Файл: Признание гражданина безвестно отсутствующим и (или) объявление его умершим.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Анализ разных источников информации говорит о том, что в настоящее время процесс пропажи людей без вести в мире приобрел внушительные масштабы, которые не могут оставаться без внимания общества. В глобальном аспекте, беспристрастная статистика свидетельствует: каждые три минуты на Земле бесследно исчезает один человек. Разумеется, у большинства таких случаев есть объективные причины – бытовые или криминальные. Однако часть исчезновений действительно таинственна. Не менее показательными являются и сведения, собранные по отдельным странам мира. В 2015 году более 840 тысяч американцев были объявлены пропавшими без вести в ФБР. Это почти один из каждых 300 человек! В других странах это соотношение еще выше, а в Австралии - это один из каждых 100! В Великобритании пропадает без вести по 250 тыс. человек в год. До 20 тыс. из них так и не находятся.

Есть три группы, наиболее подверженные риску: люди с психическими заболеваниями, молодежь, пожилые люди со слабоумием или потерей памяти. 99,5 % пропавших без вести находятся, однако, есть около 1600 чел. «долгосрочных» пропавших без вести.

Каждый год в Германии более 100 тысяч детей и молодых людей числятся пропавшими без вести. Отчеты по пропавшим без вести показывают, что во Франции пропали 39000 детей, 8400 в Испании, 1100 в Италии и 500 в Греции.

В нашей стране ситуация выглядит ничем ни лучше. Единственное на что сразу приходится обратить внимание, так это на заметное расхождение в количественных оценках контингента лиц, пропавших без вести. В последние годы число без вести пропавших в России по разным данным колеблется от 70 до 100 тыс. человек в год. Вместе с ранее пропавшими, которых разыскивают от года до 15 лет, общая цифра находится в пределах 120 тыс. Причем 20% из них – дети и подростки.

Статистика выглядит примерно так: каждый второй пропавший – трудоспособный мужчина или женщина, каждый четвертый – несовершеннолетний, каждый десятый – пенсионер. Если смотреть по социальному положению, то в списках чаще оказываются рабочие, пенсионеры, бомжи и, как ни странно, бизнесмены. По официальной статистике в России за год пропадают 80 тысяч человек (по неофициальной – 380 тысяч), из которых 40 тысяч дети. Находят 90% пропавших, но не всегда живыми. Больше всего исчезает без следа людей в Центральном, Приволжском и Сибирском федеральных округах, а также в Москве и Санкт-Петербурге. Ежегодно в России объявляют в розыск почти 30 тысяч детей и подростков. Причем, что страшно: за семь лет число разыскиваемых детей возросло в полтора раза. Удается выяснить судьбу лишь 80% пропавших малолетних граждан. К сожалению, возрастает и количество неопознанных трупов – с начала века их стало в 2,5 раза больше. В стране катастрофически растет число людей, которые исчезли без следа. Они пропадают внезапно, без объяснимых причин, многие – навсегда. За несколько лет количество пропавших без вести почти удвоилось и превысило астрономическую цифру в 120 тысяч человек. Так, за один только год уходит в никуда население немалого города. Из 120 тысяч человек, которые пропали только в прошлом году, большинство мужчины – почти 59 тысяч, 38 тысяч – женщины, 23 тысячи – несовершеннолетние и малые дети.


Российская уголовная статистика четких данных не дает о количестве пропавших без вести, сколько из них было найдено, и какой процент был связан с криминалом (то есть похищения, вымогательства, убийства). Приведенная выше подборка материалов, по моему мнению, однозначно говорит о том, что пропажа людей без вести представляет собой серьезную проблему современного общества, которая вследствие своих внушительных и растущих масштабов не может быть оставлена без внимания, в том числе и с позиций обеспечения демографической безопасности. Ведь мало того, что сильно расходятся официальные и неофициальные оценки размера совокупности лиц, пропавших без вести, так еще и официальные показатели, фигурирующие в различных публикациях, часто не совпадают между собой.

Представляется, что актуальность исследования темы людей, пропавших без вести, не вызывает ни малейших сомнений.

1. Общие аспекты, понятия и определения

Неожиданная пропажа любого человека – это серьезная (не только физическая, но и моральная) потеря для родных и близких, трудового коллектива и общества в целом. Каждый индивид, независимо от трудоспособности, выполняет в семье или домохозяйстве определенные функции (уборка, воспитание детей, получение дохода и т.п.), поэтому его безвестная утрата негативно отражается на остальных членах, как ближайшего, так и более отдаленного социума. Если человек работал, то возникает необходимость его замены, что требует подбора нового персонала, прохождения трудовой адаптации и т.д. Подобный сценарий развития событий всегда неблагоприятно сказывается на эффективности трудовых процессов. Наконец, с позиций общества непредвиденная и неоправданная утрата отдельных членов представляется в качестве ущерба, который может выражаться как в экономическом, так и в демографическом аспекте.

Чтобы разобраться с особенностями процесса пропажи людей без вести, важно достоверно оценивать масштабы, а также выяснять причины и последствия происходящего. Особенно в свете того, что в последнее время все более активно начинают высказываться своеобразные мнения по поводу лиц, пропавших без вести. Например, В. Катаева отмечает: «Специалисты все больше склоняются к выводу: окружающий нас мир многослоен, как пирог, а «потеряшки» случайно оказываются в параллельных мирах. И никак не могут оттуда выбраться». В этом контексте крайне важно четко идентифицировать объект исследования, который не всегда одинаково трактуется в различных источниках. В популярном электронном словаре «без вести пропавший – человек, неизвестно где находящийся, не дающий о себе никаких известий». В словаре финансовых и юридических терминов - «лицо, пропавшее без вести - это человек, местонахождение которого неизвестно его родственникам и (или) который на основании достоверной информации и в соответствии с национальным законодательством объявлен лицом, пропавшим без вести». На известном сайте «Кавказский совет» размещена следующая трактовка: «лица, пропавшие без вести - это лица, о которых близкие не имеют никаких известий, и (или) о которых достоверно известно, что они пропали в результате вооруженного конфликта (международного или немеждународного характера) или ситуации насилия внутри страны (внутренних беспорядков, волнений, а также ситуаций, требующих вмешательства исключительно нейтрального и независимого учреждения или посредника)».


Сопоставляя разные трактовки нельзя не заметить определенные расхождения. Их общий смысл сводится к применению узкого или широкого понимания пропажи без вести. Узкий подход акцентирует внимание на той части процесса, которая связана с вооруженными конфликтами и ситуациями беспорядков, волнений и т.п., когда складываются объективные реальные предпосылки для возможного исчезновения людей. Широкий подход увязывается вообще с любой ситуацией, когда происходит пропажа людей, и никто не имеет сведений об их местонахождении. С моей точки зрения, с позиций обеспечения демографической безопасности второй подход является оправданным в большей степени, особенно в свете того, что каждое конкретное государство вправе устанавливать свои формальные требования (срок пропажи и др.), связанные с исчезновением человека без вести.

В исследовании контингента лиц, пропавших без вести, большое значение имеет выяснение особенностей структуры рассматриваемой совокупности, где наряду с традиционными социально-демографическими признаками (пол, возраст, место жительства и др.) могут выделяться следующие важные аспекты:

1) пропавшие при вооруженных конфликтах, катаклизмах и стихийных бедствиях;

2) пропавшие в мирное время, вне катаклизмов и стихийных бедствий.

Первый из выделенных аспектов находится в более тесной логической связи с населением, пропавшим без вести, так как именно в военное время, при катаклизмах и стихийных бедствиях формируются все необходимые условия для исчезновения людей. В ходе боя, при землетрясении, наводнении, извержении вулканов и т.п. с более высокой долей вероятности возникают ситуации, когда гибель людей, их срочный переезд в другие регионы и т.п. легко превращаются в реальность и остаются неизвестными для родственников и знакомых.

Второй из выделенных аспектов, хотя внешне и противоречит логике внезапных пропаж людей без вести, но, на практике, в последнее время, все чаще и чаще дает именно такой результат. К сожалению, именно в мирное время, вне катаклизмов и стихийных бедствий наблюдаются исчезновения людей без вести, причем с завидным постоянством.

В данном разрезе приходится рассматривать так называемые группы риска, которые с содержательной точки зрения чаще всего выглядят следующим образом:

- несовершеннолетние (дети, подростки);

- молодые девушки, женщины;

-пожилые, пенсионеры;

- люди с различными заболеваниями (психические больные, слепые, страдающие провалами памяти и т.п.);


- военнослужащие (пограничники, моряки, охрана складов, дезертиры и т.п.);

- лица, утратившие связь с родными (бездомные, бродяги, бомжи и т.п.);

- охотники, рыбаки;

- грибники, собиратели ягод;

- жертвы убийств и похищений;

- участники несчастных случаев;

- прочие пропавшие.

В каждой из выделенных выше групп присутствуют свои особенности, связанные с исчезновением людей без вести.

Несовершеннолетние, чаще всего дети, убегают из дома (или детского дома), похищаются в корыстных целях (продажа на органы, склонение к попрошайничеству и др.), выступают объектом сексуального насилия.

Молодые девушки и женщины также часто становятся «мишенью» для сексуального насилия и обращения в сексуальное рабство.

Пожилые и пенсионеры нередко страдают слабой памятью, склерозом, что приводит к попаданию в разряд «потерянных».

Люди с различными заболеваниями, оказавшись в необычной жизненной ситуации, оторвавшись от родных, попав в медицинские учреждения и спецприемники, далеко не всегда могут вернуться домой.

Военнослужащие даже в мирное время исчезают без вести, вследствие существования категории дезертиров, а также посягательств преступников на оружие и военную технику. Кроме того, служба на границе или в военном флоте, порождает ряд специфических ситуаций с исчезновением.

Бездомные, бродяги и бомжи относятся к группе повышенного риска, так как подвергаются преступным действиям с извлечением органов, обращением в рабство и т.п. Также в случае смерти (обморожение, отравление и т.д.) их опознание представляется весьма проблематичным.

Охотники, рыбаки, грибники и собиратели ягод сами прикладывают максимальные усилия для того, чтобы оказаться в непростой жизненной ситуации. Поэтому случаи пропаж, связанные с утоплением, потерей ориентации в пространстве и т.д. встречаются повсеместно.

Жертвы убийств и похищений, вызванные посягательствами на честь, собственность и т.д., особенно в период рыночных отношений, не вызывают лишних вопросов и обильно представлены в криминальных сводках СМИ (пропажи владельцев автомобилей и квартир, бизнесменов).

Отдельно стоят участники несчастных случаев, которые потом не могут быть найдены и опознаны родными и близкими.

Прочие пропавшие без вести охватывают оставшиеся возможные варианты, включая и так сильно пропагандируемые в последнее время гипотезы о существовании провалов во времени, параллельных миров и т.п.

Исследование контингента лиц, пропавших без вести, существенно осложняется целым рядом проблем. Прежде всего, в России до сих пор прослеживается непонятное стремление к сокрытию информации от широких кругов общественности. В данном случае действует странный принцип - «если что-либо невозможно объяснить, то и не стоит об этом говорить».


Можно привести следующий пример из интервью работника правоохранительных органов, занимающегося поиском пропавших без вести. По словам корреспондента, тот сразу предупредил, «что говорить будет только о пропавших без вести, на которых есть заявление в милицию от родственников, коллег и т.д. … Опубликованная статистика ложная, недостоверная и ничего не отражающая, которая нужна только «чинарям» в штабах». Если верить подобному заявлению, то, видимо, часть исчезновений людей не фиксируется, а, следовательно, остается вне поля зрения статистики. При этом явно просматривается стремление к занижению фактических масштабов процесса пропаж без вести. Между тем уже почти год действует приказ Минюста о своевременном розыске пропавших людей. Сразу три ведомства – МВД, СК РФ и Генпрокуратура – разработали «Инструкцию о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц». Там прописано, что заявления о пропаже человека и поиск должны быть начаты сразу же, независимо от давности и места исчезновения, наличия или отсутствия сведений о его месте жительства или пребывания, полных анкетных данных и фотографии пропавшего, сведений об имевшихся ранее случаях его безвестного исчезновения.

Одновременно, действующее в РФ законодательство, позволяет, в определенной мере, сужать поле розыскной и исследовательской деятельности, так как дело в отношении лица, без вести пропавшего, может быть прекращено, если со времени объявления в розыск прошло 15 лет, а уголовное дело по данному факту не возбуждалось. По истечении пяти лет производство по делу может быть приостановлено руководителем органа внутренних дел, если исчерпаны все возможности для обнаружения без вести пропавшего.

Подобный подход юридически предоставляет возможность исключать из рассмотрения определенный «кусок» общественной жизни, если так можно выразиться, за давностью лет и при невозможности объяснить происходящее. Позиция, честно говоря, не совсем понятная, так как более правильно было бы вести учет таких случаев полной неопределенности. Но, с другой стороны, их число (тем более накопленное за некоторый период времени) совсем не способствует повышению имиджа органов правопорядка.

Для статистической иллюстрации процесса пропажи людей без вести в средствах массовой информации и в специальных аналитических материалах МВД чаще всего используются следующие показатели: