Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках (Анализ конкурентоспособности продукции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- освоение и производство новых видов продукции;

- объём и ассортимент продукции высшего сорта, его удельный вес в объёме произведённых и реализованных товаров[1] .

К индивидуальным (единичным) относят те показатели, которые охарактеризовывают потребительские свойства каждого изделия, его надежность, долговечность, технологичность, эстетичность, полезность.

К косвенным показателям повышения качества продукции относятся: штрафы за некачественную продукцию; претензии по качеству товаров (их количество и цена). Гарантийный срок работы, процент возврата продукции на исправление недостатков; стоимость и количество гарантийных ремонтов в расчете на одно изделие; уровень брака; снижение себестоимости продукции; повышение производительности труда; увеличение рентабельности и прибыли продукции. При сокращении объёма реализации эффективность производства может повышаться, но это может произойти только в том случае, если качество продукции улучшается быстрее, чем темпы снижения объёма выпуска и реализации товаров.

Первоочередная задача анализа в изучении динамики перечисленных показателей, оценке выполнения плана по их уровню и причин изменения качества продукции.

Для обобщённой оценки плана по качеству продукции применяются разные способы. Суть балльного способа оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции и методом сопоставления планового и фактического его уровня находят процент выполнения плана по качеству.

По товарам, качество которых характеризуют кондицией или сортом, рассчитывают долю продукции каждого сорта (кондиции) в общем объёме выпуска, средневзвешенную цену продукции в сопоставимых условиях, средний коэффициент сортности[2].

Второй задачей анализа является определение влияния качества товара на стоимостные показатели работы предприятий. Он рассчитывается следующим образом:

ΔВП = (Цд – Цп) Х КВП;

ΔВ= (Цд – Цп) Х ОВП,

ΔП [(Цд – Цп) Х КВП]- [(Cд – Сп) Х ОВП]

где, ΔВПвыпуск продукции; ΔВ – выручка от реализации товара; ΔП – прибыль предприятия; Цд и Цп – цена изделия до и после изменения качества; Cд и Сп – уровень себестоимости единицы продукции соответственно до и после изменения качества. КВП – количество выпущенной продукции повышенного качества, ОВП - объём реализованных товаров, повышенного качества.

Рост удельного веса продукции и повышение качества, как видов продукции, так и рост удельного веса каждого вида продукции в общем объёме реализации приводит к повышению объёмов продаж в стоимостном значении. Это способствует тому, что высокий уровень качества продукции повышает спрос на неё и даёт возможность для повышения продажной цены.


Подходы к количественной оценке качества продукции определяют с помощью специальной науки – квалиметрии, науки о способах измерения и количественной оценке качества товара и услуг. Основная задача квалиметрии в разработке методов оценки качества конкретного товара или процесса, числом, характеризующим степень их соответствия предъявляемым требованиям. При этом, качество истолковывается как определённая совокупность отдельных полезных свойств.

При продаже (реализации) продукции повышенного качества, как правило, возрастает её себестоимость, за счет применения более дорогостоящих и качественных видов сырья и материалов. Закупки более нового современного оборудования и инструментов, установления более высокой заработной платы за выпуск продукции повышенного качества, увеличения косвенных затрат (например, затраты на повышение квалификации персонала, издержки в инфраструктуре производства). Поэтому высокие цены за произведённую продукцию повышенного качества часто бывают обоснованными.
Различают следующие виды качества: рисунок 1.1.

Рисунок 1.1. Виды качества продукции

Уткин, Э.А. Профессия – менеджер/ Э.А. Уткин. – М.: Экономика, 2012.

Высокое качество - товар превосходит по своим параметрам другую ответствующую ему продукцию, соответственно цена на товар более высокая;

Конкурентоспособное качество - товар соответствует качественным характеристикам аналогам , цена средняя;

Низкое качество - товар уступает соответствующей продукции по качественным характеристикам, цена на продукцию низкая;

Неконкурентоспособное - качество товара либо не выдерживает определённых стандартов, либо несовременно, необходимо завершить производство данного вида продукции.

Система качества - это совокупность организационных процессов и ресурсов, структуры и методик, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Общее руководство качеством, это те аспекты общей функции управления, которые определяют политику, цели и ответственность в области качества, а также осуществляют их с помощью планирования качества, управления качеством, обеспечения и улучшение качества, в пределах системы качества.  Обязанности по полному руководству качеством лежат на различных уровнях управления, но руководство ими в организациях осуществляется руководителем. Управление качеством охватывает все виды деятельности и методы оперативного характера, направленные на выполнение требований к качеству и реализацию планов его совершенствования. Управление качеством предусматривает контроль качества (на соответствие стандартам и установленным показателям качества), выявление отклонений и разработку мероприятий по их устранению и недопущению повторных отклонений и дефектов, а также организацию и контроль их реализации.


Система качества является неотъемлемой частью системы управления производством. При этом необходимо:

1. Обеспечение управления качеством на всех участках производства.

2. Обеспечение участия в управлении качеством всех работников предприятии.

3. Установление ответственности руководства.

4. Обеспечение неразрывности деятельности по качеству с деятельностью по снижению издержек.

5. Обеспечение проведения профилактических проверок по предупреждению дефектов и несоответствий.

Увеличение требований рынка к выпускаемой продукции, а также усложнение процесса производства, вынуждают предприятия изменять подход к проблеме качества. В наше время уже недостаточно контролировать качество конечного товара и отдельных составляющих промышленного процесса. Необходимым требованием выживания в конкурентной борьбе стало создание системы качества. Воплощение системы качества предполагает проведение внутренних проверок системы с целью контроля правильности распределения обязанностей между подразделениями, возможностей их выполнения, а также достоверности и достаточности необходимой нормативной документации. В результате контроля осуществляется доработка системы для того, чтобы подразделения, могли четко выполнять свои функции. Система качества призвана обеспечивать контроль и управление на всех этапах, участие всего работающего коллектива в достижении конечного качества продукции, взаимосвязь деятельности по улучшению качества и снижению издержек, внимательность при выявлении дефектов в устранении вызвавших их причин[3].

Косвенными характеристиками качества товаров являются наличие рекламаций и заводской брак. В условиях рыночных отношений увеличивается значение экономических форм защиты прав потребителей от поставки им продукции низкого качества. Одним из видов защиты является право потребителя на предъявление производителям рекламации.

Рекламация – претензия заказчика или покупателя, предъявляемая продавцу или поставщику по поводу ненадлежащего качества или количества поставляемого товара, к снижению цены, требование об устранении недостатков, возмещении причинённого ущерба (убытков). Отсутствие или наличие рекламаций является итоговым показателем стабильности или нестабильности качества продукции. Наличие рекламаций на товар уменьшает объём реализованной продукции, снижает прибыль, ухудшает финансовое состояние, повышает себестоимость[4].

В процессе анализа выявляется:


-количество принятых и предъявленных рекламаций по важнейшим видам продукции и в целом;

-количество и стоимость товаров, по которым приняты рекламации;

-удельный вес продукции, на которую предъявлена рекламация, в общем объёме выпуска продукции в действующих ценах.

Эти показатели рассматриваются в динамике, что позволяет выявить товары, на которые предъявлено наибольшее число рекламаций. Далее разрабатываются технические и организационные мероприятия, необходимые для устранения дефектов[5].

Брак при производстве отражает качество организации и выполнения производственного процесса по изготовлению товара. Брак – продукция, товар, которые из-за некачественного изготовления не могут быть применены по своему назначению или для исправления дефектов требуются дополнительные расходы.

По своей направленности брак подразделяется на неисправимый (окончательный) и исправимый. Окончательным (неисправимым) браком считается такой брак, который исправить не представляется возможным или экономически нецелесообразно его исправлять. В зависимости от места выявления брака, его можно подразделить на внутренний и внешний. Внешний брак (выявленный у покупателя) устанавливается потребителями после приобретения товара. Внутренний брак выявляется непосредственно на предприятии и может быть обнаружен на любом участке производства до отправки (отгрузки) продукции покупателям. Исправимый брак – это брак, при котором товар в результате устранения дефектов, может быть доведен до необходимой степени, удовлетворяющей требованиям, предъявляемым к соответствующей продукции. До этого момента бракованная продукция числится в составе незавершенного производства.

Причины брака систематизируются с учётом организации производства и отраслевых особенностей технологии производства. Самыми основными причинами брака для различных отраслей промышленности являются следующие:

- использование некачественного или плохо работающего оборудования, инструментов и приспособлений;

- низкий уровень квалификации работающих; нарушение технологии производства;

- недостаточное количество и неисправность контрольно-измерительных приборов; ошибки в материально-технической документации; использование недоброкачественных материалов; недостаточное количество и неисправность контрольно-измерительных приборов[6].

В процессе анализа выпуска и реализации товаров необходимо оценивать также риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие отказа потребителей покупать данную продукцию. Он определяется размером возможного морального и материального ущерба предприятия. Каждая организация должна знать объём издержек, если какая-то часть товаров будет нереализованной. Для того чтобы избежать последствий при невостребованности продукции, необходимо изучать обстоятельства её возникновения с целью поиска путей минимизации потерь или недопущения невостребованности. Причин возникновения риска невостребованности выпускаемой продукции может быть много, но они взаимообусловлены и взаимосвязаны. Эти причины можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние причины возникновения риска зависят от работы самих предприятий, их подразделений и отдельных лиц. Внешние причины риска, как правило, напрямую не зависят от деятельности организации, хотя иногда такая зависимость существует.  К невостребованности продукции приводит нестабильная экономическая ситуация, политическая нестабильность, демографический фактор. Рост инфляции приводит к снижению покупательской способности населения. Предприятиям необходимо учесть это при планировании объёмов производства.


В заключении теоретической главы можно сделать выводы :

Разработка ежемесячных планов производства и продаж направлены на обеспечение рационального использования ресурсов, оптимального выпуска продукции, а так же оптимизацию продаж товаров и получения максимальной прибыли за счет повышения эффективности реализации продукции и снижения затрат на производство. Комиссия по формированию ежемесячных планов производства и продаж с учетом экономической целесообразности, маржинальности рынков и себестоимости производства в разрезе номенклатуры производимой продукции в своей деятельности руководствуется действующим законодательством, организационно – распорядительной документацией по предприятию, документами системы менеджмента качества.  Окончательный план продаж формируется в натуральном и стоимостном выражении по отпускных ценам согласно действующих прейскурантов по рынкам сбыта в разрезе потребителей.

На предприятиях ежегодно утверждается и вводится в действие Программа качества предприятия. Программа разрабатывается с целью совершенствования системы менеджмента качества, повышения удовлетворенности потребителя и других заинтересованных сторон, улучшения процессов и качества выпускаемой продукции, включает мероприятия, направленные на создание условий для реализации политики в области качества и достижения целей в области качества.

2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО « БЕЛШИНА»

2.1. Экономическая характеристика промышленного предприятия ОАО"Белшина"за 2014г.- 2016г

Открытое акционерное общество «Белшина» создано в процессе разгосударствления и приватизации собственности РУП «БШК «Белшина» в соответствии с приказом Министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2002 года № 128. Основными видами деятельности являются производство резиновых шин, покрышек и камер.

Основной целью работы Общества является: освоение и внедрение в производство новых типоразмеров шин, разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности, импортозамещения продукции, в которых предусмотрено техническое перевооружение действующих мощностей, обновление ассортимента продукции, увеличение экспортного потенциала, внедрение новых перспективных технологий и материалов, снижение затрат на производство.