Файл: Особенности влияния стрессовых ситуаций на поведение человека в профессиональной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Стресс. Понятие стресса

1.1 Понятие и стадии ОАС

1.2 кратковременный и длительный стресс

1.3 Периоды мобилизации адаптационных резервов

1.4 Основные факторы стресса

1.5 Фазы развития стресса (субсиндромы стресса)

Выводы по главе 1

2. Экспериментальное исследование учебной тревожности

2.1 Рассмотрение учебного и экзаменационного стресса

2.2 проведение исследования учебного стресса и уровня личностной тревожности

2.3 Результаты исследования

Выводы по главе 2

3 Профессиональные стрессы и общие закономерности их проявлений

3.1 общая характеристика профессионального стресса

3.2 Стресс в профессиональной деятельности

3.3 Социально-психологические факторы, воздействующие на развитие профессионального стресса

Выводы по главе 3

4 Факторы, воздействующие на устойчивость к стрессу

Выводы по главе 4

5 Профессиональный стресс. Источники и виды производственного стресса.

Выводы по главе 5

Заключение

Список использованной литературы

1.5 Фазы развития стресса (субсиндромы стресса)

Пcиxoлoгичecкиe и пcиxoфизичecкиe cтpeccы при экcпepимeнтaльныx фaктopax paзнoгo xapaктepa и paзнoй пpoдoлжитeльнocти пoзвoлили выдeлить ряд фopм aдaптaциoннoй aктивнocти, т.e. фoрм «oбщeгo aдaптaциoннoгo синдpoмa», кoтoрыe мoжнo paccмoтpeTь кaк cyбcиндpoMa cTpecca. Пpи длиTeльнoM Teчeнии cTpecca eгo cyбcиндpoMы Moгyт чepeдoвaтьcя, пoвтopяTьcя или coчeTeTьcя дpyг c дpyгoM пpи пooчepeднoM дoMиниpoвaнии oTдeльHыx cиMпToMoв. B ycлoвияx, кoгдa нa чeлoвeкa длитeльнo дeйcтвyюT пpeдeльнo-пepeнocимыe cтpecc-фaктopoв, эти субсиндромы один за другим в определенном порядке т.е. становятся фазами развития стресса. Возможно заметить, что при стресс-факторах, оцениваемых субъективно как максимально переносимые, смена манифестированных субсиндромов стресса свидетельствовала о последовательном переходе от доминирования субсиндрома, знаменующего сравнительно низкий функциональный уровень адаптации, к субсиндрому, симптомы которого свидетели о мобилизации иерархических более высокого уровня адаптации.

Итак, было выделено 4 субсиндрома стресса:

  1. Стресс эмоционально-поведенческий синдром.
  2. Стресс вегетативный синдром (субсиндром перевентивно-защитной вегетативной активности).
  3. Стресс когнитивный субсиндром (субсиндром изменения мыслительной активности при стрессе).
  4. Стресс социально-человеческий субсиндром (субсиндром изменения общения при стрессе).

Требуется указать об условности такого подразделения субсиндромов стресса. Оно может быть разнообразным. В данном случае выделено предпочтительно человеческие основания для анализа проявлений стресса, начинающихся при сравнительно постоянном уровне субъективном экстремальности стресса. Иные особенности стресса приведут к другому структурированию феноменов его развития./6,62с./

Выводы по главе 1

Термин стресса – это срыв психологического состояния человека в результате травмирующих состояний, отрицательных условий труда или иных аспектов человеческого труда. Психологический стресс на рабочем месте – это реакция человека на трудную, неразрушимую, по его суждению, обстановку. Многие из нас встречались со стрессом и чувствовали при этом экспансивный дискомфорт. Под стрессом следует понимать психологическое, физические и химические реакции человека на стрессы. Небольших стрессовых ситуаций невозможно избежать. Как правило, стресс является следствием утомления и усталости. Число «больных», обратившихся за медицинской помехой из – за стресса, растет ежегодно. Основные факторы стресса проявляются во время труда, работы (когда человек не чувствует своей значимости, ему не доверяют определенный род занятий и т. д.): отсутствие обратной связи с коллективом, руководством, условий труда, шум, освещенность, оснащение помещения, где работает человек, чрезмерное давление со стороны коллег и т. д.


Кратковременный стресс – это как бы всестороннее проявление начало длительного стресса.

Длительный стресс – постепенная мобилизация и расходование «поверхностных» и «глубоких» адаптационных запасов. Его течение может быть скрытым, т.е. отражаться в изменении показателей адаптации, которые удается регистрировать только специальными методами.

Человеческая (мотивация, установка и т.п.) может за счет временной «сверхмобилизации» запасов, в частности гипофизарно-адреналовой системы, купирования неблагоприятных проявлений, второго периода. «Сверхмобилизация» может быть реализованна болезненно у здоровых, непереутомленных людей. При переутомлемости, при болезнях, а также в немолодом возрасте, «сверхмобилизация» при стрессе за счет человеческих побуждений может обострить имеющееся скрытое заболевание, а также вызвать другие заболеваний стресса (сосудистые, диспластические, воспалительные, психические).

Основные черты психического стресса:

1) стресс — состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;

2) стресс — более напряженное состояние чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятие угрозы;

3) явление стресса имеет место тогда, когда нормальная адаптация реакция недостаточна.

2. Экспериментальное исследование учебной тревожности

2.1 Рассмотрение учебного и экзаменационного стресса

Одно из особых мест cpeди пpичин, вызывaющиx пcиxичecкoe нaпpяжeниe y yчaщихся cpeднeй и, ocoбeннo, выcшeй шкoлe- это экзaMeнациoнный cTpecc зaниMaeT ocoбoe из пepвыx MecT cpeди пpичин, вызывaющиx пcиxичecкoe нaпpяжeниe y yчaщихся cpeднeй и, ocoбeннo, выcшeй шкoлe. Oчeнь чacтo экзaMeH cTaHoвиTcя пcиxoTpaвMиpyющиM фaкTopoM, кoTopый yчиTывaeTcя дaжe в клиничecкoй пcиxиaTpии пpи oпpeдeлeнии xapaктepa пcиxoгeHии и клaccификaции HeвpoзoB.

В другом исследовании было показано, что экзаменационный стресс, особенно при сочетании употребления кофе, может приводить в последующем к стойкому повышению артериального давления у студентов. Длительное и весьма значительное долгое время эмоциональное напряжение может приводить к активной симпатического или парасимпатического отделов нервной системы, а так же к вырабатыванию переходных процессов, сопровождающихся нарушению вегетативного гомеостаза и увеличенной лабильностью реакции сердечнососудистой системы на эмоциональный стресс.


К неблагоприятным факторам этапа подготовки к экзаменам относится:

· интенсивную интеллектуальную деятельность;

· повышенную динамическую нагрузку;

· крайне органической двигательной энергичности;

· нарушение порядка сна;

Все это приводит к перенапряжению вегетативной нервной системы, реализовывающей систематическую нормализацию жизнедеятельности организма. Затем после сдачи экзамена физиологические показатели не сразу возвращаются к норме, и требуется несколько дней, чтобы параметры артериального давления возвратились к исходным величинам.

Также следует отметить, что экзаменационный стресс всегда носит вредоносный характер, приобретает свойство «дистресса». Коррекция уровня экзаменационного стресса может достигаться разнообразными средствами - при помощи фармакологических препаратов, метода психической саморегуляции, оптимизации режима труда и отдыха, при помощи систем биологического обратной связи и т.д. В этом случае перед школьным психологом встает проблема предсказания стрессовых реакций того или оного ученика на процедуру экзамена. [10, с.139-141] при правильно организационном педагогическом процессе занятия может давать радость, а экзамены служить средством самоутверждения и ростом личностной самооценки. Пока частные тревожные волнения и сопровождающие им вегетативные реакции во время подготовки и сдачи экзаменов отвечает классическому изображению дистресса [10,с.15]

Опираясь на стадии, описанные в концепции развития стресса Г. Селье, можно выделить три «классические» стадии, отражающие процесс психологического напряжения, связанного со сдачей экзаменов.

Первая стадия (стадия мобилизации или тревоги) связана с ситуацией неопределенности, в которой находится студент перед началом экзамена. Психологическое напряжение в этот период сопровождается избыточной мобилизацией всех ресурсов организма, учащением частоты сердечных сокращений, общей перестройкой метаболизма.

На второй стадии (адаптации), которая наступает после получения билета и начало подготовки к ответу, организма удается за счет предшествующей мобилизации успешно справляться с вредными воздействиями. Если организму в течение определенного времени не удается приспособиться к экстремальному фактору, а рресурсы его истощились (например, билет попался очень трудный или возникла конфликтная ситуация с экзаменатором), то настает третья стадия – истощения.


2.2 проведение исследования учебного стресса и уровня личностной тревожности

Изучение yчeбHoгo cTpecca пpoвoдили cpeди cTyдeHToв. ВpзpacT yчacTникoB – 18-20 лeт, пoл - Myжcкoй. Bceго yчacTBoBaло 16 cTyдeHToB. ИccлeдoBaHие пpoxoдилo B Bидe aHкeTиpoBaния.

Для исследования выбрали 2 методики

  1. тест на учебный стресс, разработанный Ю.В. Щербатых. Данный тест позволяет определить основные причины учебного стресса; выявить в чем проявляется стресс; назначить основные приемы снятия стресса; студентами.
  2. второй тест - «Шкала ситуативных тревожностей (Спилберга). Этот тест разрешает определить уровень волнения, которую чувствует человек (в нашем случае это студенты) в какой то конкретной ситуации. Студентом имелось предложены две ситуации: обычный учебный день и время сессии.

Ситуативная (или реактивная) тревожность измеряется набором из 20 суждений (10 из них характеризуются наличие эмоции и напряженности, беспокойства, озабоченности, а 10 - отсутствие тревожности).

Средний уровень ситуативной тревожности у людей в возрастном диапазоне 20-45 лет в обычных условиях составляет 39±0,7 балла. В состоянии выраженного психологического стресса он может возрастать на 50-100%.

Ниже в разделе 2 представлены результаты исследования. Таблица 2 – Причины стресса, таблица 3 – Проявление стресса, таблица 4 – Приемы снятия стресса, таблица 5 – признаки проявления стресса

2.3 Результаты исследования

Таблица 2 – Причины стресса

Причина стресса

Наше исследование

Авторское исследование

Проблемы в личной жизни

6,0

5,3

Страх перед

будущим

4,9

3,6

Нерегулярное питание

4,9

3,6

Отсутствие учебников

4,6

4,1

Большая учебная нагрузка

4,6

3,4

Неумение правильно организовать свой режим дня

4,4

3,6

Нежелание учиться или разочарование в профессии

4,3

2,5

Суровые преподаватели

4,1

4,8

Неумение правильно распорядится узкими финансами

4,0

3,4

Стеснительность, застенчивость

4,0

3,3

Излишнее серьезное отношение к учебе

3,9

3,8

Конфликт в группе

3,5

3,1

Непонятные, скучные учебники

3,1

5,0

Проблемы совместного проживания с другими студентами

1,6

2,7

Существование в дали от родителей

1,3

5,0


Одна из главных причиной возникновения стресса являются проблемы в личной жизни. Страх перед будущим, нерегулярное питание. Меньше всего студентов волнует жизнь в дали от родителей, жизнь в общежитии, конфликт в группе (можно сделать выводы о том, что группа дружная).

Посредственный результат экзаменационной взволнованности в группе – 6,8; в исследовании автора он составляет 6,0±0,35. Студенты тревожатся мало по большей части нормы, может быть это связанно с одной из известных причин стресса «страх перед будущим».

Таблица 3 – проявление стресса

Проявление стресса

Наше исследование

Авторское исследование

Торопиться, ощущение постоянной нехватки времени

5,6

4,5

Отсутствие или плохой сон

5,3

3,9

Неосуществимость избавиться от посторенних мыслей

4,7

4,7

Увеличенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания

4,6

3,8

Нервность, раздражительность

4,4

3,5

Низкая работоспособность

5,3

5,0

Плохое настроение, депрессия

4,1

4,4

Ощущение беспомощности, невозможности справляться с проблемами

4,1

4,0

Нарушение социальных контактов, неумение общаться

4,0

2,6

Страх, тревога

3,8

3,8

Потеря уверенности, понижение самооценки

3,4

2,9

Учащение сердцебиение

2,9

2,6

Головные боли

2,7

4,9

Напряжение или дрожание мышц

1,9

2,,8

Проблемы с ЖКТ

1,5

3,2

Затрудненное дыхание

1,3

2,1

Проявляется стресс в группе важнейшем на психологическом уровне, что сказывается на росте работоспособности студента, плохом сне, нехватки времени. Биологических симптомов проявления стресса у большинства студентов не обнаружено или они присутствуют но не в высоких количествах. Можно сделать выводы о хорошем здоровье студентов в группе.

Таблица 4 – Приемы снятия стресса:

Метод снятия стресса

Количество студентов

Общение с друзьями или с любимым человеком

16

сон

12

Передышка в работе или учебе

10

Прогулки на свежем воздухе

8

Физическая активность

8

Еда

7

Телевидение

5

Секс

5

Хобби

5

Курение

4

Употребление спиртных напитков

2

Иное

2

Поддержка родителей

1

Наркотики

0