Файл: История рынка ценных бумаг, его формирование и развитие.pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
2 ИСТОРИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ, ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ
2.1 Исторические аспекты появления и формирования рынка ценных бумаг
2.2 Исторические параметры формирования и развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации
3 ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
Эмитеты |
Котировальный лист «А» первого уровня |
Котировальный лист «А» второго уровня |
Котировальный лист «Б» |
В качестве внесписочных ценных бумаг |
9 |
не включены |
4 |
54 |
|
Всего: |
67 |
Примечание – Источник: [12].
Объем сделок по продаже облигаций представлен на рисунке 2.2:
Рисунок 2.2 – Объем сделок по продаже облигаций и объем продаж в млн р.
Примечание – Источник: [12].
Как видим, наблюдается повышение объема сделок по продаже облигаций и объем продаж в млн р. в тенденции 2014-2016 годов.
Исходя из вышесказанного, следует сделать следующие выводы:
1) Возникновение ценных бумаг и осуществление с ними различного рода финансовых операций обладает многолетнюю историю.
2) Рынок ценных бумаг Российской Федерации начал собственное развитие в первой половине 90-х годов прошлого века с формирования нормативно-законный основы, экономических институтов и концепции регулирования в русле перехода страны к рыночной экономике.
3) Одним из перспективных направлений развития российского рынка ценных бумаг видится развитие сектора «зеленых» ценных бумаг; создание структурных расписок; а также создание коммерческих облигаций.
3 ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
3.1 Рынок ценных бумаг как правовая категория
Понятие «рынок ценных бумаг считается довольно новым и, к сожалению, вплоть до настоящего времен никак не получившим ни легального, ни доктринального определения. В правовой и финансовой литературе, и в нормативных законных действиях это представление отождествляется
с определением «фондовый рынок» [8, с. 10]. По мнению автора курсовой работы, рынок ценных бумаг – представление наиболее обширное, нежели фондовый рынок, так как в отличие от последнего содержит никак не только лишь операции по купле-продаже ценных бумаг, но и их выпуск, расположение и закрытие. Фондовый рынок этимологически склонна к фондовой бирже, главная задача работы каковой – предоставление участникам рынка ценных бумаг требуемых обстоятельств с целью торговли ценными бумагами. Уяснения потребует кроме того соответствие рынка ценных бумаг и финансового рынка. Обычно в финансовой концепции в структуру финансового рынка помимо рынка ценных бумаг относят и денежный рынок (краткосрочные кредиты и ценные бумаги) и рынок капиталов (средне- и долгосрочные кредиты, ценные бумаги). Как видим, рынок ценных бумаг считается компонентом равно как денежного, так и рынка капиталов [9].
В правовой литературе рынок ценных бумаг обусловливается равно как «сфера обращения конкретных типов ценных бумаг, исполняемого согласно определенным правилам между обладающими правами и обязанностями субъектами». Автор курсовой работы считает, что данная формулировка потребует конкретизации «прав и обязанностей субъектов» с той позиции, что каждый субъект права владеет индивидуальными правами и юридическими обязанностями, определенный структура и вид, которых находится от с области их осуществления. Правовое определение рынка ценных бумаг как «сектора экономики, включающего два взаимозависимых элемента: эмиссию и обращение ценных бумаг» не отражает юридической сущности определяемого явления [9].
В отечественной литературе под рынком ценных бумаг понимается «сложное экономико-правовое явление, отражающее механизм правового регулирования общественных отношений по поводу мобилизации посредством ценных бумаг свободных денежных средств и капиталов в интересах производства и их последующего перераспределения через организацию обращения указанных бумаг». При этом правовое регулирование определяется как «деятельность государственных органов, направленная на нормативно-правовое регулирование порядка выпуска ценных бумаг их размещения, обращения и погашения. Выражается в установлении или санкционировании государством системы норм поведения субъектов правоотношений, возникающих по поводу ценных бумаг». С этим невозможно выразить согласие согласно последующим обстоятельствам [11, с. 19].
Во-первых, законное урегулирование с позиций единой концепции права – это «целенаправленное влияние на действия субъектов с помощью правовых средств (под правовыми средствами понимают, в первую очередь, правовые нормы, правовые отношения, правовые факты)». Причем, правовое регулирование, как «непрерывный, постоянный процесс», включает следующие «стадии (этапы): обще нормативное регулирование; возникновение прав и обязанностей у конкретных субъектов; стадия их реализации». Равно как видно, «деятельность государственных органов, направленная на нормативно-правовое регламентирование», считается только одной (первой) из стадий процесса правового регулирования.
Участниками последнего обозначают не только государственные органы, осуществляющие нормотворческую работу, но и компании и физические лица.
Во-вторых, рынок ценных бумаг представляет собой законную группу, комплекс конкретных отношений, являющихся объектом правового регулирования [12, с. 17].
Система законного регулирования– это «конкретная безупречная модель, основанная вследствие упрощения, огрубления процесса регулирования, отвлечения от каких-то второстепенных, несущественных моментов». Эта форма как комплекс законных средств не может или, по крайней мере, не всегда может «отражаться» каким-либо феноменом. На основании вышеизложенного рынок ценных бумаг необходимо определять равно как комплекс социальных взаимоотношений, складывающихся в области выпуска, размещения, обращения и погашения определенных видов ценных бумаг. Определенные авторы причисляют к подобным типам ценные бумаги, имеющие качества своеобразного товара. Товарным предназначением обладают не все ценные бумаги. В свойстве компонентов такой функции именуются: независимая обращаемость, что означает передачу ценной бумаги не зависимо от воли третьих лиц, и возможная материальная заинтересованность неограниченного круга трейдеров в приобретении ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг является одним из основных инструментов рыночного регулирования, основное предназначение которого – аккумулирование финансовых ресурсов и их перераспределение посредством совершения участниками рынка операций с ценными бумагами. В результате последних временно свободные денежные средства переходят от инвесторов к эмитентам. В качестве функций рынка ценных бумаг можно назвать использование ценных бумаг в приватизации, антикризисном управлении, реструктуризации экономики, стабилизации денежного обращения, антиинфляционной политике [7, с. 24].
Правовая основа рынка ценных бумаг начала формироваться в Российской Федерации, главным образом, с 1992 г. Законодательную базу составляют ГК, Закон «О хозяйственных обществах» с последующими изменениями и дополнениями [2; 3]. Основу правового регулирования рынка ценных бумаг в настоящий момент составляют нормативные правовые акты Комитета по ценным бумагам. Пожалуй, самым большим, а главное, многообещающим достижением в этом направлении можно назвать подписание Закона «О рынке ценных бумаг» [4]. Полностью этот документ вступит в силу с 1 января 2016 года. В Законе даны определения многих понятий, необходимых для формирования структуры фондового рынка в его современном понимании. Таким образом, складывается в настоящий момент торговля акциями российских предприятий.
Тем не менее, учитывая процессы глобализации, формирование новых инвестиционных потоков в мире, нашей стране нельзя останавливаться на достигнутом, а необходимо внедрять новые инструменты и механизмы на финансовом рынке, в частности совершенствовать законодательство о ценных бумагах в части создания новых видов ценных бумаг. Одним из перспективных направлений развития отечественного рынка ценных бумаг видится развитие сектора «зеленых» ценных бумаг. Следующим новым видом ценных бумаг для российского финансового рынка могут стать структурные расписки и коммерческих облигаций.
В ограниченном значении, «зеленые» ценные бумаги – это перспективный механизм долгового финансирования, целевая эмиссионная долговая ценная акция, надлежащая государственным или международным требованиям и законам эмиссии «зеленых» облигаций. Наиболее обширное представление «зеленой» акции – это целевая эмиссионная долговая ценная акция, с помощью эмиссии которой привлекаются ресурсы в субсидирование экологических проектов, деньги от реализации которой идут на субсидирование «экопроектов» и планов по уменьшению климатических рисков в экономике. Подобным образом, главная задача выпуска подобных инструментов – охрана окружающей среды, а также содействие продолжительному социально-экономическому развитию любой государства [7, с. 20].
Следующим новейшим типом ценных бумаг для российского экономического рынка могут стать структурные расписки. Отличительной чертой структурных расписок является то, что классически ценные бумаги гарантируют трейдеру неотъемлемую выплату номинала и процентов (если их выплата учтена критериями выпуска), в то время как новый структурный инструмент, исходя из своей сущности, подразумевает вероятность невозвращения номинала. При этом платой за риск является формирование наиболее высокого дохода.
Коммерческие облигации. Согласно собственной сущности -коммерческие облигации являются альтернативным основой привлечения финансирования наряду с такими инструментами, как нерыночные облигации, размещаемыми по открытой подписке на биржевом рынке; векселями, выпускаемыми в документарной форме; бумагами, выпускаемы ми крупными финансовыми компаниями с высоким кредитным рейтингом на международном рынке; депозитными сертификатами, выпускаемыми кредитными организациями в документарной форме. Эмитент коммерческих бумаг, как правило, выплачивает наиболее высокие проценты, чем гарантированные инструменты, а ставки обладают направленностью увеличиваться совместно с национальной экономикой [8, с. 10]. Возможно отметить, что коммерческие облигации являются одним из видов биржевых облигаций. Оба вида ценных бумаг не имеют необходимости в регистрации. Однако есть существенное отличие – коммерческие облигации размещаются путем закрытой подписки на внебиржевом рынке, а идентификационный номер присваивается не биржей, а центральным депозитарием.
Подобным способом, возникновение новейших типов ценных бумаг позволяет рассматривать их со стороны эмитента равно как альтернативный источник привлечения дополнительных вложений и ресурсов, а со стороны инвестора – равно как дополнительный ресурс дохода и вероятность расширения видов инвестиционных стратегий [8, с. 11].
И, безусловно, существенную роль играет тот факт, что Российской Федерации в рамках ЕАЭС совместно со странами-партнерами приняла на себя обязательство по формированию к 2025 г. единого финансового рынка.
3.2 Концепция правительственной регулировки рынка ценных бумаг
Концепция правительственной регулировки рынка ценных бумаг в Российской Федерации сформирована в применении этих же
методов, то, что и концепция правительственного регулировки предпринимательской деятельности в целом. В международной практике имеется две модификации правительственной регулировки рынка ценных бумаг:
1) доминирующую роль в регулировании рынка ценных бумаг захватывают государственные органы. Только лишь определенные функции (к примеру, согласно установленным законам совершения операций с ценными бумагами) правительство представляет саморегулирующим учреждениям (организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг). Подобная форма используется во Франции [17, с. 24];
2) доминирующую роль в регулировании рынка ценных бумаг захватывают саморегулирующие компании, в то время как как правительство оставляет за собой лишь осуществляющую контроль функцию. Данная форма используется в Великобритании.
В главном в иностранных государствах распространена так называемая именуемая переходная форма, при которой уровень централизации и регулирования с помощью императивных предписаний колеблется между двумя отмеченными модификациями [18, с. 17].
Рынок ценных бумаг в Российской Федерации захватывает сейчас незначительный сегмент всего рынка в целом. Однако система государственных органов, стабилизирующих этот рынок (саморегулирующих учреждений на сегодняшний день в Российской Федерации не имеется), обладает довольно непростой и двойственной структурой. Это разъясняется тем, что, во-первых, эта концепция содержит как республиканские аппараты правительственного управления отраслевой и функциональной компетенции, так и государственные органы общей ответственности, во-вторых, значительная доля функционирующих акционерных обществ образованы в результате приватизации хозяйствующих субъектов государственной формы собственности, следствием чего является большой объем на рынке ценных бумаг акций приватизированных предприятий, что, в свою очередь, влечет участие в регулировании этого рынка органов по управлению государственным имуществом; в-третьих, отсутствие устойчивости целой концепции государственных органов.