Файл: История рынка ценных бумаг, его формирование и развитие.pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
2 ИСТОРИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ, ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ
2.1 Исторические аспекты появления и формирования рынка ценных бумаг
2.2 Исторические параметры формирования и развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации
3 ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
Система государственного регулирования рынка ценных бумаг включает следующие основные организационные структуры специальной компетенции [15, с. 79]:
1 Комитет по ценным бумагам, основными задачами которого являются:
- государственное регулирование рынка ценных бумаг, осуществление контроля и надзора за выпуском и обращением ценных бумаг, а также профессиональной деятельностью по ценным бумагам;
- регистрация выпусков ценных бумаг: лицензирование профессиональной деятельности по ценным бумагам.
2 Национальный банк выступает в двух качествах. С одной
стороны, он является участником рынка ценных бумаг, а с другой
- органом государственного регулирования этого рынка. Выступая в первом качестве Национальный банк:
- осуществляет эмиссию ценных бумаг Национального банка;
- выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, если иное не определено Президентом [8, с. 17].
Как орган государственного регулирования рынка ценных бумаг Национальный банк:
- регистрирует ценные бумаги банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
- дает согласие на осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с ценными бумагами.
3 Министерство финансов Российской Федерации.
- рассматривает вопросы функционирования рынка государственных ценных бумаг, разрабатывает предложения по выпуску, размещению и погашению государственных ценных бумаг;
- устанавливает требования к уровню защищенности ценных бумаг с определенной степенью защиты (далее – защищенные бумаги), специальных материалов, приборов для контроля подлинности ценных бумаг с определенной степенью защиты;
- организует разработку и производство защищенных бумаг и специальных материалов, изготовление приборов для контроля подлинности ценных бумаг с определенной степенью защиты;
- взаимодействует с республиканскими органами государственного управления по вопросам защиты защищенных бумаг, проводит анализ подделок и подготавливает документы по усилению их защиты;
- организует создание научной и производственной базы для разработки и производства защищенных бумаг и специальных материалов, организации изготовления приборов для контроля подлинности ценных бумаг с определенной степенью защиты;
- осуществляет ведение перечней бланков строгой отчетности, а также приборов для контроля подлинности ценных бумаг с определенной степенью защиты;
- организует проведение экспертиз защищенных бумаг, специальных материалов и приборов для контроля подлинности ценных бумаг с определенной степенью защиты;
- организует в установленном порядке по заявкам республиканских органов государственного управления и организаций разработку и производство защищенных бумаг; обеспечивает их хранение;
- создает государственное хранилище образцов защищенных бумаг.
Для реализации перечисленных функций в структуре Министерства финансов Российской Федерации создан Департамент рынка ценных бумаг и денежно-кредитной политики [15, с. 69].
4. Фонд государственного имущества Минэкономики осуществляет следующие функции:
- выступает от имени государства держателем акций, принадлежащих Российской Федерации;
- осуществляет в установленном законодательством порядке владение и распоряжение принадлежащими Российской Федерации акциями (выполняя функции продавца принадлежащих Российской Федерации акций непосредственно либо через поверенного), учет и контроль за их движением, передает их в управление республиканским органам государственного управления, объединениям (учреждениям), подчиненным Правительству Российской Федерации, в доверительное управление юридическим и физическим лицам, осуществляет контроль за управлением данными акциями;
- определяет и утверждает начальную цену продажи принадлежащих Российской Федерации акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления имущества, находящегося в республиканской собственности;
- организует и проводит конкурсы, аукционы по продаже акций, находящихся в государственной собственности; осуществляет в установленном порядке реализацию на фондовой бирже акций, принадлежащих Российской Федерации, иные сделки в соответствии с законодательством по распоряжению данными акциями. По результатам состоявшихся аукционов и конкурсов по продаже акций, находящихся в республиканской собственности, заключает договоры купли-продажи и регистрирует их;
- осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации продажу на льготных условиях и обмен на именные приватизационные чеки «Имущество» принадлежащих Российской Федерации, акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления имущества, находящегося в республиканской собственности;
- приобретает в собственность Российской Федерации акции дополнительных выпусков открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления имущества, находящегося в республиканской собственности, а также акции других акционерных обществ в соответствии с принятыми в установленном порядке решениями;
- утверждает решения о выпуске акций, проспекты эмиссии открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления имущества, находящегося в республиканской собственности, в уставном фонде которых доля Российской Федерации составляет сто процентов;
- обобщает и анализирует результаты операций с акциями, принадлежащими Российской Федерации, обращение именных приватизационных чеков «Имущество», вносит предложения по совершенствованию этих процессов.
5. Департамент антимонопольной и ценовой политики Минэкономики осуществляет государственный контроль в установленных законодательством случаях за сделками с акциями [18, с. 25].
Исходя из вышесказанного, следует сделать следующие выводы:
1) В правовой литературе рынок ценных бумаг обусловливается равно как сфера обращения конкретных типов ценных бумаг, исполняемого согласно определенным правилам между обладающими правами и обязанностями субъектами. Необходима конкретизация данного утверждения. Правовое определение рынка ценных бумаг как сектора экономики, включающего два взаимозависимых элемента: эмиссию и обращение ценных бумаг, не отражает юридической сущности определяемого явления.
2) Одним из перспективных направлений развития российского рынка ценных бумаг видится развитие сектора «зеленых» ценных бумаг; создание структурных расписок; а также создание коммерческих облигаций.
3) Рынок ценных бумаг в Российской Федерации захватывает сейчас незначительный сегмент всего рынка в целом. Однако система государственных органов, стабилизирующих этот рынок (саморегулирующих учреждений на сегодняшний день в Российской Федерации не имеется), обладает довольно непростой и двойственной структурой. Это разъясняется тем, что, во-первых, эта концепция содержит как республиканские аппараты правительственного управления отраслевой и функциональной компетенции, так и государственные органы общей ответственности; во-вторых, значительная доля функционирующих акционерных обществ образованы в результате приватизации хозяйствующих субъектов государственной формы собственности; в-третьих, отсутствие устойчивости целой концепции государственных органов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги курсовой работы можно сформулировать основные результаты исследования и выводы, сделанные на их основе.
Рынок ценных бумаг обеспечивает распределение денежных средств между участниками экономических отношений через выпуск ценных бумаг, которые имеют собственную стоимость.
Высокая эффективность производства в странах с развитой рыночной экономикой объясняется в значительной степени достаточным и быстрым финансированием перспективных проектов через продажу ценных бумаг и оптимальным распределением привлеченных ресурсов между предприятиями в зависимости от их прибыльности.
Возникновение ценных бумаг и осуществление с ними различного рода финансовых операций обладает многолетнюю историю.
Рынок ценных бумаг Российской Федерации начал собственное развитие в первой половине 90-х годов прошлого века с формирования нормативно-законный основы, экономических институтов и концепции регулирования в русле перехода страны к рыночной экономике.
В правовой литературе рынок ценных бумаг обусловливается равно как сфера обращения конкретных типов ценных бумаг, исполняемого согласно определенным правилам между обладающими правами и обязанностями субъектами. Необходима конкретизация данного утверждения. Правовое определение рынка ценных бумаг как сектора экономики, включающего два взаимозависимых элемента: эмиссию и обращение ценных бумаг, не отражает юридической сущности определяемого явления.
Одним из перспективных направлений развития российского рынка ценных бумаг видится развитие сектора «зеленых» ценных бумаг; создание структурных расписок; а также создание коммерческих облигаций.
Рынок ценных бумаг в Российской Федерации захватывает сейчас незначительный сегмент всего рынка в целом. Однако система государственных органов, стабилизирующих этот рынок (саморегулирующих учреждений на сегодняшний день в Российской Федерации не имеется), обладает довольно непростой и двойственной структурой. Это разъясняется тем, что, во-первых, эта концепция содержит как республиканские аппараты правительственного управления отраслевой и функциональной компетенции, так и государственные органы общей ответственности; во-вторых, значительная доля функционирующих акционерных обществ образованы в результате приватизации хозяйствующих субъектов государственной формы собственности; в-третьих, отсутствие устойчивости целой концепции государственных органов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Конституция Российской Федерации (с изменениями и дополнениями). – М.: Амалфея, 2008. – 48 с.
2 Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ.