Файл: Увеличение конкурентоспособности продукции ОАО «Белшина» методами ценовой конкуренции.pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ РОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Конкурентоспособность товара и факторы влияющие на него
1.2. Пути повышения конкурентоспособности товара
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО «БЕЛШИНА»
2.2. Конкурентоспособность продукции ОАО «Белшина»
2.3. Увеличение конкурентоспособности продукции ОАО «Белшина» методами ценовой конкуренции
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы заключается в том, что повышение конкурентоспособности продукции имеет важное значение для роста материального благосостояния народа. Во-первых, улучшение качества и других потребительских свойств товара позволяет покупателю снизить затраты, связанные с использованием приобретенных товаров; во-вторых, увеличение доли рынка, занятой каким-либо наиболее предпочтительной продукцией, вызывает у конкурентов ответную реакцию на улучшение свойств другой продукции, что приводит к увеличению объема продаж, насыщению рынка и снижению цен.
Значимость темы выражается в том что, от того, насколько проблема качества и конкурентоспособности продукции решается на предприятиях, зависит многое в экономической и социальной жизни страны. Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последние десятилетия, с одной стороны, и причины повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, с другой – это качество создаваемой и выпускаемой продукции.
Качество товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки, и следовательно, определяют успех или неуспех фирмы на рынке. Конкурентоспособность отдельного товара (услуги) определяется как его преимущество по сравнению с каким-то другим товаром (аналогичным или товаром-заменителем) при решении потенциальным покупателем (заказчиком) своих проблем.
Поэтому проблема качества и конкурентоспособности продукции и услуг была и остается актуальной всегда.
Объектом исследования в курсовой работе производство и реализация конкурентоспособной продукции предприятия ОАО «Белшина».
Предметом исследования- является конкурентоспособность продукции ОАО «Белшина».
Цель работы – разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности продукции ОАО «Белшина».
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
- теоретическое изучение конкурентоспособности продукции как экономической категории, методик оценки конкурентоспособности продукции;
- проведение анализа конкурентоспособности продукции ОАО «Белшина»;
- поиск путей повышения конкурентоспособности продукции на ОАО «Белшина».
Методы исследования: В процессе анализа были использованы экономико-статистические методы анализа: табличный, графический.
Информационной базой написания работы явилась статистическая и бухгалтерская отчетности ОАО «Белшина», данные Национального статистического комитета Республики Беларусь, книги, учебные пособия по проблеме исследования, периодические издания, ресурсы Интернет.
1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ РОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Конкурентоспособность товара и факторы влияющие на него
Конкурентоспособность отдельного товара (услуги) определяется как его преимущество по сравнению с каким-то другим товаром (аналогичным или товаром-заменителем) при решении потенциальным покупателем (заказчиком) своих проблем. В общем виде, конкурентоспособность – это сравнительное преимущество.
Начало создания теории сравнительных преимуществ относят к концу XVIII – XIX вв., когда в трудах Д. Рикардо были изложены основные положения теории сравнительных издержек. Сущность теории состояла в том, что преимущество в обмене получают те страны, которые производят продукцию с меньшими издержками. Модификация теории сравнительных издержек в теорию сравнительных преимуществ связывают с трудами шведского экономиста Э. Хекшера и его ученика Б. Олина . Их главные выводы, полученные ими, получили название «теоремы Хекшера-Олина»: страна экспортирует товары в производстве которых наиболее эффективно использованы факторы производства и импортирует товары с дефицитными факторами производства. Математическое описание этой модели принадлежит П. Самуэльсону и В. Стопперу (сороковые годы ХХ века) [1].
Дальнейшее развитие теории сравнительных преимуществ дано в трудах В. Леонтьева (семидесятые годы ХХ века). Его выводы, получившие название «парадокс Леонтьева» были прямо противоположны выводам Хекшера-Олина.
Новые тенденции в развитии мирового хозяйства в последние десятилетия потребовали пересмотра ряда взглядов. Наиболее значительны в девяностые годы были исследования М.Е. Портера, разработавшего теорию конкурентного преимущества.
М.Е. Портер пришел к выводу, что ни один из факторов, таких как наличие рабочей силы, практика управления, государственная политика и т. Д., взятые в отдельности не позволяют достаточно убедительно ответить на вопрос, что определяет успех фирмы. Конкурентоспособность, по Портеру, отражает продуктивность использования ресурсов. Следовательно, для обеспечения конкурентоспособности фирмы постоянно заботятся о наиболее полном и эффективном использовании имеющихся в их распоряжении (и приобретаемых в будущем) всех видов ресурсов [2].
Причем, по Портеру, конкурентоспособность не является внутренне присущим качеством. Конкурентоспособность может быть оценена в сравнении конкурентов. Поэтому конкурентоспособность – понятие относительное.
Если применить теорию конкурентоспособности в узком смысле, касаемо конкурентоспособности товара (услуги), то получаем следующие выводы.
- Конкурентоспособность товара можно определить лишь при сравнении (сопоставлении) его свойств с товарами конкурентов, либо с гипотетическим товаром-эталоном.
- В конечном счете более конкурентоспособным товаром является тот, который дает преимущества при решении последним своих проблем.
- Конкурентоспособность не является постоянным качеством товара. Следовательно фирмы должны постоянно совершенствовать товар с целью более полного удовлетворения потребностей потребителя.
- Конкурентоспособность определяется совокупностью показателей: цена, качество, упаковка (внешний вид), гарантийное обслуживание и т. Д. Ни один из них в отдельности не дает полного представления о преимуществе товара. Оценка степени конкурентоспособности является сложной задачей. Здесь можно столкнуться с проблемами двух видов:
- выбор базовых товаров сравнения,
- выбор критериев сравнения.
Обоснованно сравнивать идентичные товары, то есть те, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, распространяемы по аналогичным каналам, ориентированы на одну и ту же целевую аудиторию. В противном случае сравнение будет некорректным.
Вообще, по Портеру, существует 2 вида конкурентного преимущества товара: -снижение издержек,
-дифференциация товара (придание товару каких-то дополнительных ценностей).
Первое преимущество заключается в росте прибыли за счет эффекта масштаба при изготовлении стандартных изделий. Второе – рост прибыли вследствие более высокой цены, достигнутой в результате придания товару уникальности и лучших потребительских свойств, рассчитанного на конкретные узкие группы потребителей. Выбор стратегии зависит от факторов:
- структуры стратегического потенциала фирмы,
- особенности отрасли.
Как уже было сказано, конкурентоспособность не является компонентом качества. Поэтому М. Е. Портер считает необходимым проводить анализ среды. Портер выделил следующие факторы внешней среды, влияющие на успех в конкурентной борьбе (рисунок 1.1), и назвал их «детерминанты ромба».
Параметры факторов в преломлении к конкурентоспособности товара представляют собой материальные и нематериальные условия производства товаров, обеспечивающих те или иные свойства продукта [5].
Параметры спроса характеризуются требовательностью покупателей к качеству, эластичностью спроса по цене, уровнем доходов, величиной спроса и т. д.
Параметры спроса
Параметры факторов
Родственные и поддерживающие отрасли
Стратегия фирм-конкурентов,
свойства их товаров
Рисунок 1.1 – Детерминанты «стратегического ромба»
Примечание – Источник: [6, c. 59, рисунок 14].
Родственные и поддерживающие отрасли обеспечивают фирму необходимыми материальными, полуфабрикатами, товарами-субститутами, НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки).
Детерминанты конкурентного преимущества оказывают друг на друга взаимное влияние.
Конкурентное преимущество товара и фирма в целом не может быть поддержано без постоянного совершенствования всех детерминант «ромба». Учитывая это, каждая фирма должна постоянно поддерживать на высоком уровне свой стратегический потенциал, его факторы (кадры, НИОКР, технологии, инвестиции в основные фонды, маркетинговые исследования и коммуникации), чтобы иметь возможность систематически анализируя макро и микросреды достигать максимального конкурентного статуса, обеспечивающего длительное процветание фирмы.
В настоящее время существует большое количество классификаций факторов конкурентоспособности продукции. В качестве примера приведем некоторые из них.
1) Классификация Гарбацевича[7].
- внешние факторы: институциональные факторы (политические, экономические и правовые), а также детерминанты, включающие конъюнктуру внешней среды и уровень конкуренции на рынках, формы и методы государственного регулирования экономических процессов, параметры соотношений совокупного спроса и совокупного предложения, особенности формирования цен на факторы производства;
- внутренние факторы: определяются требованиями потребителей: цена, качество, сроки строительства, гарантийное и сервисное обслуживание.
2) Классификация Трубилина [7].
-
- факторы внешнего формирования — тенденции развития экономики и рынка, НТП, изменения в структуре потребления, колебания конъюнктуры, состав конкурентов, имидж и престиж предприятия;
- показатели качества товара — показатели, определяемые действующими стандартами, нормами, рекомендациями; сюда же относятся гарантии безопасности, сохранность продукции;
- экономические показатели — показатели, формирующие себестоимость и цену товара.
3 Наиболее подробно и комплексно, на наш взгляд, факторы конкурентоспособности товара представлены у Р. Фатхутдинова. Автор, разделив все факторы на внешние и внутренние, не только привел их перечень, но и указал направленность их влияния на конкурентоспособность товара:
Внешние факторы [8].
-
- Уровень конкурентоспособности страны (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара).
- Уровень конкурентоспособности отрасли (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара).
- Уровень конкурентоспособности региона (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара).
- Уровень конкурентоспособности организации, выпускаемой товар (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара).
- Сила конкуренции на выходе системы, среди ее конкурентов (старых и новых) (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара).
- Сила конкуренции на входе системы, среди поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и других компонентов (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара).
- Сила конкуренции среди товаров-заменителей (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара).
- Появление новых потребностей (снижает конкурентоспособность выпускаемого товара).
- Уровень организации производства, труда и управления у посредников и потребителей товаров, выпускаемых системой (повышение уровня организации повышает конкурентоспособность товара).
- Активность контактных аудиторий (общественных организаций, общества потребителей, СМИ и т. Д.) (с увеличением активности контактных аудиторий конкурентоспособность товара повышается).