Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках (Анализ конкурентоспособности продукции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Концепция развития ОАО «Белшина» на период до 2025 года предполагает на основе изученного спроса освоить производство новой продукции:

  • легковых и легкогрузовых шин для зарубежных автомобилей с посадочным диаметром до 20 дюймов;
  • грузовых радиальных ЦМК шин с посадочным диаметром в диапазоне 17,5-24 дюйма для автомобилей, прицепов и полуприцепов, городских и междугородних автобусов;
  • сельскохозяйственных радиальных шин для тракторов и сельско-хозяйственной техники отечественного и импортного производства;
  • индустриальных шин, предназначенных для погрузчиков, бульдозеров и сочлененных самосвалов с посадочным диаметром 25-29 дюймов.

Маркетинговая деятельность предприятия направлена на увеличение объёмов выручки, получаемой от реализации продукции, и увеличение прибыли предприятия. Одна из самых важных задач маркетинга предприятия — рост объёма продаж за счёт расширения существующих и завоевания новых рынков сбыта.

Учитывая потребности рынка и последние достижения шинной промышленности, специалисты технологических и конструкторских служб предприятия постоянно трудятся над обновлением и расширением ассортимента выпускаемой продукции, подъемом ее качества. Функциональный анализ конструкции шины (см.Приложение А)

В таблице 2.1 представлена обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами.

Таблица 2.1 - Данные по трудовыми ресурсам ОАО «Белшина» за 2014–2016 гг.

Категория сотрудников

Положено по штату на 01.01.16 г.

Всего работников, чел.

Отклонение (+; -)

01.01.14 г.

01.01.15 г.

01.01.16 г.

2016 г. к

2014 г., чел.

2016 г. к

2015 г., чел.

служащие

204

204

214

206

- 8

2

руководители

911

890

897

894

- 3

4

специалисты

1366

1356

1348

1376

28

20

рабочие

10866

10406

10652

10471

- 181

65

итого

13335

12856

13111

12947

- 164

91

Примечание Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

Из данных таблицы 2.1 следует, что к 01.01.2016 г. планировалось увеличение численности работников на 2 %. Общее количество работников на предприятии должно быть равно 13335 чел., из них: служащих 204 чел., руководителей 911 чел., специалистов 1366 чел., рабочих 10866 чел. Сравнивая эти данные с отчетом по труду на 01.01.15 года, мы видим свободные вакансии среди категорий руководителей и специалистов.


По отношению 2014 года к 2016 году заметно уменьшилась численность рабочих (- 181 чел.), руководителей (- 3 чел.), служащих (- 8 чел.), что незначительно отразилось на итоговой численности работников предприятия (- 164 чел.).

В таблице 2.2 представлены данные об изменении структуры трудовых ресурсов ОАО «Белшина» за 2014–2016 гг.

Таблица 2.2 - Изменение структуры трудовых ресурсов ОАО «Белшина»

Категория сотрудников

2015 г.

2016 г.

Женщины

Пенсионного возраста

До 25 лет

С высшим образованием

Со средним образованием

Женщины

Пенсионного возраста

До 25 лет

С высшим образованием

Со средним образованием

служащие

181

26

13

30

85

199

36

8

28

87

руководители

274

193

16

537

328

267

212

13

552

313

специалисты

930

189

72

925

382

939

205

72

1000

337

рабочие

3914

97

1265

323

2738

3851

1634

1103

340

2758

итого

5299

1914

1366

1815

3533

5256

2087

1196

1920

3495

Примечание Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

Из данных таблицы 2.2 видно, что в 2016 по отношению к 2015 году увеличилось количество лиц пенсионного возраста, можно предположить, что предприятие активно перенимает опыт и навыки старшего поколения.

Использования производственных мощностей на 2016 г. составили:

- по Обществу – 79,3%;

- шины резиновые пневматические для автобусов или грузовых автомобилей – 77,1%;

- шины резиновые пневматические для легковых автомобилей – 79,4%;

- шины резиновые пневматические прочие для сельского и лесного хозяйства, прочих производственных машин – 83,5%.

В 2016 году сложилась достаточно сложная ситуация на основных рынках сбыта шин, что отразилось на показателях работы ОАО «Белшина». Основными проблемами, с которыми столкнулась предприятие в данном периоде, стали снижение деловой активности в отдельных отраслях промышленности. Падение спроса на шины диагональной конструкции, наличие экономических санкций и таможенных пошлин, затрудняющих реализацию продукцию в страны дальнего зарубежья, снижение платежеспособного спроса на внутреннем рынке в связи с отмечающимся спадом производства в автомобилестроении вследствие затоваренности складов производителей автотехники, отсутствие средств у транспортных предприятий и организаций агропромышленного комплекса.


Таблица 2.3 — Основные показатели хозяйственной деятельности ОАО «Белшина» за 2014—2016 гг., млн р.

Показатель

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Темп роста, %

Отклонение, %;

2016

к 2015

2016

к 2014

2016

к 2015

2016

к 2014

Выручка от реализации продукции

2383077

2579868

5182484

200,88

217,47

50,22

54,02

в сопоставимых ценах

Объем производства продукции

437431

680913

985990

144,80

225,40

30,94

55,64

в сопоставимых ценах

Себестоимость реализованной продукции

сумма

352919

509201

89957

17,67

25,49

43,04

60,52

уровень, %

14,81

19,74

17,25

87,39

116,48

-14,42

14,15

Налоги и неналоговые платежи, уплачиваемые за счет выручки

сумма

70753

63028,

93788

148,80

132,56

32,80

24,56

уровень, %

2,97

2,44

1,81

74,18

60,94

-35,00

-64,06

Прибыль от реализации продукции

26198

59861

105022

175,44

400,88

43,00

75,05

Рентабельность, %:

итоговая

1,10

2,32

2,03

87,5

184,5

-14,50

0,53

расходов

7,42

11,76

11,75

99,91

158,35

-0,07

36,81


Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

Из таблицы 2.3 видно, что на протяжении 2014—2016 гг. наблюдается тенденция роста объема производства продукции (на 30,94 % по сравнению с 2015 г. и на 55,64 % по сравнению с 2016 г.) одновременно со снижением доли себестоимости реализованной продукции в выручке от реализации.

Анализ себестоимости продукции ОАО «Белшина» приведен в таблице 2.4. Динамика, состав и структура себестоимости продукции ОАО «Белшина» за 2014—2016 гг. (см. Приложение Б)

Из таблицы 2.4 видно, что наибольший удельный вес в себестоимости товарной продукции занимают сырье и материалы, причем в 2015 году по сравнению с 2014 г. имело место незначительное снижение доли на 0,29 процентных пункта, а в 2014 по сравнению с 2015 г. доля сырья и материалов вновь повысилась на 0,25 процентных пункта, однако, в сравнении с 2014 г. произошло снижение доли на 0,04 процентных пункта. Следовательно, производство на ОАО «Белшина» можно охарактеризовать как материалоемкое. Увеличение доли сырья и материалов в себестоимости связано с изменением стоимости сырья (технический углерод, корд, каучук), закупаемого у зарубежных поставщиков, а также с увеличением объемов производства.

Ассортимент продукции постоянно обновляется в соответствии с требованиями рынка. Весь ассортимент продукции, выпускаемый предприятием, в соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителя» сертифицирован и проверяется на соответствие требованиям безопасности и защиты окружающей среды по стандартам Республики Беларусь, Российской Федерации, Европейской комиссии ООН.

2.2. Анализ рынков сбыта выпускаемой продукции

Продукция марки «Белшина» благодаря надежности, долговечности и комфортабельности известна не только в нашей республике, но и во многих странах мира. Ежегодно коммерческой службой предприятия формируется годовой план продаж с разбивкой по рынкам сбыта и типоразмерам, который может быть скорректирован в течение года с учетом изменяющегося спроса на продукцию и сложившейся конъюнктуры рынка.

В течение года составляется ежемесячный план продаж на основании заявок потребителей с учетом необходимости снижения запасов готовой продукции на складах. Утвержденный план продаж на текущий месяц в письменном виде доводится до потребителей. Ежедневно специалистами УРП составляется мониторинг отгрузки с целью контроля над выполнением плана продаж текущего месяца. Кроме того, в течение месяца может проводиться корректировка плана с учётом имеющихся дополнительных заявок на продукцию.


Целью ОАО «Белшина» в области продаж является:

-Увеличение продаж и прибыли путем создания для потребителя оптимального предложения, удовлетворяющего его потребности.

- Обеспечение оптимальной системы взаимодействия между ОАО «Белшина» с субъектами собственной и отраслевой товаропроводящей сетью;

- Обеспечение эффективной мотивации субъектов собственной товаропроводящей сети, направленной на организацию ими необходимого комплекса мероприятий по реализации и продвижению продукции бренда «Белшина»;

- Получение эффективной нормы прибыли за счет роста продаж.

- Сохранение и обеспечение роста объемов реализации в разрезе рынков сбыта, не допуская падения продаж на маржинальных рынках.

Продукция предприятия – автомобильные покрышки реализуются без упаковки, за исключением случая поставки шин в страны дальнего зарубежья (в данном случае по требованию покупателя товар может быть упакован в бумагу).

Основными целями стратегии маркетинга ОАО «Белшина» являются:

- увеличение доли Общества на внутреннем рынке, территории стран СНГ и в странах дальнего зарубежья;

- увеличение объёмов и расширение ассортимента поставляемой продукции на предприятия первичной комплектации;

- повышение эффективности экспортных продаж;

- закрепление имиджа Общества как надёжного партнёра и крупнейшего производителя качественных шин широкого ассортимента на территории стран СНГ.

Для достижения поставленных целей ОАО «Белшина» ставит перед собой следующие задачи:

- поддержание соответствия качества выпускаемой продукции установленным требованиям и постоянное ее совершенствование;

- использование качественного сырья, материалов и комплектующих при производстве продукции посредством постоянного мониторинга поставщиков;

- производство новой конкурентоспособной продукции, отвечающей требованиям потребителей по качеству;

- формирование плана продаж на основании складывающейся конъюнктуры рынка для максимального удовлетворения спроса;

- проведение гибкой ценовой политики с учётом данных маркетинговых исследований и анализа цен конкурентов;

- повышение эффективности взаимодействия с существующими клиентами и поиск новых партнеров.

Сбытовая стратегия ОАО «Белшина» выделяет основные направления развития предприятия в отношении структуры сбыта и каналов распределения продукции, которые включают товаропроводящую сеть, как на внутреннем рынке, так и на рынках стран СНГ и дальнего зарубежья.