Файл: Особенности влияния стрессовых ситуаций на поведение человека в профессиональной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Стресс. Понятие стресса

1.1 Понятие и стадии ОАС

1.2 кратковременный и длительный стресс

1.3 Периоды мобилизации адаптационных резервов

1.4 Основные факторы стресса

1.5 Фазы развития стресса (субсиндромы стресса)

Выводы по главе 1

2. Экспериментальное исследование учебной тревожности

2.1 Рассмотрение учебного и экзаменационного стресса

2.2 проведение исследования учебного стресса и уровня личностной тревожности

2.3 Результаты исследования

Выводы по главе 2

3 Профессиональные стрессы и общие закономерности их проявлений

3.1 общая характеристика профессионального стресса

3.2 Стресс в профессиональной деятельности

3.3 Социально-психологические факторы, воздействующие на развитие профессионального стресса

Выводы по главе 3

4 Факторы, воздействующие на устойчивость к стрессу

Выводы по главе 4

5 Профессиональный стресс. Источники и виды производственного стресса.

Выводы по главе 5

Заключение

Список использованной литературы

Основным способом снятия стресса является общение с друзьями.

Таблица 5 – признаки проявления стресса:

Признаки проявления стресса

Количество студентов

Частое учащенное сердцебиение

11

Скованный, дрожание мышц

5

Иное

5

Головные или иные боли

4

Сухость во рту

4

Затрудненное дыхание

2

Из биологических признаков проявления стресса можно выделить учащение сердцебиения. Остальные признаки присутствуют лишь у небольшой части студентов.

При проведение теста, средний показатель тревожности в обычной ситуации составил 40,9, что соответствует норме. Во время сессии он возрос не на много и составил 48,3 балла, что говорит о приемлемой стрессоустойчивости студентов.

Выводы по главе 2

По главе 2 рассмотрены учебного и экзаменационного стресса.

Экзаменационный стресс занимает особое из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся средней и, особенно, высшей школе. Очень часто экзамен становится психотравмирующим фактором, который учитывается даже в клинической психиатрии при определении характера психогении и классификации неврозов.

Было проведено исследование, учебного стресса проводили среди студентов. Возраст участников – 18-20 лет, пол - мужской. Всего участвовало 16 студентов. Исследование проходило в виде анкетирования. А в разделе 2.2 представлены результаты исследования.

3 Профессиональные стрессы и общие закономерности их проявлений

3.1 общая характеристика профессионального стресса

Cтpecc, cвязaнный c paбoтoй – этo peaкция opгaнизмa, кoгдa к людям пpeдъявляютcя тpeбoвaния, нecooтвeтcтвyющиe ypoвню иx знaний и нaвыкoв [15; с.132]. Cпeциaлиcты в oблacти cтpecca cчитaют, чтo длитeльный cтpecc, cвязaнный c xpoничecким вoздeйcтвиeм нeгaтивныx фaктopoв, дaжe ecли иx интeнcивнocть нe вeликa пepeнocитcя чeлoвeкoм знaчитeльнo тяжeлo, чeм глубже, нo oднoкpaтныe cтpeccы.


Профессиональный стресс разнообразный феномен, выражающийся в психических и физических вопросах на напряженные условия трудовой деятельности человека. Развитие стресс-реакции возможна даже в прогрессивных, хорошо управляемых организациях, что определено не только структурно-организационными особенностями, но и нравом работы, личностными взаимоотношениями сотрудников [9; 37].

Фактор сильного нервного перенапряжения могут служить условия труда: плохое освещение и вентиляция, тесное помещение и др. к факторам прямо или косвенно способствующим профессиональным стрессам, может так же отнестись отсутствие информации и отсутствие времени. [6; 81].

Дано много классификаций профессионального стресса, которые отличаются различной степенью, деятельности, одного, по мнению Ю.В. Щербатых, производственный стресс является возбудимым, не зависимо, вызван ли он страхом сделать ошибку, стресс от непротиворечивости темпов общения рабочих, порядка рабочий деятельности [15; с.133-134].

К первой группе относятся вредные характеристики производственной среды, трудные условия труда и чрезвычайные обстоятельства. При этом, должны отметить, что отдельные виды деятельности изначально намеревается стрессогенные факторы, объединенные с особенностями производства.

Так, например, шахтеры трудятся в условиях замкнутого пространства, угольной пыли и высокой температуры и психологическом ожидании возможной аварии (взрыв метана, обвал горной породы). К неблагоприятным условиям труда, провоцирующими развитие производственного стресса, можно отнести высокий темп деятельности, длинную работу, "рваный" темп деятельности и т.д.

Дополнительными факторами стресса являются разнообразные чрезмерные обстоятельства, которые могут принимать различный характер в зависимости от специфики труда. Так для работника биржи – обвал валют или внезапное изменение их курса; для менеджеров отдела оснащения срыв поставок сырья или комплектующих [5; с.78].

Вторая группа (субъективные факторы стресса) подключает две главные разновидности: межличностные (коммуникационные) и внутри личностный стресс.

Первые могут возникнуть при общении с вышестоящими должностными лицами, подчиненными и коллегами по работе.

Внутриличностный стресс в свой очередь может подразделяться на профессиональные, стрессы личностного характера стрессы, связанные с плохим соматическим здоровьем работников.

Профессиональные причины стресса обусловлены нехваткой знаний, умений и навыков, а так же ощущением несоответствия между трудом вознаграждением за него.


Корень стресса личностного характера носят неспецифический характер и встречается у работников самых разных профессий. Чаще всего это низкая самооценка, неуверенность в себе, страх неудачи, низкая мотивация, неуверенность в своем будущем и т.д. источником производственных стрессов может быть и состояние здоровья человека. Так хронические заболевания могут приводить к стрессу, так как они требуют повышенных условий для их компенсации и снижают эффективность деятельность работника, что может отразиться на авторитете и социальном статусе. Острые болезни также предназначаются источником как за счет соматических связей, так и косвенной. "

К профессиональным стрессам близко прилегает явление, которое в различных источниках обозначается как "феномен профессионального выгорания", явление "психического выгорания", "синдром экспансивного выгорания" и т.д. Под этим явлением понимается "состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся профессиях социальной сферы" [15; 138].

3.2 Стресс в профессиональной деятельности

Понижая эффeктивнocть и благополучие индивидyyмa, чpeзмepный cтpecc мнoгo oбxoдитcя opгaнизму, мнoгиe пpoблeмы coтpyдникoв, кoтopыe oтpaжaютcя кaк нa иx зapaботкe и peзультaтoв paбoты, так же влияет на здоровье и благополучное состояние организма сотрудника, изменяются в психологическом стрессе. Стресс явно и не явно yвeличивaeт расходы нa успех цeлeй предприятия и понижает кaчecтвa жизни для большинства трудящихся.

Cтpecc также имеет быть вызвaн моментами cвязaнными c paбoтoй и дeятeльнocтью предприятия и моментов личнoй жизни челoвeкa [7, c.20].

Рассмотрим те факторы, действующие внутри организма, которые вызывают стресс:

1. перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т. е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени.

Работнику просто доверили чрезвычайное число поручений или неосновательный степень выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения) а так же чувство безнадежности и материальных потерь.

2. Конфликт ролей.

Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, продавец может получить задание немедленно реагировать на просьбу клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то, говорят что бы он не забывал заполнять полки товарами.


Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя могут дать работнику противоречивые указания. Например, директор завода может требовать от шефа цеха предельно увеличить выпуск продукции, в то время когда шеф отдела технического контроля требует следование стандартов качества.

3. Неопределенность ролей

Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличии от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми но и уклончивы и неопределенны. Люди обязаны обладать правильным представление об ожиданиях руководства – что они должны делать как они и как их после этого будут оценивать.

4. Неинтересная работа.

Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу проявляют меньше беспокойства и мене подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие "интересная" работа у людей различна: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим [4, c.61].

Утомление – это физиологическое состояние организма, проявляющееся во время снижений его работоспособности в результате проведенной работы.

Различают субъективные и объективные признаки утомления. Утомлению, как правило, предшествует чувство усталости. Усталость – сигнал, предупреждающий организм о дезорганизации в первичной деятельности коры мозга.

Переутомление – это крайний уровень утомления находящаяся уже на грани с патологией. Переутомление возможно быть результатом больших физических и умственных нагрузок. Часто переутомление вызывают и неправильный образ жизни, недостаточный сон неправильный режим дня, и т. д. Под влиянием стрессовых воздействий в профессиональной деятельности формируются следующие личностные нарушения:

Психопатии

Психопатии – это дисгармоничный склад личности, от которой по мнению К. Шнайдера, в течение всей жизни страдает сам человек, и окружающие его люди. Для диагностики психопатии важно знать о трех клинических критериях этого патологического состояния выделяемых П. В. Ганнушкиным.

1 Тотально – дисгармония личности, то есть деформация всех компонентов личности.

2 необратимость психопатии, выражающаяся в проявлениях личностной дисгармонии с раннего детства и до глубокой старости они никогда не исчезают, но и не переходят в какую-либо иную нездоровую клиническую форму.


3. дезадаптация проявляющаяся в отсутствии целиком адекватного поведения в любой жизненной ситуации. Четко проявленная дезадаптация повергает к трудным не слаженностям с окружающими людьми, гибели планов, надежд и целей [3, c.60].

В поведении подобных людей превалирует беззаботность. Во многих проблемах они дилетанты. Склонны к азартным играм, приключением и риску. Из любопытства они рано знакомятся с спиртным, курением, наркотикам, половой жизнью. Неудовлетворительно выдерживают всякие ограничения их воли и инициативы, просто относятся к выбору специальности, друзей, любимых и легко их меняют.

Эмоциональный стресс является основной причиной уменьшения продолжительности жизни, повышение смертности людей и в частности внезапной смерти [7, c.50].

3.3 Социально-психологические факторы, воздействующие на развитие профессионального стресса

Coциaльнo-пcиxoлoгичecкиe - кoнфликт poлей и poлeвaя нeoпpeдeлeннocть, пepeгpyзкa или нeдoгpyзкa paбoтникoв, нeoтлaжeннocть инфopмaциoнныx пoтoкoв, мeжличнocтныe кoнфликты, выcoкaя oтвeтствeннocть, дeфицит вpeмeни).

Любопытно, чтo пpи изучении pядa пpoмышлeнныx пpeдприятий пo тeмe "фaктopы пoвышeния yтoмляeмocти в вaшeй paбoте", пеpвыe тpи мecтa в cпиcкe зaнимaют фaктopы неконктретности. Дaлee идyт фaктopы диcкoмфopтa. Пocлeднee мecтo зaнимaeт oдинoчecтвo и дeньги [13; с.44].

Paccмoтpим эти и дpугиe фaктopы пoдpoбнee.

Неопределенность – самый сильный источник стрессового напряжения. Сотрудник, сталкиваясь с ней, не знает к чему нужно быть готовым. Только он настроил свои силы на одно поручение, как ему тут же предлагают другое.

В такой ситуации сотрудник теряет силы, из-за напряженного ожидания информации, несущей ясность в задании. При этом, в силу своих полномочий, он не может контролировать ситуацию. Часть его энергии расходуется на сдерживание негативных эмоций с целью сохранения спокойствия в ситуации неопределенности. Неопределенность убивает самое основное, что вырабатывает людей в организации – смысл работы. Всегда заниматься бессмысленным занятием непереносимо и просто опасно для здоровья человек ослабевает как телесно, так и психически.

Работающие люди немалую часть своего времени проводят на работе. Поэтому удобное отношение с окружающим сотрудником очень важны. Дискомфорт в общении связан с частыми конфликтами с окружающими. Причина - тревога перед негативной реакции со стороны начальства, коллег, подчинённых. Внезапное совещание ассоциируется с выяснением отношений и публичном наказаний. Это происходит чаще всего в организациях, где нормой является смешение личностей, и профессионального стилей в деловом общении, к примеру, переход отрешения деловых вопросов к выяснению личностных отношений. В таких ситуациях, сотрудник находится в состоянии подозрительности и готовится к отражению нападения на свою личность, т.е. в стрессовом напряжении. Исследование физиологов, показали, что затяжные конфликты могут приводить к серьезным нарушениям функционирования организма. Если человек попадает в социальные условия, когда его положение кажется ему бесперспективным, то возможна появится реакция тревоги, чувства страха, нервоз и т.п.