Файл: Признание гражданина безвестно отсутствующим и (или) объявление его умершим.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- численность лиц, пропавших без вести, за определенный период времени (обычно за год);

- численность лиц, пропавших без вести, в расчете на 10000 (100000) человек населения;

- частота пропажи без вести в единицу времени;

- структура совокупности лиц, пропавших без вести, по различным демографическим, социально- экономическим и т.п. признакам, а также традиционно используемым категориям поиска;

- совокупная (накопленная) численность лиц, пропавших без вести, находящихся в розыске;

- удельных вес лиц, пропавших без вести, вернувшихся или обнаруженных в результате розыскных мероприятий (в том числе живыми);

- численность лиц, безвозвратно пропавших без вести;

- затраты государства на проведение оперативно-розыскных мероприятий по лицам, пропавшим без вести и др.

Конечно, приведенные выше показатели, позволяют получить общее представление о масштабах, интенсивности, частоте, структуре и результатах общественного процесса, связанного с пропажей людей без вести. Однако, с моей точки зрения, они нуждаются в определенной систематизации, выделении самостоятельных разделов, блоков, которые бы разрешали более детально оценивать конкретные стороны внезапных исчезновений граждан страны, влекущих за собой потери демографического потенциала.

2. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим

Как это не странно звучит, но далеко не все люди умирают, ведь часть из них просто исчезает из нашего поля зрения и никаких сведений о человеке больше не слышно. Простой пример – военная командировка или авиакатастрофа. Человек уехал и не вернулся, а на деле его тело не было найдено и значит, что факта физической смерти не наступало. Именно в этой ситуации и есть смыл говорить про признание гражданина безвестно отсутствующим. Это юридическая формулировка, которая в последствии способна решить некоторые из возникнувших проблем.

Понятие «безвестно отсутствующий» подразумевает, что гражданин не подает о себе вестей ни письменно, ни по телефону, ни электронной почтой, его никто не видел с какого-то момента ни в том населенном пункте, где он проживал в последнее время и зарегистрирован, ни в других местах. Признать умершим такого человека нельзя из-за отсутствия оснований (нет тела, никто не может засвидетельствовать факта его гибели).


Если такое положение дел продолжается достаточно длительное время, то приходится определять статус этого гражданина в соответствии с требованиями закона.

Для облегчения ведения учета пропавших без вести граждан в Российской Федерации предусмотрено существование так называемого института безвестного отсутствия. С помощью норм, входящих в этот институт, заинтересованные лица могут обратиться в соответствующие государственные органы и добиться устранения неопределенности в правовых отношениях, участником которых значится отсутствующее лицо, либо, во всяком случае, свести к минимуму отрицательные последствия такой неопределенности.

Когда близкие пропавшего начинают бить тревогу – обращаться в органы правопорядка, то гражданин РФ может быть признан безвестно отсутствующим по истечению периода в 1 год. Этот период начинает свой отсчет с того времени, когда были о пропавшем человеке последний раз какие-либо сведения.

Иногда день, когда видели, слышали, получили письмо, читали СМС последний раз, точно установить не выходит, то срок начинают отсчитывать от первого числа следующего месяца. Если же даже месяц не установлен, то годичный срок начинается с 1 января следующего года (ст. 42 ГК РФ).

Признать человека пропавшим безвестно просто так, потому что его давно не встречали, нельзя, должны быть для этого определенные условия и основания. Основанием для признания безвестно отсутствующим гражданина есть факт отсутствия данных о его местонахождении на протяжении времени в 1 год.

Поняв, что гражданин пропал, его родные должны обратиться в полицию с какими-либо документами и фотоснимками искомого лица. Территориально верным будет обращение в отделение, где в последний раз видели разыскиваемого, чаще всего это совпадает с местом приписки.

Будет опрос, будет заведено дело, и фамилия пропавшего попадет в списки безвестно отсутствующих. Таким образом, произойдет фиксирование начала отсчета для обращения в суд. Полиция обязана предпринимать меры по поиску гражданина, но если он так и не объявится, то дорога одна – в суд.

Обратиться в суд может не каждый, к примеру, работодатель или представитель правоохранительных органов не имеет законного права писать заявление – его просто не примут из-за отсутствия правовых отношений, позволяющих это. Кстати, писать в суд нужно именно заявление, а не иск.

Закон указывает, что признать отсутствующим может только суд, причем особым порядком, при обращении заинтересованных лиц, круг которых предельно четко не оговаривается, но по сути к нему можно отнести:


- мужа (жену), так как это лицо заинтересовано в оформлении развода;

- детей или других иждивенцев пропавшего, так как они заинтересованы в оформлении пенсии по утере своего кормильца;

- другие лица (те, кому отсутствующий задолжал в приватном порядке, или банки, или кредитные общества, или налоговая служба, а еще прокурор и государственные органы, кто законно имеет право защищать права других граждан).

При пропаже человека заявление пишут в районный суд по месту проживания заявителя.

При приеме заявления обращают внимание на то, не находится ли пропавший в розыске за содеянные преступления, а также какую цель преследует заявитель, для чего ему нужно, чтобы гражданин был признан пропавшим безвестно. Отсутствие мотивации дает основание суду не принимать дело в производство или оставить его без внимания.

В процессе судебного разбирательства еще раз будут предприняты меры для уточнения места нахождения пропавшего, при полнейшем отрицательном результате и правильно мотивированном заявлении судья вынесет решение.

Заявитель должен предоставить следующие документы:

- документы пропавшего лица (если они имеются);

- бумаги, доказывающие степень родства (брачное свидетельство, свидетельство о рождении – для детей, или иные бумаги);

- копию заявления в полицию;

- бумаги из полиции, подтверждающие, что пропавшее лицо числится в картотеке с такого-то времени, и результаты своих действий по поиску человека;

- справку о последнем месте проживания исчезнувшего;

- справку о том, что отсутствующий не находится в розыске за совершенные злодеяния.

Доказательства отсутствия гражданина – справка с места работы о его неявке с такого-то времени, показания соседей, приятелей, близких. Но главная бумага – справка из правоохранительных органов, что производились розыскные меры, не давшие результатов.

Так как дело в суде будет проводится особым порядком производства, то госпошлина составляет 300 руб. (подпункт 8 п.1 ст.333.19 НК РФ). При подаче заявления в суд приложение чека или квитанции об оплате есть обязательным условием.

По окончанию судебного процесса - выносится решение суда. Суд при этом не может ничего утверждать и выносить решения ни о том, что пропавший жив, ни что он погиб. Суть дела – признание человека отсутствующим безвестно. Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим, после вступления его в силу, дает основание для осуществления цели, с которой заявитель обращался в суд: оформить развод или получение пенсии, уволить человека с работы и т.д.


Признание гражданина безвестно отсутствующим имеет свои нюансы, так как юридически это совсем другое, чем смерть человека. Выходит, что он пока что отсутствует, но есть вероятность его возвращения, а это предполагает временность подобного состояния.

Безвестно отсутствующее лицо не остается в этом статусе навсегда, что прописано государственным законодательством.

По прошествии пяти лет, об исчезнувшем, можно вести речь, как об умершем.

Человек будет объявлен умершим при следующих условиях:

- отсутствие фактической возможности установить место проживания человека в настоящий момент времени.

- невозможно подтвердить того, что он бодрствует и жив сейчас.

- если по месту проживания отсутствуют сведения о его существовании на протяжении последних пяти лет.

- если имел место определенный риск для его жизни на день исчезновения (в таком случае достаточно 6 месяцев нахождения в статусе «безвестного отсутствующего», чтобы в дальнейшем объявить о юридической смерти).

Алгоритм подачи заявления, рассмотрения дела в суде - аналогичен, как и при признании гражданина безвестно отсутствующим.

Признание гражданина умершим осуществляется судом в порядке особого производства с обязательным участием прокурора.

Стоит отметить, что перед подачей иска об объявлении гражданина умершим, не обязательно признавать его без вести отсутствующим.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели (п. 3 ст.45 ГК РФ).

Есть и исключения - военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий (п. 2 ст.45 ГК РФ).

Фактически, после объявления лица, как умершим - он не может воспользоваться ни одним юридическим правом. Ему не доступны никакие блага: получение медицинской помощи, прав на вождение автомобиля, покупка недвижимости, получение пенсии и пр. Нет человека, и отсутствуют какие-либо права.


3. Правовые последствия объявления гражданина безвестно отсутствующим и (или) объявление его умершим

Если человеку засчитают статус безвестно отсутствующего, при наличии подобного судебного заключения, необходимо вести речь о дальнейших правовых последствиях. По законодательству в этом случае большая часть финансовых обязанностей возлагается на доверенных лиц.

Правовые последствия в случае использования официальной формулировки «безвестно отсутствующий гражданин» вступают в действие с момента вынесения настоящего решения в суде. Все гражданские правовые отношения приостанавливаются.

ГК РФ ст. 43 дает возможность урегулировать следующие вопросы: если в собственности у безвестно отсутствующего человека имелась квартира или любой объект недвижимости, который может нуждаться в регулярном его использовании, то, согласно судебному предписанию, выбирается доверительное управляющее лицо. Его обязаны выбрать органы попечительства и опеки. Будет подписан договор о варианте доверительного использования недвижимой собственностью. Человек, оказывающее доверительное управление, производит погашение задолженностей и производит иные необходимые действия, которые были возложены на безвестно отсутствующего гражданина.

Действие любых доверенностей, которые были выданы этому или этим человеком также аннулируются. Это хорошо прописано в законодательстве, а именно в статье 188 ГК РФ. И на 2016 год все эти пункты остаются в силе.

Фидуциарные договоры с самим гражданином также прекращают свое юридическое действие. Агентский договор, поручения, комиссионные расчеты – в дальнейшем они недействительны по отношение к безвестно отсутствующему человеку.

Определенные правовые последствия касаются и регистрации семьи. Муж или жена безвестно отсутствующего человека имеют законное право аннулировать брак в упрощенном варианте. Никакого значения в этой ситуации не играет количество малолетних детей и не потребуется обоюдного согласия на развод. Более подробно этот момент расписан в пункте 2 ст. 19 СК.

Также прекращает свое действие трудовой договор с нанимателем по факту признания гражданина безвестно отсутствующим. По аналогичному принципу трудовые договора должны быть расторгнуты и с теми лицами, для которых безвестно отсутствующий выступал в роли работодателя.

Необходимо учитывать и иные правовые последствия, действие которых прописано в федеральном блоке законов. Юридические последствия признания гражданина безвестно отсутствующем касаются в большей мере имущественных споров. Уместно ли в этой ситуации говорить про наследство и строить на него планы? После признания судом гражданина в качестве безвестно отсутствующего лица, потенциальные наследники не имеют законных оснований для раздела имущественной собственности. Доверительное управление становится обязанностью нового лица и именно он распоряжается жилплощадью. Следует уточнить, что временный управляющий имуществом обязан все свои действия совершать исключительно с условием соблюдения прав отсутствующего и его интересов. Наследство может быть рассмотрено лишь через 5 лет, когда в факт безвестного отсутствия может быть трактован юридической смертью человека.