Файл: Увеличение конкурентоспособности продукции ОАО «Белшина» методами ценовой конкуренции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В заключении теоретической главы можно сделать выводы:

Конкурентоспособность отдельного товара (услуги) определяется как его преимущество по сравнению с каким-то другим товаром (аналогичным или товаром-заменителем) при решении потенциальным покупателем (заказчиком) своих проблем.

Задачи анализа конкурентоспособности:

а) прогнозирование и оценка конкурентоспособности продукции;

б) изучение причин, оказывающих воздействие на уровень конкурентоспособности;

в) разрабатывание необходимых мероприятий для достижения нужного уровня конкурентоспособности продукции.

Для оценивания конкурентоспособности необходимо сопоставить данные анализируемой продукции и продукции - конкурента с уровнем, удовлетворяющим потребность покупателей, и сопоставить полученные результаты. Для оценки уровня конкурентоспособности рассчитывают интегральный, единичный и групповой показатели конкурентоспособности продукции.                                           

Изучение конкурентоспособности продукта является составной частью исследования конкурентоспособности маркетинговой деятельности, а последнее входит составной частью в изучение конкурентоспособности фирмы в целом.

Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в ряду аналогов и субститутов только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию, как качество. Качество – главная характеристика продукции. Это способность фирменной продукции выполнять свои функции.

Важные направления повышения конкурентоспособности продукции заключаются в совершенствовании процессов товарооборота, организации продажи продукции, рекламы продукции, сервисного обслуживания покупателей, которые являются мощными инструментами для увеличения спроса.

2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО «БЕЛШИНА»

2.1. Технико-экономические показатели и анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Белшина» за 2014-2016 годы


Открытое акционерное общество «Белшина» – один из крупнейших производителей шин на территории СНГ и Европы.

Предприятие обладает высоким уровнем технического и технологического оснащения, высококвалифицированным персоналом, высокой культурой производства и организации труда, которые позволяют выпускать высококачественные шины различных типоразмеров в зависимости от конъюнктуры рынка. Принципиальная схема технологического процесса производства шин ( Приложение А).

Юридический адрес: 213824, г. Бобруйск, Минское шоссе.

ОАО «Белшина» состоит из шинных заводов: крупногабаритных шин, сверхкрупногабаритных шин и массовых шин, а также механического завода, централизованных промышленно-производственных и непромышленных подразделений.

Цель деятельности ОАО «Белшина» - это производство и реализация конкурентоспособной продукции в соответствии с потребностями рынка, повышениеее качества и расширение номенклатуры для получения прибыли, удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива, собственника имущества.

За 2015 году разработано 50 технических проектов на новые шины, поставлено на производство 42 проекта, из них сертифицировано 38.Оперативный и своевременный выпуск новых типоразмеров шин позволяет предприятию выходить на рынки сбыта с более совершенной и востребованной продукцией.

Таблица 2.1 - Основные показатели хозяйственной деятельности ОАО «Белшина» за 2014-2016 гг., млн р.

Показатель

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Темп роста, %

Отклонение, %;

2016

к 2014

2016

к 2015

2016

к 2014

2016

к 2015

1 Выручка от реализации продукции

2383077

2579868

5182484

200,88

217,47

50,22

54,02

в сопоставимых ценах

2Объемпроизводства продукции

437431

680913

985990

144,80

225,40

30,94

55,64

в сопоставимых ценах

3 Себестоимость реализованной продукции

3.1 сумма

352919

509201

89957

17,67

25,49

43,04

60,52

3.2 уровень, %

14,81

19,74

17,25

87,39

116,48

-14,42

14,15

4 Налоги и неналоговые платежи, уплачиваемые за счет выручки

4.1 сумма

70753

63028,

93788

148,80

132,56

32,80

24,56

4.2 уровень, %

2,97

2,44

1,81

74,18

60,94

-35,00

-64,06

5 Прибыль от реализации продукции

26198

59861

105022

175,44

400,88

43,00

75,05

6 Рентабельность, %:

итоговая

1,10

2,32

2,03

87,5

184,5

-14,50

0,53

расходов

7,42

11,76

11,75

99,91

158,35

-0,07

36,81


Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

Из таблицы 2.1видно, что на протяжении 2014—2016 гг. наблюдается тенденция роста объема производства продукции (прирост на 30,94 % по сравнению с 2014 г. И прирост на 55,64 % по сравнению с 2015 г.) одновременно со снижением доли себестоимости реализованной продукции в выручке от реализации.

Ассортимент продукции постоянно обновляется в соответствии с требованиями рынка. Весь ассортимент продукции, выпускаемый предприятием, в соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителя» сертифицирован и проверяется на соответствие требованиям безопасности и защиты окружающей среды по стандартам Республики Беларусь, Российской Федерации, Европейской комиссии ООН.

Таблица 2.2 - Показатели номенклатуры и ассортимента шин ОАО «Белшина», шт.

Показатель

Значение показателя

Широта номенклатуры

6

Минимальная длина ассортиментной группы

15

Максимальная длина ассортиментной группы

47

Средняя длина ассортиментной группы

30,2

Длина номенклатуры

151

Минимальная глубина марки (подгруппы)

5

Максимальная глубина марки (подгруппы)

1

Средняя глубина марки (подгруппы)

2,27

Насыщенность номенклатуры

215

Коэффициент гармоничности номенклатуры

0,9

Коэффициент обновления номенклатуры

0,2

Примечание – Источник: данные предприятия.

Продукция предприятия – автомобильные покрышки реализуются без упаковки, за исключением случая поставки шин в страны дальнего зарубежья (в данном случае по требованию покупателя товар может быть упакован в бумагу).

ОАО «Белшина» выпускает шины для легковых, грузовых и большегрузных автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов и сельскохозяйственных машин, для строительно-дорожной и подъемно-транспортной техники, осуществляет восстановительный ремонт шин методом холодной вулканизации. ОАО «Белшина» является главным поставщиком шин для большегрузных автомобилей, тракторов и другой сельскохозяйственной техники, производимой предприятиями Республики Беларусь.

Основными потребителями продукции предприятия внутри республики являются предприятия Министерства промышленности, Министерства сельского хозяйства и Министерства жилищно-коммунального хозяйства, а также коммерческие организации и частные потребители.


2.2. Конкурентоспособность продукции ОАО «Белшина»

Конкурентоспособность товара – комплекс потребительских стоимостных характеристик товара, определяющих его предпочти­тельность для потребителя по сравнению с аналогичными товарам.

Таким образом, конкурентоспособность товара является относительным показателем, и может быть определена только в результате его сравнения с другим товаром. Для то­го, чтобы выяснить конкурентоспособность товаров ОАО «Белшина» сравним их с другими товарами – конкурентов по степени их соответствия конкретным потребностям.

В начале рассмотрим общую тенденцию конкурентной борьбы ОАО «Белшина» со своими главными соперниками-производителями шин из Китая.

Экономический кризис стал причиной серьезных перемен на мировом рынке индустриальных шин. Наиболее значимые события произошли в сегменте шин для карьерной техники эконом-класса. На фоне самого сильного падения спроса за последние 10 лет, произошло резкое обострение конкуренции между традиционным лидером рынка – Бобруйским шинным комбинатом «Белшина» и набирающими популярность шинами китайского производства.

В первом квартале 2009 года перспективы китайских шинников на зарубежных рынках (в особенности на рынке СНГ) оказались под угрозой. Причиной стал внезапный рост цен на китайские шины для спецтехники, вызванный одновременно ростом курса доллара, сокращением поддержки экспортеров со стороны китайского правительства и ужесточением таможенного законодательства в России. В январе – феврале 2009 года китайские грузовые шины по стоимости практически сравнялись с резиной европейских производителей эконом-класса, что тут же отразилось на продажах китайских колес. В настоящее время, цена на китайские шины стабилизировалась. На это повлияло несколько факторов. Во-первых, во втором квартале текущего года курс доллара по отношению к рублю начал снижаться. Во-вторых, китайское правительство вернулось к практике стимулирования экспорта автошин. За счет этих факторов, китайская грузовая и индустриальная шина на мировом рынке вернулись в свою ценовую нишу.

Китайская грузовая шина. Однако, несмотря на восстановление ценового паритета, перспективы китайских шинных брэндов сегодня выглядят менее радужными, чем год назад. Дело в том, что главный конкурент китайских шинных заводов – ОАО «Белшина» за последние месяцы кардинально пересмотрел свою ценовую и маркетинговую политику. В течение 2012–2014 годов цены на белорусские тяжелые шины планомерно поднимались. К середине 2013 года, колеса ОАО «Белшина» стоили на 10–15 % дороже, чем самые дорогие китайские индустриальные покрышки, поставляемые в Россию. Этот факт обеспечивал стабильные продажи китайских шин, даже несмотря на скептическое отношение многих потребителей к продукции из Китая. Вторым преимуществом китайских производителей автошин является географическое положение. Доставить партию шин из Китая в Сибирь, а особенно на Дальний Восток намного быстрее и проще, чем из Белоруссии. В условиях постоянного роста продаж, «Белшина» не всегда могла обеспечить оперативную поставку своих колес в эти регионы.


Ситуация в корне изменилась во второй половине прошлого года. Резкое сокращение продаж заставило белорусского производителя пересмотреть свою политику. В начале 2014-го цены на продукцию ОАО «Белшина» резко снизились. Тем самым, предприятие вышло на самые выгодные ценовые позиции. Изменились и условия поставок продукции в российские регионы. Если в годы экономического роста, покрышки из Белоруссии приходилось предварительно заказывать и ожидать, то сегодня эта резина стала не только более доступной по цене, но и более близкой к потребителю. Напомним, что в 2008 году компания открыла сеть представительств по всей России, со значительными складскими запасами. Это позволило дилерам ОАО «Белшина» сформировать максимально полный склад шин и оперативно управлять складскими запасами. Так что конкурентные позиции этого производителя на рынке карьерной техники, сегодня очень высоки.

Колесо для погрузчика. Что же могут противопоставить китайские производители тяжелых шин? В первую очередь более широкий ассортимент. Крупные производители шин в Китае, как правило имеют широчайший ассортиментный ряд. Они выпускают практически любую продукцию, начиная с колес для мини-погрузчиков, и заканчивая шинами для карьерных самосвалов. Однако на российском рынке, сегодня, китайские шины для карьерной техники являются нишевым продуктом. За последние 2 года эксплуатирующими предприятиями собран достаточный объем информации об эксплуатационных характеристиках китайских карьерных шин различных марок, чтобы сделать следующие выводы:

Не все китайские шины подходят для эксплуатации на нашем рынке. В то же время, можно признать, что качество и ходимость китайских индустриальных шин среднего класса, конкурентоспособны, а в некоторых типоразмерах даже более высокие, чем у продукции ОАО «Белшина». В тоже время скептический настрой значительной части потребителей по отношению к китайским покрышкам на рынке сохраняется. Цена на китайские и белорусские шины сегодня находится примерно на одном уровне. В связи с этим сегодня из Китая поставляются в основном те позиции шин, которые в России, и в Белоруссии не производятся. В качестве примера можно привести радиальные шины для карьерной техники (в том числе и на самосвалы «БелАЗ»). ОАО «Белшина» до сих пор не выпускает такие колеса, поэтому поставщики китайских шин сделали ставку именно на эту продукцию. Следует отметить, что с учетом упавшей платежеспособности многих компаний, эксплуатирующих колесную спецтехнику, радиальные шины из Китая пользуются всё более высоким спросом. Если ОАО «Белшина» не сможет в ближайшее время предложить конкурентные аналоги китайским покрышкам радиального исполнения, то в дальнейшем этот сегмент рынка может оказаться для неё труднодоступным.