Файл: История рынка ценных бумаг, его формирование и развитие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Система государственного регулирования рынка ценных бумаг включает следующие основные организационные структуры специальной компетенции [15, с. 79]:

1 Комитет по ценным бумагам, основными задачами которого являются:

- государственное регулирование рынка ценных бумаг, осуществление контроля и надзора за выпуском и обращением ценных бумаг, а также профессиональной деятельностью по ценным бумагам;

- регистрация выпусков ценных бумаг: лицензирование профессиональной деятельности по ценным бумагам.

2 Национальный банк выступает в двух качествах. С одной
стороны, он является участником рынка ценных бумаг, а с другой
- органом государственного регулирования этого рынка. Выступая в первом качестве Национальный банк:

- осуществляет эмиссию ценных бумаг Национального банка;

- выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, если иное не определено Президентом [8, с. 17].

Как орган государственного регулирования рынка ценных бумаг Национальный банк:

- регистрирует ценные бумаги банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

- дает согласие на осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с ценными бумагами.

3 Министерство финансов Российской Федерации.

- рассматривает вопросы функционирования рынка государственных ценных бумаг, разрабатывает предложения по выпуску, размещению и погашению государственных ценных бумаг;

- устанавливает требования к уровню защищенности ценных бумаг с определенной степенью защиты (далее – защищенные бумаги), специальных материалов, приборов для контроля подлинности ценных бумаг с определенной степенью защиты;

- организует разработку и производство защищенных бумаг и специальных материалов, изготовление приборов для контроля подлинности ценных бумаг с определенной степенью защиты;

- взаимодействует с республиканскими органами государственного управления по вопросам защиты защищенных бумаг, проводит анализ подделок и подготавливает документы по усилению их защиты;

- организует создание научной и производственной базы для разработки и производства защищенных бумаг и специальных материалов, организации изготовления приборов для контроля подлинности ценных бумаг с определенной степенью защиты;

- осуществляет ведение перечней бланков строгой отчетности, а также приборов для контроля подлинности ценных бумаг с определенной степенью защиты;


- организует проведение экспертиз защищенных бумаг, специальных материалов и приборов для контроля подлинности ценных бумаг с определенной степенью защиты;

- организует в установленном порядке по заявкам республиканских органов государственного управления и организаций разработку и производство защищенных бумаг; обеспечивает их хранение;

- создает государственное хранилище образцов защищенных бумаг.

Для реализации перечисленных функций в структуре Министерства финансов Российской Федерации создан Департамент рынка ценных бумаг и денежно-кредитной политики [15, с. 69].

4. Фонд государственного имущества Минэкономики осуществляет следующие функции:

- выступает от имени государства держателем акций, принадлежащих Российской Федерации;

- осуществляет в установленном законодательством порядке владение и распоряжение принадлежащими Российской Федерации  акциями (выполняя функции продавца принадлежащих Российской Федерации  акций непосредственно либо через поверенного), учет и контроль за их движением, передает их в управление республиканским органам государственного управления, объединениям (учреждениям), подчиненным Правительству Российской Федерации, в доверительное управление юридическим и физическим лицам, осуществляет контроль за управлением данными акциями;

- определяет и утверждает начальную цену продажи принадлежащих Российской Федерации акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления имущества, находящегося в республиканской собственности;

- организует и проводит конкурсы, аукционы по продаже акций, находящихся в государственной собственности; осуществляет в установленном порядке реализацию на фондовой бирже акций, принадлежащих Российской Федерации, иные сделки в соответствии с законодательством по распоряжению данными акциями. По результатам состоявшихся аукционов и конкурсов по продаже акций, находящихся в республиканской собственности, заключает договоры купли-продажи и регистрирует их;

- осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации продажу на льготных условиях и обмен на именные приватизационные чеки «Имущество» принадлежащих Российской Федерации, акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления имущества, находящегося в республиканской собственности;

- приобретает в собственность Российской Федерации акции дополнительных выпусков открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления имущества, находящегося в республиканской собственности, а также акции других акционерных обществ в соответствии с принятыми в установленном порядке решениями;


- утверждает решения о выпуске акций, проспекты эмиссии открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления имущества, находящегося в республиканской собственности, в уставном фонде которых доля Российской Федерации составляет сто процентов;

- обобщает и анализирует результаты операций с акциями, принадлежащими Российской Федерации, обращение именных приватизационных чеков «Имущество», вносит предложения по совершенствованию этих процессов.

5. Департамент антимонопольной и ценовой политики Минэкономики осуществляет государственный контроль в установленных законодательством случаях за сделками с акциями [18, с. 25].

Исходя из вышесказанного, следует сделать следующие выводы:

1) В правовой литературе рынок ценных бумаг обусловливается равно как сфера обращения конкретных типов ценных бумаг, исполняемого согласно определенным правилам между обладающими правами и обязанностями субъектами. Необходима конкретизация данного утверждения. Правовое определение рынка ценных бумаг как сектора экономики, включающего два взаимозависимых элемента: эмиссию и обращение ценных бумаг, не отражает юридической сущности определяемого явления.

2) Одним из перспективных на­правлений развития российского рынка ценных бумаг видится развитие сектора «зеленых» ценных бумаг; создание структурных расписок; а также создание коммерческих облигаций.

3) Рынок ценных бумаг в Российской Федерации захватывает сейчас незначительный сегмент всего рынка в целом. Однако система государственных органов, стабилизирующих этот рынок (саморегулирующих учреждений на сегодняшний день в Российской Федерации не имеется), обладает довольно непростой и двойственной структурой. Это разъясняется тем, что, во-первых, эта концепция содержит как республиканские аппараты правительственного управления отраслевой и функциональной компетенции, так и государственные органы общей ответственности; во-вторых, значительная доля функционирующих акционерных обществ образованы в результате приватизации хозяйствующих субъектов государственной формы собственности; в-третьих, отсутствие устойчивости целой концепции государственных органов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги курсовой работы можно сформулировать основ­ные результаты исследова­ния и выводы, сделанные на их основе.

Рынок ценных бумаг обеспечивает распределение денежных средств между участниками экономических отношений через выпуск ценных бумаг, которые имеют собственную стоимость.


Высокая эффективность производства в странах с развитой рыночной экономикой объясняется в значительной степени достаточным и быстрым финансированием перспективных проектов через продажу ценных бумаг и оптимальным распределением привлеченных ресурсов между предприятиями в зависимости от их прибыльности.

Возникновение ценных бумаг и осуществление с ними различного рода финансовых операций обладает многолетнюю историю.

Рынок ценных бумаг Российской Федерации начал собственное развитие в первой половине 90-х годов прошлого века с формирования нормативно-законный основы, экономических институтов и концепции регулирования в русле перехода страны к рыночной экономике.

В правовой литературе рынок ценных бумаг обусловливается равно как сфера обращения конкретных типов ценных бумаг, исполняемого согласно определенным правилам между обладающими правами и обязанностями субъектами. Необходима конкретизация данного утверждения. Правовое определение рынка ценных бумаг как сектора экономики, включающего два взаимозависимых элемента: эмиссию и обращение ценных бумаг, не отражает юридической сущности определяемого явления.

Одним из перспективных на­правлений развития российского рынка ценных бумаг видится развитие сектора «зеленых» ценных бумаг; создание структурных расписок; а также создание коммерческих облигаций.

Рынок ценных бумаг в Российской Федерации захватывает сейчас незначительный сегмент всего рынка в целом. Однако система государственных органов, стабилизирующих этот рынок (саморегулирующих учреждений на сегодняшний день в Российской Федерации не имеется), обладает довольно непростой и двойственной структурой. Это разъясняется тем, что, во-первых, эта концепция содержит как республиканские аппараты правительственного управления отраслевой и функциональной компетенции, так и государственные органы общей ответственности; во-вторых, значительная доля функционирующих акционерных обществ образованы в результате приватизации хозяйствующих субъектов государственной формы собственности; в-третьих, отсутствие устойчивости целой концепции государственных органов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Конституция Российской Федерации (с изменениями и допол­нениями). – М.: Амалфея, 2008. – 48 с.

2 Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ.