Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Реклама как источник правового регулирования
1.2 Основные законодательные документы о рекламе
ГЛАВА 2 ВИДЫ РЕКЛАМЫ И ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НЕЙ
2.2 Требования, предъявляемые к рекламе
2.2 Требования, предъявляемые к рекламе
В качестве общих требований к рекламе можно назвать следующие:
а) так как реклама обращается к неопределенному кругу лиц, на территории Российской Федерации ее распространение должно осуществляться на русском языке. При этом на родных языках народов Российской Федерации, а также государственных языках республик реклама, по усмотрению рекламодателя, должна распространяться дополнительно;
б) реклама должна в обязательном порядке быть распознаваемой потребителем, который не обладает специальными познаниями, т.е. потребителю должно быть очевидно, что преподносимая ему информация является рекламой;
в) в том случае, когда предлагаемый товар подлежит обязательной сертификации, то реклама должна быть сопровождена соответствующей отметкой;
г) деятельность рекламодателя, подлежащая лицензированию, в обязательном порядке должна содержать номер лицензии, а также орган, который ее выдал;
д) не допускается рекламирование тех товаров, которые запрещены к производству и реализации на территории Российской Федерации;
е) не допускается реклама, которая нарушает интересы несовершеннолетних лиц, что в специальных нормах закреплены в ст. 20 Закона «О рекламе».[9]1
Как следует из изложенного кроме общих позитивных требований, Закон «О рекламе» включает в себя и нормы-запреты, которые обращены ко всем субъектам рекламной деятельности, например, не допускается ненадлежащая реклама. Закон «О рекламе» к числу наиболее характерных видов ненадлежащей рекламы относит неэтичную, недостоверную, недобросовестную, а также заведомо ложную и скрытую рекламу.
Специальные требования могут касаться различных аспектов изготовления и распространения рекламы, а также непосредственно относиться к ее содержанию.
В силу особенностей правового регулирования правоотношения в области рекламной деятельности имеют определенную специфику. Анализ юридической литературы дает возможность отнести к таковой определенные обстоятельства, а именно:
- наличие в законодательстве Российской Федерации большого количества нормативных актов, содержащих требования, как к производству, так и к распространению рекламы;
- выделение законодателем из круга участников гражданского оборота специальных субъектов в лице рекламодателей, рекламопроизводителей, распространителей и потребителей рекламы;
- наделение субъектов рекламных правоотношений дополнительными правами и обязанностями, возникающими исключительно при исполнении ими обязательств по производству либо распространению рекламы в силу закона;
- осуществление государственного контроля за процессами производства рекламы и ее распространения;
- возложение, кроме гражданско-правовой, также административной и даже уголовной ответственности на тех лиц, которыми были допущены нарушения законодательства в области рекламы.[10]1
2.3 Ответственность сторон в области рекламы
Изучение вопроса гражданско-правовой ответственности в области рекламы определяется во многом особенностями самого объекта, как определенного жизненного блага, обличенного в определенную объективную форму.
Субъекты рекламной деятельности подвергаются ответственности, закрепленной и дифференцированной в положениях ст.30 Закона «О рекламе».
Так, согласно названной статьи, на рекламодателя возлагается ответственность за нарушения законодательства о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы, если будут отсутствовать доказательства того, что таковое нарушение имело место по вине производителя либо распространителя рекламы.
Рекламопроизводитель подвергается ответственности за нарушения законодательства РФ о рекламе в части оформления, производства и подготовки рекламы.
На рекламораспространителя налагается ответственность за нарушения рекламного законодательства в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы.
Говоря о содержании рекламы, ответственность за которое несет рекламодатель, необходимо заметить, что поименование в рекламе номера лицензии и выдавшего ее органа, а равно отметки «подлежит обязательной сертификации» входят в содержание рекламы, поскольку содержание представляет собой совокупность всех элементов определенного объекта, в частности рекламы. В связи с этим за отсутствие таковой информации в рекламе рекламодатель привлекается к ответственности.[11]1
В соответствии с положениями ст. 22 Закона «О рекламе», на рекламораспространителя можно возложить ответственность только за невыполнение его обязанности требовать от рекламодателя предъявления лицензии, в результате чего была распространена, к примеру реклама при отсутствии лицензии на рекламируемый товар, производство которого требовало лицензии.
Так, при использовании непонятных для пользователя обозначений привлечь к ответственности рекламодателя представляется возможным в соответствии с положениями ст. 9 Закона «О рекламе» как за заведомо ложную рекламу, поскольку таковая должна быть распознаваемой без специальных знаний и на русском языке.
Действующее законодательство в области рекламы предусматривает также и основания освобождения изготовителей, продавцов и исполнителей от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязательств. Общим основанием признается непреодолимая сила, т.е. чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях событие. При этом бремя доказывания того, что неисполнение либо ненадлежащее исполнение соответствующих обязательств имело место в следствии непреодолимой силы возлагается на изготовителя, продавца и исполнителя.[12]1
За правонарушения в сфере рекламной деятельности детально регламентируется и административная ответственность. В отличие от отношений, которые возникают в процессе производства, размещения и распространения рекламы, которые регулируются, как законами, так и подзаконными актами, правовое регулирование административной ответственности осуществляется исключительно законами, поскольку законодательство об административных правонарушениях в Российской Федерации состоит только из самого закона и законов субъектов Российской Федерации.
Одной из наиболее применяемых является ст. 14.3 КоАП Российской Федерации, предусматривающая ответственность за нарушение законодательства о рекламы. При этом под нарушением законодательства о рекламе признаются ненадлежащая реклама и отказ от контррекламы.
В соответствии с санкцией названной статьи, в качестве субъектов административной ответственности за предусматриваемое ей правонарушение могут выступать, как юридические, так и физические лица. При этом необходимо учитывать, что индивидуальные предприниматели несут ответственность как должностные лица.
Объективную сторону состава административного правонарушения образует нарушение лишь законодательства о рекламе. Как отмечалось ранее, законодательство о рекламе слагается исключительно из федеральных законов, в связи с чем несоблюдение положений других правовых актов, призванных регулировать отношения в области рекламы, не могут повлечь административную ответственность по ст. 14.3 КоАП Российской Федерации.
Административная ответственность заключается в наложении на виновных лиц административных наказаний. Основным наказанием за совершение административных правонарушений в сфере рекламной деятельности является административный штраф.
Что касается ответственности уголовной за преступления в области рекламной деятельности, то ранее ст. 182 Уголовного кодекса Российской Федерации рассматривала заведомо ложную рекламу в качестве преступления, а ст. 200 УК Российской Федерации предусматривала ответственность за обман потребителей. Но с внесением в декабре 2003 года изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, названные статьи были упразднены, и в настоящее время не действуют.
В соответствии с Законом "О рекламе", рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных:
частями 2 - 8 статьи 5 (недобросовестная, недостоверая реклама; побуждение к насилию, использование бранных слов, иностранных слов, образов медработников; при отсутствии части информации, несоответствующие действительности правила пользования и др.)
статьями 6 - 9 (правила защиты несовершеннолетних; реклама товаров, реклама которых не допускается; отсутствие сведений о продавце при дистанционном способе продажи; не указание сроков проведения стимулирующих мероприятий (лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара)
частью 4 статьи 10 (в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением упоминания об органах государственной власти, об иных государственных органах, об органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, и о спонсорах)
статьей 12 (Срок хранения материалов)
частями 1 и 3 статьи 21 (содержание рекламы и предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции)
частями 1 и 3 статьи 22 (содержание рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе и предупреждение о вреде чрезмерного потребления)
частями 1 и 3 статьи 23 (содержание рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей с предупреждением о вреде курения)
статьями 24 и 25 (Реклама лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения; Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания)
частями 1 и 6 статьи 26 (Реклама продукции военного назначения и оружия)
частями 1 и 5 статьи 27(Реклама основанных на риске игр, пари)
статьями 28 - 30 (Реклама финансовых услуг; ценных бумаг; реклама услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением).
Итак, изучив ответственность сторон по договору оказания рекламных услуг, следует отметить, что в Российской Федерации имеют место два вида ответственности, а именно: гражданско-правовая и административная; уголовная же ответственность, существовавшая ранее, отменена с момента внесения в Уголовный кодекс Российской Федерации поправок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реклама – распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для определенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическим, юридическим лицам, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Реклама совместно со средствами стимулирования сбыта и торговли, элементами пропаганды является мощным маркетинговым средством неценовой конкуренции.В заключение можно отметить, что реклама даже увеличивает преступность, поскольку все более бедные слои населения стремятся к более обеспеченной жизни, и тем самым они преступают границу закона. Реклама действует как лозунг в криминальной среде. В связи с этим Закон Российской Федерации «О рекламе» просто должен развиваться параллельно с развитием преступных технологий.
Развитие в Российской Федерации рыночных отношений конкуренция совершенно по-новому ставит вопрос о роли и месте рекламы в жизни общества. Отсутствие в течение длительного времени специального правового регулирования рекламной деятельности способствовало во многом появлению огромного количества недостоверной рекламы, причинившей немалый вред потребителям.
В целях создания эффективной системы правового регулирования рекламной деятельности в России, актуальным и необходимым представляется изучение и анализ мирового опыта, в особенности законодательства и судебной практики развитых стран, где реклама представляет собой достаточно изученное социальное явление. Это предоставит возможность избежать множества проблем, с которыми данные страны столкнулись в процессе их исторического развития, а также позволит достаточно безболезненно адаптировать отечественное законодательство и правоприменительную практику к требованиям мировой экономики. Без развитой и стабильной правовой системы невозможно функционирование рыночных институтов.