Файл: Анализ основной проблем исследование и диагностика конфликтов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В конфликте обычно выделяют четыре основных фазы: предконфликтная, конфликтная, разрешение конфликта, и послеконфликтная фаза.

А так же различают политические, социально-экономические, этно-национальные, межличностные конфликты.

Конфликты могут быть открытыми (лежат на поверхности, видны невооруженным глазом) и латентные (скрытые от глаз наблюдателя обнаруживаются по косвенным признакам, среди которых главное - напряженность в межличностном общении, резкое изменение отношения к цель руководства -. для того, чтобы поднять скрытые конфликты на поверхность и разрешить их).

По нраву объективных и субъективных причин конфликта разделены по объективным и субъективным.

Конфликты различаются по своей сфере разрешения - бизнеса или личного эмоционального.

2 Методы исследований в конфликтологии

2.1 Методы психологии в исследовании конфликтов

Изучая конфликты, нужно анализировать их как сложно организованные предметы, состоящие из иерархически связанных подсистем и входящие, в свою очередь, в качестве подсистем в системе более большого уровня. А так же важно обнаружить все разнообразие элементов, укладывающихся в структуру конфликта, связи между ними, а также отношения изучаемого конфликта с внешними по отношению к нему явлениями.

Нынешняя конфликтология не разрабатывает свой личный инструментарий, а широко использует методы и методики, разработанные в других отраслях знаний[8] .

1) Наблюдение – прямая и опосредованная регистрация событий и условий, в которых они имеют определенное место. Используется для изучения конфликтов различных размеров - от внутриличностный к межгосударственным. В качестве метода сбора первичной информации об объекте обучающего сфокусированным, организованной, непосредственного восприятия и исправить мониторинга событий конфликт имеет ряд преимуществ. В ходе мониторинга конфликт воспринимается непосредственно. Это может быть, чтобы обеспечить участие в конфликте и восприятие со стороны конфликта. Мониторинг позволяет оценить влияние многих факторов в конфликте, их «вес» и его эффективность. При соблюдении условий, сохраненных легкость в которой конфликт происходит. Существует возможность исследования в динамике конфликта.


Все-таки наблюдение как метод исследования конфликта обладает и недостатки: личный характер отмечаемой ситуации; взаимное воздействие наблюдателя и конфликта. Наблюдатель становится участником конфликта, и его психика подвергается трансформирование, которые характерны противоборствующим сторонам. Приобретённые таким образом факты несут след личностной, субъективной оценки. Нужно учитывать также воздействие на последствия исследования конфликта личного эксперимента, знаний, установок, эмоционального состояния наблюдателя. К несовершенствам также можно отнести трудоемкое оформления итогов наблюдения.

2) Социометрия – социально-психологический тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, в конфликтологии используется для обнаружения напряженных отношений в группе. Социометрия основывается на определении каждым членом группы своего отношения к окружающим по предложенным критериям.

Установлены разнообразные модификации социометрии: координатно-социограммный метод разрешает выделять в исследуемых группах конфликтные пары, индифферентные личности, микрогруппы с положительными и отрицательными статусами в официальном общении; пространственная социометрия позволяет выявить членов группы, с которыми у испытуемого более близкие отношения; цветовой тест отношений может быть использован в тех случаях, когда у опрашиваемого существует установка на сокрытие от исследователя своих конфликтных отношений в группе и др.

3) Изучение документов – Исследование данных для ретроспективного анализа конфликтов, изложенных в рукописном или печатном тесте на компьютерной дискете, целлулоида и другой. Информация записывается с помощью букв, цифр и других символов стенографических, рисунки, фотографии, звукозаписи и т.д. Как правило, при изучении документов отвечают трудности, связанные с большим количеством и разнообразием источников. Таким образом, использование такой методики их исследования, называемый контент - анализ (количественный анализ). При использовании этого метода не может найти и посчитать признаки документа, что отражает его основное содержание. [10]

4) Опрос – на данный момент наиболее распространен в исследовании конфликтов и включает разнообразные шкалы диагностического наличия конфликта и степени его выраженности, тестовые процедуры, выявляющие избираемые стратегии поведения в конфликтах.

Тестовые процедуры позволяют обнаружить избираемые испытуемым стратегии поведения в конфликтах. В современной практике применяется широкий спектр опросных методов для выявления взаимодействия конфликтующих сторон.


5) Эксперимент. Экспериментальное исследование конфликта на основе моделирования конфликтных ситуаций, предпочтительно в пробирке, и фиксация человеческих реакций на эти ситуации. Среди разработанных экспериментальных процедур игр - матричных игр, конференций и социальных игр - ловушек, а также более сложных конфликтных ситуаций, моделирующих столкновение. Тем не менее, подобные исследования конфликтов, связанных с организационными трудностями, некоторые из них неприемлемы с моральной точки зрения. Кроме того, сложные формы человеческого поведения в действительности намного богаче; отношения, выявленные в игровой ситуации не может произойти в реальном конфликте.

2.2 Методики изучения конфликтных ситуаций

1) Системно-ситуационный анализ – исследование конфликтов по единицам. В качестве единицы анализа использовали ситуацию конфликта - минимальный интегральный, одной части конфликта, который имеет все его основные свойства, который установил значимые и динамические характеристики, переходные и пространственные границы. Исследование выявило все основные и вторая сторона в конфликте. Определение пространственных границ конфликтного взаимодействия. Четкое фаза в развитии конфликта, в котором направление главного героя несоответствия ее членов не меняется качественно. Затем определяют пространственной, временной и основной пограничный конфликт был проведен систематический анализ. Использование анализа конфликтов в качестве единицы имеет потенциал, чтобы стандартизировать, хранить и собирать информацию о реальном конфликте. Конфликтная ситуация позволяет усваивать характеристики конфликтов не «вообще», а на основании приказа конкретного сообщения о поведении некоторых людей и социальных групп. Конфликты могут непосредственно быть разобран и задним числом для этого сценария. Для анализа специфической формы она была разработана ситуация, которая показывает основные характеристики конфликта.

2) Математическое моделирование. Математическое моделирование с притягиванием современных средств вычислительной техники разрешает перейти от несложного накопления и анализа фактов к прогнозированию и отметке событий в реальном масштабе времени вырабатывания. Математическая модель конфликта выступает как система формализованных соотношений между характеристиками конфликта, делимых на параметры и переменные составляющие. Среди математических моделей, используемых в конфликт логии - вероятностные распределения, цепь Маркова, модели целеустремленного поведения, имитационные модели[10]. На данный момент максимальный прогресс был достигнут в конфликтах анализа и изображения со следующими свойствами: количество участников в конфликте два, количество способов действия каждого из участников и их индивидуальные цели диаметрально противоположны. Эти ограничения, а также абсолютность целей и стратегий участников конфликта значительно сократить круг реальных межличностных ситуаций, которые применимы математики для описания.


3) Личностные тесты. Специалисты используют ряд апробированных тестов, которые фиксируют выраженность качеств, свойств и состояний, указывающих на повышенную конфликтность личности. К количеству наиболее часто употребляемых общепризнанных тестов и опросников, разрешающих обнаружить те или иные аспектный характер конфликтности личности и определить ее уровень, можно выделить:

  1. Тест А. Басса – А. Дарки (предназначен для определения индивидуального уровня агрессивности личности)
  2. Диагностика межличностных отношений Т. Лири (дает возможность определить преобладающий тип отношения личности к окружающим);
  3. Личностный тест Г. Айзека (позволяет выявить тип темперамента личности с помощью двух шкал – «экстраверсия – интроверсия» и «нейротизм – стабильность)
  4. 16-факторный личностный опросник Кеттелла (позволяет выявить психологические особенности, влияющие на конфликтность – скрытность, практичность, жестокость, суровость, честолюбие и пр.)
  5. Шкала реактивной и личной тревожности Ч. Спилбергера – Ю. Ханина (предназначена для измерения тревожности как эмоционального состояния и как свойства личности)
  6. Методика «Q – сортировка» Х. Залена – Д.Штока (позволяет измерить проявление таких тенденций поведения, как зависимость – независимость, общительность – необщительность, стремление к борьбе – избегание борьбы) и др.

Личностные тесты употребляются в исследовательских целях и в качестве источников информации об участниках конфликта, но в правильном смысле не являются методами изучения самого конфликта.

В современной конфликтологии традиционно большее интерес уделяется качественным методам, которые реализовывают смысловую интерпретацию данных. Причем наряду с общенаучными качественными методами (анализ, синтез, индукция, дедукция и т.п.) появились эмпирические качественные методы: методика кейс – стадии – изучение единичного конкретного конфликта и реконструкция существующей теории на основе сделанных выводов; экспертный опрос – опрос компетентной группы лиц; метод изучения фокус групп[12] .

Сложность явления конфликта, и разнообразие подходов определяют и разнообразие методических подходов и приемов изучения конфликта.

Выводы по главе 2

Изучая конфликты, нужно анализировать их как сложно организованные предметы, состоящие из иерархически связанных подсистем и входящие, в свою очередь, в качестве подсистем в системе более большого уровня. А так же важно обнаружить все разнообразие элементов, укладывающихся в структуру конфликта, связи между ними, а также отношения изучаемого конфликта с внешними по отношению к нему явлениями.


Конфликты изучают и анализируют в свою очередь, различными способами. Существуют такие анализы как системно-ситуационный анализ, математическое моделирование, личностные тесты. Эти анализы более подробно описаны в главе №2.2. А так же более интенсивно идут методы психологии в исследовании конфликтов. Существуют такие методы, как наблюдение, социометрия, изучение документов, допрос. Они так же более подробно описаны в главе 2.1.

Из данного раздела можно сделать выводы, что конфликты важны и нужны, по моему мнению. Так как человек, благодаря конфликтным ситуациям более лучше понимает мир, осознает суть всего человечества, а так же происходит некий процесс развития индивидуума. Люди таким образом отстаивают свою точку зрения, понимают свою значимость и становится более увереннее в себе.

Заключение

Диагностический конфликт интерпретируется как способность различать между методами, чтобы "ухватить" единства; это косвенно связано с анализом и синтезом.

В научной литературе формируется немного подходов к диагностике конфликтов, все из которых имеют свои характерные приемы. Наиболее известными являются социологические и психологические подходы. В последнее время на стыке этих двух наук состоит из социально-психологических исследований подход конфликтов. Специфика социально-психологического подхода, содержащегося в изучении игры конфликтов в индивидуальном coznanii, психологические причины его возникновения, течения и разрешения. Проблемы уникальности и актуальности понимания компонентов конфликта, противоборствующими сторонами, индивидуальной ситуации конфликта волнения, понимая свои базы и влияния на людей.

Существует масса спектр мнений по конфликту, но оба остаются доминирующими. Некоторые исследователи полагают, что социальные конфликты являются своего рода угрозы, опасность интеграции общества, в то время как последний считают, что "конфликт препятствует окостенение социальных систем, вызывая стремление к обновлению и творчеству». Другие исследователи полагают, что конфликты имеют важное значение как фактор общего процесса социального изменения.Учение натуры конфликта, приспособления и фаз его формирования важно не только в плане управления конфликтом, но и в теоретико-познавательном виде.

Конфликтологическое учения понимают различные типы конфликтов, которые находятся в межличностных, трудовых, семейных, управленческих, организационных, межнациональное и международных отношений. Другими словами, эта информация будет способствовать повышению эффективности во всех сферах общественной жизни.