенные в связи с этим расходы (комиссионные вознаграждения и т.п.).


В кредит счета 9220 "Выбытие прочих активов" относится выручка от реализации активов, т.е. сумма, причитающаяся предприятию за проданное имущество. При реализации и прочем выбытии объектов нематериальных активов в кредит счета 9220 "Выбытие прочих активов" списывается также сумма амортизации, начисленная по этим объектам к моменту выбытия, в корреспонденции с соответствующими счетами учета амортизации нематериальных активов (0500).Дебетовое сальдо (убыток) по этому счету списывается на счет 9430 "Прочие операционные расходы", а кредитовое сальдо (прибыль) - на кредит счета 9320 "Прибыль от выбытия прочих активов" [7].

В таблице 2 приведён пример выбытия основных средств по ООО «Eco- Life». В результате непригодности.

Таблица 2

Списание основного средства ООО «Eco- Life» [8]

Корреспондирующие счета

Сумма

(сум)

Содержание операции

Дебет

Кредит

2010

0230.3

16 515

Начислена амортизация ОС

0230.3

9210

2 202 036

Списана амортизация ОС

9210

0130.2

2 936 049

Списана балансовая стоимость ОС

8510.1

9210

504071

Списана накопленная переоценка ОС

9430

9210

229 941

Финансовый результат (убыток от ликвидации ОС)

Источник: «Акт о списании основного средства» ООО «Eco- Life»

В следующей таблице приведём российскую методику данного примера [4].

Таблица 3

Списание основного средства ООО «Eco- Life»

по Российской методике

Корреспондирующие счета

Сумма

Содержание операции

Дебет

Кредит

01

01

2 936 049

Списана первоначальная стоимость ОС

02

01

2 202 036

Списана амортизация ОС

91

01

734 012

Списана остаточная стоимость ОС

99

91

229 941

Финансовый результат (убыток от ликвидации ОС)